Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель работы - изучение особенностей аутоагрессивного поведения подростков.
Объект исследования – личностные особенности подростков.
Предмет исследования - предпосылки возникновения к аутоагрессивному поведению в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения предпосылок возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте..6
Определение понятия аутоагрессии и аутоагрессивного поведения…………………………………………………………6
Взаимосвязь понятий агрессии, аутоагрессии, враждебности и гнева………………………………………………………………15
Влияние тревожности и депрессии на аутоагрессивные действия…………………………………………………………..17
Глава 2. Эмпирическое исследование возникновения предпосылок аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте……………….22
2.1. Организация и методы исследования (там обоснования, описание выборки, этапы проведения, методики и их описания……………….22
2.2. Анализ результатов исследования. Взаимосвязь показателей аутоагрессии, самоповреждения и саморазрушения с показателями враждебности, цинизма и агрессивностипрежде чем писать о взаимосвязях сначала анализируем, наверное, особенности и предпосылки суицидального поведения у………Взаимосвязи ищут потом и обосновывают их в другом параграфе, взаимосвязей между показателями быть не должно (в написании), это брак!!!! Нужно выражаться в тексте иначе, ищут связи м/у явлениями……….!!!!!!, а это в свою очередь выражено в показателях……………………………..25
2.3. Выводы………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...………..….35
Результаты по методике исследования склонности к виктимному поведению ( Андронникова О.О., 2003)
Основные показатели по данной методике отражены в таблице №3.
Таблица №3.
Частотные показатели по шкалам виктимности
Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению |
Шкала склонности
к самоповреждающему и |
Шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению |
Шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению |
Шкала склонности к некритичному поведению |
Шкала реализованной виктимности | |
Низкие показатели 1-3 стен |
3(11,1%) |
3(11,1%) |
7 (25,9%) |
3(11,1%) |
3(11,1%) |
2 (7,4%) |
Средние показатели 4-7 стен |
21 (77,7%) |
16 (59,2%) |
15 (55,5%) |
16 (59,2%) |
15 (55,5%) |
16 (59,2%) |
Высокие Показатели 8-9 стен |
3(11,1%) |
8 (29,6) |
5 (18,5%) |
8 (29,6) |
9 (33,3%) |
9 (33,3%) |
По результатам методики исследования склонности к виктимному поведению было выявлено:
По шкале «Склонность к агрессивному виктимному поведению» – низкий показатель шкалы был у 3 испытуемых (11,1 %). Данный результат указывает на снижение мотивации достижения, высокую обидчивость, но при этом у испытуемых данной группы хорошо развит самоконтроль и стремление придерживаться принятых норм и правил. Высокий показатель по данной шкале был выявлен у 3 испытуемых (11,1 %). К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения.
По шкале «Склонность
к самоповреждающему и
По шкале «Склонность к гиперсоциальному поведению» низкий показатель шкалы был определен у 7 испытуемых (25,9 %) – это указывает пассивность, равнодушие со стороны подростка, к тем явлениям, которые происходят вокруг него. У 5 испытуемых (18,5 %) по данной шкале был выявлен высокий показатель. В данную группу относятся люди, которые считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это может стоить им здоровья или жизни. Их поведение имеет положительные мотивы.
По шкале «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» низкий показатель шкалы был определен у 3 испытуемых (11,1 %). Данные подростки стремятся выделиться из группы сверстников, непримиримы к мнению других, но при этом возможна внутренняя ранимость, приводящая к повышенному желанию обособиться от окружающих. У 8 испытуемых (29,6 %) по данной шкале был выявлен высокий показатель. В данную группу входят люди, не оказывающие сопротивления, противодействия по различным причинам: в силу возраста, беспомощного состояния, трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия.
По шкале «Склонность к некритичному поведению» низкий показатель шкалы был определен у 3 испытуемых (11,1 %). К данной группе относятся подростки, обладающие стремлением предугадывать возможные последствия своих поступков. У 9 испытуемых (33,3 %) по данной шкале был выявлен высокий показатель. К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, уровень интеллекта, заболевание.
По шкале «Реализованной виктимности» низкий показатель шкалы был определен у 2 испытуемых (7,4 %). Данные подростки нечасто попадают в критические ситуации, либо у них уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций. Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует. Высокий показатель был выявлен у 9 испытуемых (33,3 %) – данные испытуемые достаточно часто попадают в неприятные или даже опасные для их здоровья и жизни ситуации. Причиной этого является внутренняя предрасположенность личности к агрессивному, необдуманному действию.
Данные по показателям виктимности, полученные в исследуемой выборке, выявили группу подростков с высоким риском виктимного поведения, что в свою очередь, может выступать условием развития у данных подростков аутоагрессивных форм поведения.
