Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель исследования – изучение тревожности у детей подросткового возраста.
Цель исследования определила задачи исследования:
- раскрыть понятие тревожности;
- рассмотреть психологические особенности детей подросткового возраста;
- исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
- раскрыть психопрофилактическую и психокоррекционную работу по преодолению школьной тревожности в подростковом возрасте
Введение…………………………………………………………………
3
1 Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста………………………………………………
5
1.1 Понятие тревожности…………………………………………….
5
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста…..
9
1.3Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте……………………………………………….
13
Выводы по 1 главе……………………………………………………..
16
2 Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста………..
18
Организация проведения психодиагностического исследования
18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..
21
2.3Рекомендации по проведению психопрофилактической и психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности…………………………………………………………...
Выводы по 2 главе……………………………………………………..
24
26
Заключение……………………………………………………………..
27
Список использованных источников………………………………….
28
Приложение……………………………………………………………
30
1. Выявление
учащихся, составляющих группу повышенног
2. Участие школьного
психолога в разработке и
3. Помощь психолога учителям в реализации той части коррекционных программ для учащихся группы риска, которая может быть обеспечена в стенах школы;
Воспитательные и учебно-информационные аспекты проблемы школьной тревожности связаны с решением следующих задач:
1. Воспитание
у учащихся толерантности в
коммуникативных ситуациях,
2. Воспитание у них привычки заботиться о своём психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;
3. Формирование
у школьников потребности
4. Формирование
у учащихся коммуникативных
5. Развитие у
школьников самообладания, а
6. Обучение психологическим
навыкам эффективного
Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и требует от педагога проявления особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности. Считаем необходимым, с целью формирования безопасного образовательного пространства, с учётом здоровье сберегающих технологий и коррекции отрицательных, дестабилизирующих эмоциональное здоровье участников образовательного процесса факторов, проведение специальных мероприятий (тренинги эмоциональной устойчивости, психологическая разгрузка и проч.) для участников образовательного процесса.
Выводы по 2 главе
Во второй главе мы рассмотрели методику школьной тревожности Филипса, целью которой является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой как у младших школьников, так и у подростков. Эта методика состоит из 58 вопросов и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. В рамках описания методики мы рассмотрели содержательную характеристику каждого фактора тревожности.
Мы провели
экспериментальную работу с целью
определить уровень и ведущие
факторы тревожности
Наиболее часто встречаются и отмечаются высоким уровнем тревожности: страх самовыражения и несоответствия ожиданиям взрослых, а так же взаимоотношения с учителями у многих подростков напряженные. Большое значение на увеличение тревожности оказывают также и особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в последнее десятилетие.
Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Как любое сложное психологическое явление, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный и эмоциональный аспекты, при доминировании эмоционального.
Проведенная работа показала, что тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека.
Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают черты устойчивого образования в подростковом возрасте, опосредуясь особенностями Я-концепци, отношения к себе. В свою очередь, тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его восприятия, углубляет и усиливает этот конфликт. Возникающие в результате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется и может приобрести стабильные формы реализации в поведении, регуляции, компенсации или способах защиты.
Наиболее значимыми
причинами возникновения
Полученные нами в ходе исследования подростковой тревожности данные не являются характерными для всех подростков, поскольку проводились в отдельно взятых классе и школе. Как показывают результаты научных исследований, приведенных в литературе, даже в разных восьмых классах одной школы могут быть получены различные показатели по общему уровню тревожности, а индивидуальные показатели тревожности могут значительно отличаться от общих.
Приложение
Текст опросника диагностики уровня школьной тревожности Филипса