Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

В нашей работе будут рассматриваться личностные особенности подросткового возраста, такие как агрессивность и самоотношение.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивности. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А. , Антонян Ю.М. , Беличевой С.А. , Бехтерева В.М.,Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Соотношение показателей самоотношения и агрессивности у подростков
1. 1 Общая характеристика понятия «агрессия», «агрессивность»
1.2 Общая характеристика и основные особенности понятие «Самоотношение»
ГЛАВА 2. Особенности проявления агрессивности и самоотношения в подростковом возрасте
2.1 Специфика агрессии в подростковом возрасте
2.2 Подростковое самоотношение
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков
3.1 Исследование самоотношения с помощью методики В.В. Столина и С.Р.Пантелеева
3.2 Исследования агрессии с помощью теста Басса-Дарки
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!! .doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.8

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между  братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у         которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны,         сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тона – тем самым вы "подключаетесь" к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы "выхода" агрессивных импульсов.

Однако самое главное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества - это главное условие предотвращения агрессивности.

Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Самоотношение в подростковом возрасте

 

В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г Спиркина, Е.В. Шороховой  и теоретическим работам И.С. Кона  и И.И. Чесноковой. Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И.Сарджвеладзе.9

 В настоящее время в отечественной  психологии доминирующим является  категория «эмоционально-ценностное  самоотношение».

Большинством авторов отмечается, что подростковый возраст является критическим для формирования «самоотношения».

Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В подростковом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты воздействия социальной среды.

Как считают многие авторы, самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований – рефлексии на себя, на других, на общество.10

Под влиянием комплексных ситуационных и психологических факторов происходит качественная перестройка или «закреплением» ранее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Своеобразие самоотношения в подростковом возрасте определяется тем, что именно в этот период происходит становление самосознания личности, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий: с одной стороны подросток воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения.

Ещё одной отличительной чертой самоотношения подростка является то,  что выработанная им ранее система оценочных суждений в свой адрес и в адрес «других», сложившееся эмоционально-оценочное отношение к собственному «Я» (главным образом, через отношение к нему родителей), начинает подвергаться влиянию оценочных суждений сверстников, выступающих на данном возрастном этапе референтной группой. Создающееся внутриличностное противоречие в оценке себя и других, ценностях, интересах имеет своё проявление в поведении.

Ключевым противоречием самосознания данного периода, согласно Фельдштейну, является противоречие между критическим отношением подростка к себе, недовольством собой, с одной стороны, и потребностью в общем положительном отношении к себе как к личности со стороны окружающих – с другой  стороны.

Таким образом, можно заключить, что самоотношение является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания человека о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА.3 Исследование особенностей  самоотношения и агрессивности в подростковом возрасте

 

3.3.1.Исследование самоотношения в подростковом возрасте  с помощью методики В.В.Столина и С.Р.Пантелеева

 

Программа исследования включала несколько методик, одной из которых является тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.

         Представления о природе самоотношения нашли свое развитие в отечественной психологии. Наиболее развернутая работа на эту тему была осуществлена Столиным В. В. Обзор исследований самоотношения осуществлен Пантелеевым С.Р. (Пантелеев). Он выделяет следующие подходы к пониманию самооценки11:

  • “Я” как конгломерат частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.
  • Самоотношение как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости.
  • Самоотношение как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрирование по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное Я, которое находится наверху иерархии.

        Глобальная шкала самооценки, которая относительно автономна и одномерна, т.к. выявляет некоторое обобщенное самоотношение, одинаково приложимое к различным сферам Я.

Самоотношение как чувство в адрес Я, включающее переживания различного содержания.

Сам автор трактует самоотношение, как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к себе самому.

        В совместной работе Столин В. В. и Пантелеев С. Р. предприняли попытку разработки опросника самоотношения.

Работа над опросником была продолжена С.Р. Пантелеевым самостоятельно, ее результатом стала Методика исследования самоотношения (Пантелеев).

      Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».                 

      В нашем исследовании принимали участие дети подросткового возраста основной школы с. Степное:  15 подростков в возрасте 14-16 лет. Опросник включает следующие шкалы:

Шкала S - измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственного "Я" испытуемого;  

Шкала I - самоуважение;

Шкала II - аутосимпатия;

Шкала III - ожидание положительного отношения от других;

Шкала IV - самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

Шкала 1 - самоуверенность,

Шкала 2 - отношение других,

Шкала 3 - самопринятие,

Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность,

Шкала 5 - самообвинение,

Шкала 6 - самоинтерес,

Шкала 7 - самопонимание.  

 Обработка результатов.

Ключ для обработки. Приводятся номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (интегральная) -

"+": 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

"-": 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I) -

"+": 2, 23, 53, 57.

"-": 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II) -

"+": 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

"-": 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидания положительного отношения других (III) -

"+": 1, 5, 10, 15, 42, 55.

"-"^ 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтереса (IV) -

"+": 7, 17, 20, 33, 34, 52.

"-": 14, 51.

Шкала самоуверенности (1) -

"+": 2, 23, 37, 42, 46.

"-": 38, 39, 41.

Шкала ожидания отношения других (2) -

" +": 1, 5, 10, 52, 55 .

"-": 32, 43, 44.

Шкала самопринятия (3) -

"+": 12, 18, 28, 47, 48, 54.

"-": 21.

Шкала самопоследовательности (саморуководства)(4) -

"+": 50, 57.

"-": 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5) -

"+": 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.

"-": нет.

Шкала самоинтереса (6) -

"+": 17, 20, 33.

"-": 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7) -

"+": 53.

"-": 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Порядок подсчета.

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.

В ходе эмпирической обработки материала, полученные результаты были сведены в ряд пунктов, отражающих возрастную динамику эмоционально- ценностного отношения в подростковом возрасте:

• в выборке 14-летних подростков отмечаются относительно высокие значения самооценки, в то время, как в 15-летнем возрасте значения данного показателя заметно снижаются при последующем незначительном повышении их к 16 годам;

• 15 и 16-летние подростки отличаются большей самокритичностью чем 14-летние подростки;

• в то же время, согласно Фельдштейну, критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается потребностью в общем положительном отношении к себе как личности со стороны значимого для него окружения. Изложенные теоретические воззрения имеют фактическое подтверждение в нашей работе. В частности, было обнаружено, что при переходе от среднего к старшему подростковому возрасту отмечается тенденция к увеличению показателя "ожидание отношения других"; т. е. у 14-летних подростков обнаруживается меньшая потребность в поддержке и внимании со стороны окружающих, чем у 15- 16-летних подростков;

       • при переходе от 14-летнего возраста к 16-летнему обнаруживается рост самоинтереса, т. е. интереса к собственным мыслям и чувствам уверенности в своей "интересности" для других

Результаты обследования подростков 14 лет по тест-опроснику самоотношения (см. табл. 1) показали, что в процентном отношении наиболее низким является показатель самопонимания (4,33).

Низкие показатели получены также по следующим шкалам: глобальное самоотношение, т.е. внутренне недифференцированное чувство «за» или «против» самого себя (32,33) , самоуважение, т.е. вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность (25,33), аутосимпатия (9,00).

Низкий показатель самоуверенности (29,33) подтверждается частыми отрицательными ответами на утверждение: «У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное». Значительное число положительных ответов на утверждение «Если бы мое второе Я существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению» характеризует низкий уровень самоинтереса подростков (20,00). Вместе с тем они очень нуждаются и ожидают позитивного к себе отношения (III – 3,33; 2  – 7,33).

Таблица 1

Данные самоотношения подростков, возрастной ценз которых

14 лет

S

Интегральное самоотношение

 

32,33

Глобальные шкалы

I

Самоуважение

25,33

II

Аутосимпатия

9,00

III

Ожидания

3,33

IV

Самоинтерес

5,33

Конкретные шкалы

1

Самоуверенность

29,33

2

Ожидания

7,33

3

Самоприятие

34,33

4

Саморуководство

25,67

5

Самообвинение

43,33

6

Самоинтерес

20,00

7

Самопонимание

4,33

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношение и агрессивности у подростков