Показатели корреляции в исследовательской выборке
Полученные результаты были интерпретированы по коэффициенту Пирсона, в таблице по корреляционным взаимосвязям отражены основные показатели корреляции (таблица№4).а перед этим была проверка на нормальность расределения?! ГДЕ ОНА
Полученные корреляции подтверждают, что агрессивность может быть связана с низкой оценкой подростком поддержки, которую он получает со стороны семьи (r=–0,41где значимость p<….); показатели цинизма и враждебности имеют отрицательную связь с оценкой подростком социальной поддержки, получаемой им со стороны друзей (–0,46 и – 0,39 соответственно); враждебность поддерживается высокой оценкой подростками поддержки, получаемой ими со стороны значимых других (0,49), что, в данном случае, указывает на отождествление подростками значимых других с неформальным окружением и доминирование в самосознании подростка ценностей неформальной подростковой группы.
Вызывают интерес взаимосвязи показателей УЖАС (ИЩИТЕ СВЯЗИ М/У ЯВЛЕНИЯМИ, А НЕ МЕЖДУ ШКАЛАМИ, ПОКАЗАТЕЛЯМИ!!!!) ну можно один-два раза упомянуть про показатели, шкалы. Иначе, это грубо, некорректно, некрасиво и так просто не положено делать в хороших работах.
Почитайте Маша, пожалуйста, как анализируют корреляции другие специалисты, ученые, студенты – все реально и более-менее просто «Склонность к агрессивному виктимному поведению» и «Враждебностью» и «Агрессивностью» (0,47 и 0,45 соответственно), что косвенно подтверждает факт виктимизации высокоагрессивных и враждебных подростков.
«Цинизм» и «Агрессивность» поддерживают «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (0,46 и 0,41соответственно). Это позволяет предположить, обесценивающее, пренебрежительное, агрессивное отношение к окружающим поддерживается аутоагрессивным отношением подростка к себе, что проявляется в разных формах и способах самоповреждения, и является показателем низкой самоценности.
Таблица №4.
Корреляционные взаимосвязи
Названия шкал |
Значение корреляции |
Социальная поддержка семьи/ Шкала агрессивности |
-0,41(*) |
Социальная поддержка друзей/ Шкала цинизма |
-0,46(*) |
Социальная поддержка друзей/ Шкала враждебности |
-0,39(*) |
Социальная поддержка значимых других /Шкала враждебности |
0,49(**) |
Склонность к агрессивному виктимному поведению/Шкала враждебности |
0,47(*) |
Склонность к агрессивному виктимному поведению/ Шкала агрессивности |
0,45(*) |
Склонность
к самоповреждающему и |
0,46 (*) |
Склонность
к самоповреждающему и |
0,41(*) |
** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.)
*Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.)
2.3 Выводы.
Таким образом,
можно сделать следующие
1.Основная часть
испытуемых имеет высокий
2.Комплексная
оценка склонности к
3.В какой? данной группе были выявлены единичные факты самоповреждающего поведения, включая самоповреждения аутоагрессивного характера в виде самопорезов.
4.По шкале враждебности выявлены средние результаты за исключением 3 подростков, показавших высокую предрасположенность к враждебности и 2 подростков с высоким уровнем агрессивности.
5.В целом
можно заключить, что у троих
из 27 подростков выявлена явная
предрасположенность к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значимость проблем аутоагрессивного поведения очевидна в связи с постоянным повсеместным ростом как суицидальных проявлений, так и самоповреждений. Несмотря на актуальность проблемы аутоагрессии в современном мире, аутоагрессивное поведение является само по себе малоизученным явлением, т.к. чаще всего рассматривают только одно из его проявлений – суицид, и незначительное внимание уделяют другим не менее важным аспектам.
Понятие аутоагрессии не лишено неоднозначной трактовки и в данной работе сделаны попытки описать разные стороны аутоагрессивного поведения. Здесь так же были представлены разные взгляды и подходы в изучении аутоагрессивного поведения. Рассмотрев работы разных авторов на тему аутоагрессии и её проявлений, можно сделать вывод, что в настоящее время нет единого подхода в изучении данной проблемы.
Следует отметить, что на сегодняшний день практически отсутствуют психологические методики, направленные на изучение аутоагрессивных проявлений. Эти аспекты требуют разработки психологической научно-теоретической концепции по изучению, коррекции и профилактики аутоагрессивного поведения.
Анализ есть, хоть и разрозненный, а вот синтез отсутствует или очень слабый (надо связывать факты, а иначе, зачем использовать эти методики, которые не очень-то близки к проблеме – так бывает часто, значит надо привязать их ч/з результаты), и еще почему не говорится о наблюдении, беседе, проективных методах….
В ОБЩЕМ, РАБОТАЙТЕ НАД ОШИБКАМИ!!!! ВЫ МОЖЕТЕ! ЧИТАЙТЕ КНИГИ И НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, ИЗВЕСТИЕ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ…..) И ДИССЕРТАЦИИ! ЖЕЛАЮ УСПЕХА, УДАЧИ И ТРУДОЛЮБИЯ!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: