Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель исследования – изучение тревожности у детей подросткового возраста.
Цель исследования определила задачи исследования:
- раскрыть понятие тревожности;
- рассмотреть психологические особенности детей подросткового возраста;
- исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
- раскрыть психопрофилактическую и психокоррекционную работу по преодолению школьной тревожности в подростковом возрасте
Введение…………………………………………………………………
3
1 Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста………………………………………………
5
1.1 Понятие тревожности…………………………………………….
5
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста…..
9
1.3Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте……………………………………………….
13
Выводы по 1 главе……………………………………………………..
16
2 Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста………..
18
Организация проведения психодиагностического исследования
18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..
21
2.3Рекомендации по проведению психопрофилактической и психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности…………………………………………………………...
Выводы по 2 главе……………………………………………………..
24
26
Заключение……………………………………………………………..
27
Список использованных источников………………………………….
28
Приложение……………………………………………………………
30
Подросток находится в положении маргинальной личности - личности, принадлежащей двум культурам.
Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Как описывает К.Левин, характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам [13].
Далее в нашей работе мы рассмотрим особенности эмоциональных проявлений и возможные варианты нарушений эмоциональной сферы подростков.
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом воздасте
Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношение с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. В основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновение аффективного напряжения лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, родителями, учителями. Причиной нарушения социальных связей с окружающими, взрослыми и сверстниками нередко выступает тревожность подростка – нейротизм.
Результаты изучения тревожности
зарубежными исследователями во
многом совпадают с выводами отечественной
психологии. Так, Х.Хекхаузен приводит
следующее соображения
Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине[2].
Тревожные дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу. Как известно подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.
Тревожность, закрепившись, становится
достаточно устойчивым образованием.
Подростки с повышенной тревожностью
тем самым оказываются в
Параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча ей и дополняя ее одновременно, в подростковом возрасте у многих развита повышенная застенчивость. Не случайно, что в социальном исследовании обнаружился важный факт: именно в этом возрасте у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.
Застенчивость, в свою очередь, является самой распространенной коммуникабельной трудностью подростка. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивыми, действительно отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей.
Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки используют "стратегическое взаимодействие". Понятие стратегического взаимодействия введено в науку известным американским социологом Эрвингом Гофманом (1969) для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений.
Во-первых, будучи постоянно озабочены собой, предполагая, что и другие разделяют эту озабоченность, подростки обычно действуют в расчете на некую воображаемую аудиторию.
Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и озабоченность, часто создают себе "личный мир", вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий и вызывает напряжение и тревожность.
Одной из главных психологических трудностей подростков является склонность объяснять свои неудачи в общении не конкретными ситуациями, а своими якобы непременными личностными качествами. Такая установка парализует попытки установления новых человеческих контактов, с учетом прошлых ошибок. Если в других сферах жизни, например, в учебе, они трезво оценивают причины своих успехов и переживаний, и, учась на своих ошибках, могут достигнуть высоких результатов, то в сфере общения, где они особо уязвимы. Негативная установка превращается в самореализующийся прогноз. "У меня все равно ничего не получится".
Ведущий мотив жизни и деятельности для подростка – самоуважение в коллективе. Быть признанным в коллективе, занимать определенное место, играть определенную роль – сверх-ценная идея этой категории школьников. Если она реализуется, подросток живет в мире и согласии с теми, кто его окружает. Расхождение в оценках, данных человеком самому себе и полученных им от других, является важным источником тревожности.
Наиболее характерными
для раннего подросткового
Дело в том, что такие группы обладают защитной функцией, окружают их неким психологическим барьером от проникновения травмирующих влияний со стороны, будь то отрицательная оценка товарищей или мнение учителей. Трудно живется подростку у психологически незрячего учителя. И тому, чье развитие отстает и тому, чье обгоняет окружающих, кого не удовлетворяют слишком плоское, равнинное видение мира, кто представляет его объемным многомерным, противоречивым. Нелегко приходится таким подросткам в окружении сверстников даже из-за чисто внешнего расхождения во вкусах, в манере держаться выражать свои мысли [15].
Психологи А.Н. Божович, В.В. Столин, И.С. Кон говорят о том, что важную роль в общении подростка играет самооценка. Она вызывается необходимостью в объективном знании себя и своих качеств трудовой деятельности и общения. И.М.Жутикова считает, что именно такие подростки с неразвитым самопознанием, низкой самооценкой, у которых нуль самопознания особенно тяжело переносят вдруг вошедшую в их жизнь значительную психологическую трудность.
