Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:41, курсовая работа
Цель исследования: изучение мышления как психического познавательного процесса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мышление как психический познавательный процесс у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности развития мышления старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей мышления.
1. Понятие о мышлении.
2. Зарождение мышления и его развитие в раннем возрасте.
3. Проявление мышления и его изменения в дошкольном возрасте.
Глава 2. Эмпирическое исследование мышления у детей старшего дошкольного возраста.
1. Методическое обеспечение и организация исследования.
2. Результаты исследования и выводы.
Заключение
Список литературы
Глава 2. Эмпирическое исследование мышления у детей старшего дошкольного возраста.
1. Методическое обеспечение и организация исследования.
Исследование проводилось в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 64 «Колобок»» общее количество детей 20 человек, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Я в своей работе использовал 3 методики:
- «Исключение четвертого лишнего» Н.Л. Белопольская
- «Рассказ по серии сюжетных картинок для детей 5-7 лет»
- «Методика «Нелепицы» »
Методика №1 «Исключение четвертого лишнего» Н.Л. Белопольская
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам:
1) по величине;
2) по форме;
3) по цвету;
4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут.
6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут.
4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут.
2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут.
0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика №2 «Рассказ по серии сюжетных картинок для детей 5-7 лет»
Методика направлена на исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственых и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.
Анализ результатов выполнения:
4 балла - дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;
3 балла - дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;
2 балла - дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;
1 балл - ребенок не понял смысла задания.
Методика №3 «Методика «Нелепицы»»
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития : 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов —средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
2. Результаты исследования и выводы.
Исследование проводилось в подготовительной группе детского сада № 64. Всего было исследовано 20 детей: 10 мальчиков и 10 девочек.
Результаты по трем методикам: отдельно у мальчиков и девочек занесены в таблицы 1 и 2 приложения. Сравнивая среднегрупповые результаты, можно сделать вывод и подтвердить выдвинутую гипотезу: результаты девочек и мальчиков, действительно, отличаются.
Методика «Исключение четвертого лишнего».
Девочки по данной методике показали нормальный результат. Их показатель равен 6,6 баллам. Мальчики же набрали 6,1 балл. Этот результат также находится в норме, как и у девочек.
Результат девочек выше, чем у мальчиков на 0,5 балла.
Рассказ по серии сюжетных картинок для детей 5-7 лет.
Девочки по данной методике показали не очень хороший результат 2,3 балла. Мальчики набрали 2 балла. Это говорит о том что у детей в дошкольном возрасте есть затруднения в построении связного рассказа.
Результат девочек выше, чем у мальчиков на 0,3 балла.
Методика «Нелепицы»
Девочки по данной методике показали средний результат 6,2 балла. Мальчики набрали 5.4 балла.
Результат девочек выше, чем у мальчиков на 0,8 балла
Заключение.
В результате работы достигнута цель исследования - мы изучили мышление как психологический процесс. На основе изучения психологической литературы охарактеризовали виды мышления:
1. наглядно-действенное (практическое),
2. наглядно-образное (образное),
3. и понятийное (словесно-логическое) мышление.
Рассмотрели основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, конкретизацию и обобщение.
Подобрали психологические методики для диагностики уровня развития мышления .
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Гипотеза подтверждена: уровень развития мышления действительно, различен у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте. Благодаря моему исследованию, можно предположить, что уровень развития мышления у мальчиков ниже, чем у девочек. Но чтобы подтвердить данное предположение, я думаю, что нужно увеличить число испытуемых до 50 человек каждого пола чтобы получить более достоверные данные.
Приложение
Таблица 1.
Девочки.
№ исп. п/п | «Исключение четвертого лишнего» | Рассказ по серии сюжетных картинок для детей 5-7 лет.
| Методика «Нелепицы»
|
1 | 8 | 3 | 6 |
2 | 7 | 2 | 5 |
3 | 5 | 3 | 7 |
4 | 8 | 1 | 6 |
5 | 7 | 3 | 5 |
6 | 6 | 2 | 7 |
7 | 6 | 2 | 8 |
8 | 7 | 3 | 5 |
9 | 6 | 2 | 7 |
10 | 6 | 2 | 6 |
Хгр | 6,6 | 2,3 | 6,2 |
Таблица 2.
Мальчики.
№ исп. п/п | «Исключение четвертого лишнего» | Рассказ по серии сюжетных картинок для детей 5-7 лет.
| Методика «Нелепицы»
|
1 | 7 | 2 | 7 |
2 | 8 | 1 | 5 |
3 | 6 | 2 | 6 |
4 | 5 | 1 | 4 |
5 | 7 | 3 | 5 |
6 | 4 | 2 | 4 |
7 | 5 | 2 | 7 |
8 | 7 | 3 | 6 |
9 | 4 | 2 | 5 |
10 | 8 | 2 | 5 |
Хгр | 6,1 | 2 | 5,4 |
Информация о работе Эмпирическое исследование мышления у детей старшего дошкольного возраста