Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

В нашей работе будут рассматриваться личностные особенности подросткового возраста, такие как агрессивность и самоотношение.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивности. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А. , Антонян Ю.М. , Беличевой С.А. , Бехтерева В.М.,Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Соотношение показателей самоотношения и агрессивности у подростков
1. 1 Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»
1.2 Общая характеристика и основные особенности понятие «Самоотношение»
ГЛАВА 2. Особенности проявления агрессивности и самоотношения в подростковом возрасте
2.1 Специфика агрессии в подростковом возрасте
2.2 Подростковое самоотношение
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков
3.1 Исследование самоотношения с помощью методики В.В. Столина и С.Р.Пантелеева
3.2 Исследования агрессии с помощью теста Басса-Дарки
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!! .doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

здесь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Соотношение показателей самоотношения и агрессивности у подростков

 1. 1  Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»

1.2 Общая характеристика и основные особенности понятие «Самоотношение»                                                        

ГЛАВА 2.  Особенности проявления агрессивности и самоотношения в подростковом  возрасте

 2.1 Специфика агрессии в подростковом возрасте

2.2 Подростковое самоотношение 

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи   самоотношение и  агрессивности у   подростков

 3.1 Исследование самоотношения с помощью методики В.В. Столина и С.Р.Пантелеева

3.2 Исследования агрессии с помощью теста Басса-Дарки

 Заключение  

 Список используемой  литературы          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        В нашей  работе будут рассматриваться  личностные особенности подросткового возраста, такие как агрессивность и самоотношение. 

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного  поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивности. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А. , Антонян Ю.М. , Беличевой С.А. , Бехтерева В.М.,Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С.,   Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М.

  Как считают многие авторы,  (И.С.Кон, B.C.Мухина, И.И.Чеснокова, Д.И.Фельдштейн и другие) самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания человека. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - рефлексии на себя, на других, на общество.

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.

 

 Актуальность данной темы вызвана и обусловлена тем, что на основании, возможно существующей взаимосвязи можно разработать практические рекомендации по профилактики и коррекции сформировавшегося уровня самоотношения которое повлечет снижение агрессивности. Что в свою очередь может  помочь индивиду в улучшении выполнения своих профессиональных обязанностей, и увеличения качества общения в  коллективе.

 Цель исследования – исследование взаимосвязи самоотношения и агрессивность в подростковом  возрасте,  определение общих характеристик понятий самоотношения и агрессивности.

Объект исследования – самоотношение личности как эмоциональный компонент самосознания и  агрессивность как устойчивая черта личности.

Предмет исследования - особенности самоотношения и агрессивности в подростковом   возрасте.

Гипотеза: Уровень сформировавшегося самоотношения влияет на проявление агрессивности.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть и разграничить понятие агрессивность и агрессия.
  2. Дать общую характеристику и выявить основные особенности понятия самоотношение.
  3. Разобрать особенности самоотношения и агрессивности в подростковом возрасте.

 

 

 

 

Глава 1.  Сотношение показателей самоотношения и агрессивности подросков

 

  1. 1 Общая характеристика понятия агрессия, агрессивность

 

   Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо, прежде всего, уточнить смысл и значение основных понятий, связанных с этим феноменом. Сложность такой работы обуславливается тем, что термин «агрессия» и «агрессивность» чрезвычайно часто употребляются в самом широком смысле. Анализируя проявления и биологическое значение агрессии в животном мире, австрийский ученый Карл Лоренц писал, что "для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и т.п. и заканчивая, в конце концов, войной и атомной бомбой".

Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его вполне однозначная трактовка и определение. Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессии различное содержание. Его определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те или иные внешние раздражения, и как нападение или борьбу в пределах одного вида, и как неоправданное, губительное стремление истязать себе подобных.

Существуют различные определения агрессии и агрессивности. Причем, иногда эти термины употребляются как синонимы, хотя необходимо четко понимать и разграничивать эти два понятия.  Для этого обратимся к определениям различных авторов.

Например: "Психологический словарь " (под ред. А.В. Петровского  и М.Г. Ярошевского, 1990) дает следующее определение: " Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей". В нём выделено три вида агрессии: реактивная, включающая в себя экспрессивную, импульсивную и аффективную агрессии; враждебная, характеризующаяся целенаправленно осознанным намерением нанесения вреда другому человеку; инструментальная, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.

Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности - агрессивность. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности.

В "Критическом словаре психоанализа" Ч. Райкрофт определяет агрессию как гипотетическую силу, инстинкт, или первопричину, которая представляется побудителем ряда действий и чувств. Часто она рассматривается как антитеза сексу или либидо и в этом случае обозначает разрушительные влечения. Райкрофт указывает на то, что даже когда термин используется как синоним деструктивности, существуют различные разногласия в том, является ли агрессия первичным влечением, то есть разрушительным агрессивным инстинктом, или же реакцией на фрустрацию.

О.Ю. Михайлова выделяет "три основных подхода к определению понятия "агрессия": трактовка агрессии в терминах ее последствий, как поведение, связанное с нанесением ущерба другому субъекту; определение агрессии через предшествующие условия, в частности, через намерение нанесение ущерба; нормативный подход, отводящий социальным нормам решающую роль в определении поведения как агрессивного, и делает вывод, что в настоящее время нет удовлетворяющего определения понятия "агрессия". Агрессия рассматривается и как свойство личности, и как ее состояние, и как инстинкт, и как поведение.

А.А. Реан., обозначая границы понятия агрессии, определяет его как любые действия, которые причиняют ущерб другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба человеку или группе людей. Он же акцентирует внимание на том, что необходимо различать понятия "агрессия " и "агрессивность"

Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление – не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения как агрессивных действий всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов. В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе генезиса, первопричиной этих действий является фактор ситуации. В случае же агрессивных действий личности во взаимодействии трансситуативных и ситуационных факторов примат принадлежит личностным качествам.

Агрессия - это определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту, а агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Под агрессивностью понимается  свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъект - субъектных отношений.

Агрессивность может иметь качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости, и т.д. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жёсткой, а с другой, может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить:

• Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

• Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

• Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

• Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

• Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

• Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

• Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности – намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.1

Рассмотрим их более подробно, т. к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение у человека.

Первый фактор – намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается, прежде всего, то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т.е. на приписывании субъектом другому лицу враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.

Второй фактор – ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение: пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль.2      Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия – одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т.е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков