Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:13, курсовая работа
Цель: выявить особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
Объект: эмоционально – смысловая сфера беременных женщин.
Предмет: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
В качестве решения выделенной проблемы нами была выдвинута следующая гипотеза: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь, характеризуется такими особенностями как:
- страх, что и в этот раз она не сможет родить ребенка;
- опасения за будущего малыша;
Введение……………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы изучения эмоционально-смысловой сферы беременных женщин…………………………………………………………….6
Беременность. Переживание беременности: общая характеристика ………………………………………………………………….6
Эмоционально – смысловая сфера женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь………………………………………………….…….11
2. Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь…………….18
2.1. Организация и методы исследования……………………………18
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения особенностей эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь ….…………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………...36
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы изучения эмоционально-смысловой
сферы беременных женщин…………………………………………………………….
2. Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь…………….18
2.1. Организация и методы исследования……………………………18
2.2. Анализ и интерпретация
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………...36
Приложение………………….………………………………
Актуальность нашей
работы заключается в том, что
в настоящее время в
В психологических исследованиях, посвященных данной проблеме, существует много направлений. В одном из них выделяются и описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п. Очень подробно исследуется ориентация на возрастные особенности ребенка, в зависимости от чего выделяются и особенности материнства. В работах Мирюнова С.А. [36], Бергум В. [5] исследуются особенности психического состояния женщины во время беременности, влияющего на развитие ребенка. В первую очередь, это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их обострение в различные периоды беременности. Большое внимание уделяется изучению состояния женщины во время беременности, связанные с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечению адекватных условий для развития ребенка. Исследования, посвященные изучению смысловой сферы беременных женщин, рассматривают ее с точки зрения матери и ребенка и в связи с нежелательной беременностью (Бергум В., Брутман В.И., Родионова М.С.). [5] [14, 15, 16, 17, 18], [37].
Зарубежные исследования, в отличие от отечественных, характеризуются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. Существует достаточно много работ, целью которых является изучение у женщин эмоций, оценок, психического здоровья после аборта, а также изменений этих реакций во времени и их предикторов. [3]. В отечественной перинатальной психологии женщины, перенесшие аборт как произвольный, так и непроизвольный, изучаются пока только лишь с медицинской точки зрения.
Исходя из выше сказанного, можно выделить проблему нашего исследования: каковы особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
Цель: выявить особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
Объект: эмоционально – смысловая сфера беременных женщин.
Предмет: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
В качестве решения выделенной проблемы нами была выдвинута следующая гипотеза: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь, характеризуется такими особенностями как:
- страх, что и в этот раз она не сможет родить ребенка;
- опасения за будущего малыша;
- повышенная тревожность, представления о возможных осложнениях беременности приобретают наиболее значимый смысл;
- опасение за исход беременности.
Для реализации поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
Методы, которые использовались в нашем исследовании:
Основными методиками для исследования послужили:
- Проективная рисуночная методика «Я и мой ребенок»;
- Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО, Д.А.Леонтьева).
В качестве испытуемых выступили женщины, которые наблюдаются в женской консультации городской поликлиники № 4 города Белгорода, улица Садовая. Количество испытуемых составили 30 женщин, 15 женщин – контрольная группа (беременные женщины ожидающего первого ребенка), 15 – экспериментальная (беременные женщины, имеющие опыт репродуктивных потерь).
Структура курсовой работы: введение; глава 1; глава 2; заключение; список используемой литературы; приложение.
Глава 1. Теоретические основы эмоционально – смысловой сферы беременных женщин
Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, как кризис развития, характеризуемый глубокими психологическими и соматическими изменениями. Филиппова Г.Г. определяет беременность как острый переходный период, сопровождающийся кризисными переживаниями, которые существенно перестраивают сознание женщины и её взаимоотношение с миром. Особенно стрессовой Г.Г. Филиппова считает первую беременность. Она является критической точкой в развитии женской идентичности, переход к которой способствует внутренней и внешней интегрированности и обретению нового социального статуса [44, с.22-37,46, 47].
В.И.Брутман понимает
материнство как процесс
О.С. Васильева и Е.В.
Могилевская определяют беременность
как экзистенциональную ситуацию, затрагивающую
все жизненные основания
В нашем исследовании
мы ставим перед собой цель рассмотреть
индивидуально-психологические
Беременность – один из этапов становления материнской сферы. На этапе взаимодействия с собственным ребенком происходит непосредственная реализация матерью своих функций. Первое, что происходит, это – идентификация беременности. Это очень короткий промежуток времени, который еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины непосредственно связан с осознанием себя беременной. В обычных случаях возникновение первого подозрения уже провоцирует определенные переживания. Содержание и интенсивность этих переживаний непосредственно отражает значение этой беременности для матери и многие особенности ее материнской сферы. Желанна ли беременность, планируема, был ли у женщины негативный опыт беременности. Данные параметры, как мы предполагаем, будут определять стиль переживания беременности.
Понятие «переживание»
всходит корнями к
По Василюку, переживание – особая деятельность, направленная на перестройку психологического мира, на установление смыслового соответствия между сознанием и реальностью. Деятельность по переживанию возникает в ситуации, в которой невозможно реализовать внутренние необходимости жизни субъекта. Таким образом, можно утверждать, что переживание – “борьба против невозможности за создание возможности в ситуации жизненных мотивов”[24].
Материнство, являясь качественно новой ситуацией развития женщины, запускает процесс интеграции ее собственных жизненных задач и задач развития ребенка в ее мир. На первых порах этот процесс чаще всего неуправляем со стороны женщины. Он вызывает поток новых разнообразных переживаний, который заполняет внутреннее психологическое пространство матери. Смысловое переживание материнства становится тем образованием, которое позволяет женщине управлять процессом интеграции противоречивых переживаний, сопровождающих развитие ее отношений с ребенком, и осуществлять осмысленный выбор родительской позиции и стратегии родительского поведения.
Беременность, опираясь на теорию Ф.Е.Василюка [24], можно рассматривать как критическую ситуацию, которая может быть и как стрессовой и фрустрационной, так и конфликтной и кризисной. Поэтому переживание беременности есть переживание критической ситуации, происходящее по вышеизложенному механизму. В нашей работе мы рассматриваем влияние опыта незавершенной беременности (выкидыша) на эмоционально-смысловую сферу беременной женщины при повторной беременности. Мы предполагаем, что первая беременность, которая не закончилась рождением ребенка, формирует у женщины страх, что и в этот раз может случиться выкидыш, представления о возможных осложнениях беременности приобретают значимый смысл, возникает повышенная тревога за исход беременности.
В нашей работе мы будем использовать понятие переживание, введенное С.Л.Рубинштейном [39], так как его теория ориентирована не только на деятельность, но и на процесс созерцания.
Переживание, по С.Л.Рубинштейну [39] это любое, испытываемое субъектом, эмоционально окрашенное состояние, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие из его собственной жизни.
Беременность, выступая
как событие из жизни женщины,
приобретает эмоциональную
Мы предполагаем, что женщины, у которых был негативный опыт первой беременности, при повторной беременности будут иметь совершенно иные эмоциональные проявления. Об этом будет говорить выраженное тревожное состояние, повышенная чувствительность к внешним раздражителям, неудовлетворенная потребность в отношениях полных взаимопонимания. Также мы можем говорить об эмоциональной нестабильности, в сочетании с зависимостью от окружающих, недоверчивостью, утомляемостью ранимостью, впечатлительностью с наличием возбуждения и беспокойства. У данной группы женщин преобладает тревожный стиль переживания беременности и нарастание тревоги с приближением родов, беспокойство с желанием ускорить события. Это, как мы предполагаем, связано с тем, что беременность у этих женщин проходит со страхом и желанием предотвратить предыдущий негативный опыт беременности.
Смысловая сфера при повторной беременности будет ограничена данным состоянием. Беременность будет занимать ведущее положение в иерархии смыслов, она будет личностно значима для женщины и тем самым, определять систему жизненных смыслов.