К началу подросткового возраста человек знакомится с собой заново. И вот тут не надо его одергивать, осуждать интерес подростков к себе. А со всей серьезностью тактично помочь познакомится с собой поближе. Грубейшей ошибкой будет свести все это к перечню недостатков.
Подросткам очень помогает, когда им рассказывают о них, что с ними происходит, почему они нередко испытывают непонятное для них раздражение, досаду и т. д. Им очень нужны благожелательные, но не навязчивые советы. Сами они не догадываются обращаться по таким поводам.
Если у подростка общение с окружающими сложились не совсем удачно (нет друзей, конфликтные отношения со сверстниками или взрослыми), то это отражается на познании самого себя. Оно либо задерживается, либо его результат бывает несоответствующим действительности. И то и другое отрицательно сказывается на становлении личности. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что для многих младших и особенно, для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанные с их отношением к себе к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя всех недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Самооценка подростка складывается под влиянием тех моральных ценностей и требований, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда у подростка круг общения меняется, может измениться и его самооценка.
Выводы по 1 главе
Таким образом, многочисленные определения тревожности в психологической литературе позволили нам сделать следующие обобщения. Понятие тревожности определяется:
1) как эмоциональное состояние в определенной ситуации, которое проявляется у большинства людей и при невысоком уровне выраженности играет положительную, мотивирующую роль;
2) как устойчивое свойство, черта личности или темперамента;
3) тревожность как состояние, как некоторая тревожножность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время, с различной периодичностью, свойственная любому нормальному человеку;
4) устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в жизни стрессов и считающаяся признаком эмоциональных нарушений, ведущая к психоэмоциональному неблагополучию.
Анализ литературы показывает, что тревожность в подростковом возрасте формируется под влиянием различных факторов и условий (основными из которых являются школа и семья). Учебные страхи и тревожность оказывает наибольшее влияние на успешность учебной деятельности и формирование личности.
Своевременная диагностика и последующие профилактические мероприятия и коррекция тревожности необходимы в современной системе образования.
Диагностика эмоциональных нарушений должна строиться на основе возрастного и функциональных принципов и должна включать 3 основные группы показателей:
1) ситуативные
особенности эмоциональной
2) внеситуативные
особенности эмоциональной
3) наличие специфических эмоциональных механизмов, необходимых и достаточных на данном возрастном этапе (эмоциональная децентрация и эмоциональное смещение) [5].
Обозначенные
в данной части работы психологические
особенности подросткового
Существует
ряд методик для диагностики
тревоги и тревожности. Для выявления
факторов тревожности, влияющих на эмоциональное
состояние ребенка, его учебу
и деятельность, взаимоотношения
с окружающими нами была выбрана
методика Филипса, цель которой – изучение
уровня и характера тревожности, связанной
со школой так и у подростков [15].
Опросник школьной тревожности
Филипса относится к стандартизированным
психодиагностическим методикам и позволяет
оценить не только общий уровень школьной
тревожности, но и качественное своеобразие
переживания тревожности, связанной с
различными областями школьной жизни.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут
зачитываться школьникам, а могут и предлагаться
в письменном виде. На каждый вопрос требуется
однозначно ответить «Да» или «Нет». (Приложение
1).
При обработке результатов выделяют
вопросы, ответы на которые не совпадают
с ключом теста. Например, на 58-й вопрос
ребенок ответил «Да», в то время как в
ключе этому вопросу соответствует «-»,
то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие
с ключом – это проявления тревожности.
Бланк ответа и ключ к вопросам представлен
нами в приложении 2. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту.
Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной
тревожности ребенка, если больше 75 % от
общего числа вопросов теста – о высокой
тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов
тревожности, выделяемых в тексте. Уровень
тревожности определяется так же, как
в первом случае. Анализируется общее
внутреннее эмоциональное состояние школьника,
во многом определяющееся наличием тех
или иных тревожных синдромов (факторов)
и их количеством (Таблица 1).
Таблица 1 Факторы тревожности
Факторы |
Номера вопросов |
1. Общая тревожность в школе (сумма 22) |
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 |
2. Переживание социального стресса (сумма 11) |
5,10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 |
3. Фрустрация в потребности в достижении успеха (сумма 13) |
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 |
4. Страх самовыражения (сумма 6) |
27, 31, 34, 37, 40, 45 |
5. Страх ситуации проверки знаний (сумма 6) |
2, 7, 12, 16, 21, 26 |
6. Страх не
соответствовать ожиданиям |
3, 8, 13, 17, 22 |
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу ( |
9, 14, 18, 23, 28 |
8. Проблемы и
страхи в отношениях с |
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 |