Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:13, курсовая работа
Цель: выявить особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
Объект: эмоционально – смысловая сфера беременных женщин.
Предмет: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь.
В качестве решения выделенной проблемы нами была выдвинута следующая гипотеза: особенности эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь, характеризуется такими особенностями как:
- страх, что и в этот раз она не сможет родить ребенка;
- опасения за будущего малыша;
Введение……………………………………………………………….....3
1. Теоретические основы изучения эмоционально-смысловой сферы беременных женщин…………………………………………………………….6
Беременность. Переживание беременности: общая характеристика ………………………………………………………………….6
Эмоционально – смысловая сфера женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь………………………………………………….…….11
2. Эмпирическое изучение эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь…………….18
2.1. Организация и методы исследования……………………………18
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения особенностей эмоционально – смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь ….…………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………...36
Женщины, имеющие опыт
первой незавершенной беременности,
имеют в основном показатели по тревожному
типу переживания (72%), что говорит
о тревожной идентификации
Таким образом, мы подтвердили свое предположение о том, что наличие негативного опыта первой беременности определяет стиль переживания, при повторной беременности.
Для женщин находящихся на втором триместре беременности вывялены достоверные различия с уровнем значимости р<0,05. В контрольной группе в основном преобладает адекватный тип переживания 85%, тревожный тип – 11%, 4% – игнорирующий тип переживания беременности. В экспериментальной группе данные показатели следующие: адекватный тип – 17%, тревожный – 70% и игнорирующий 13% (рис.4).
Рис.4.
Распределение типов
Данные показатели не отличаются от показателей полученных в первом триместре, для женщин беременных впервые в основном характерен адекватный тип переживания беременности (85%), для беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности, тревожный (70%).
На третьем триместре так же выявлены достоверные различия с уровнем значимости р<0,05, в типах переживания беременности. В контрольной группе в основном преобладает адекватный тип переживания 70%, тревожный тип – 20%, 10%-игнорирующий тип переживания беременности. В экспериментальной группе данные показатели следующие: адекватный тип – 25%, тревожный – 62% и игнорирующий 13% (рис.5).
Рис.
6. Распределение типов
Рис.
5. Распределение типов
Обобщая полученные результаты,
можно сделать вывод о том,
что эмоционально-смысловая
В процессе реализации поставленной проблемы мы подтвердили нашу гипотезу о том, что эмоционально - смысловая сфера беременных женщин, имеющих опыт репродуктивных потерь, характеризуется такими особенностями как:
- страх, что и в этот раз она не сможет родить ребенка;
- опасения за будущего малыша;
- повышенная тревожность, представления о возможных осложнениях беременности приобретают наиболее значимый смысл;
- опасение за исход беременности.
Наличие опыта невынашивания беременности, при повторной беременности, формирует у женщины страх, что и в этот раз она не сможет родить ребенка, опасения за будущего малыша, повышенную тревожность, представления о возможных осложнениях беременности приобретают наиболее значимый смысл, формируется опасение за исход беременности.
Результаты нашего исследования показали, что ситуация беременности, рассматриваемая у Пайнза, как приводящая к громадному сдвигу в процессе их индивидуации, в развитии их женской идентичности, служащая толчком к подлинной зрелости, росту самоуважения, не влияет на изменение «ядерных» смысловых структур, т.е. базис жизненной платформы остается неизменным. Происходит так называемый процесс смыслообразования (Д.А. Леонтьев). В отличие от других видов динамики смысловых процессов, смыслообразование характеризуется тем, что здесь не происходит содержательная трансформация смыслов. Происходит расширение сети смысловых связей за счет включения новых элементов уникальной ситуации.
Находят своё подтверждение и наши концептуальные предположения о том, что на переживание беременности, будет оказывать опыт невынашивания беременности (выкидыш). Женщины, имеющие опыт первой незавершенной беременности, имеют в основном показатели по тревожному типу переживания (72% первый триместр, 70% второй и 62%, третий триместры).
У женщин же беременных впервые в основном прослеживается тенденция к адекватному типу переживания беременности (первый триместр – 68%, второй триместр – 85%, третий триместр – 70%).
Сравнив особенности эмоционально-смысловой сферы женщин беременных впервые и женщин имеющих негативный опыт первой беременности (выкидыш), находящихся на первом, втором и третьем триместрах, мы увидели, что на каждом этапе беременности происходят существенные изменения, связанные с изменением в эмоциональной сфере, расширением смысловых связей и наполненностью смысловых процессов. Наиболее значимым для женщин имеющих опыт невынашивания беременности, первый триместр, на данном этапе беременности женщины очень много говорят о первой неудавшейся беременности, выделяют события, связанные с потерей ребенка и последующие связанные с этим фактом проблемы со здоровьем. На данном этапе женщины, имеющие опыт невынашивания беременности проявляют излишнюю тревогу, опасаются за исход беременности, нуждаются в поддержке извне. Этот период беременности является наиболее опасным для данной группы женщин, так как в большей степени вероятности именно на первом триместре существует опасность, связанная с выкидышем.
Так же значимыми, как для женщин беременных впервые, так и для женщин имеющих опыт невынашивания, являются второй и третий триместры беременности: второй период характеризуется появлением и стабилизацией шевелений ребенка, которые воспринимаются неоднозначно; третий триместр (а особенно предродовой период) характеризуется ожиданием ребёнка, готовностью быть матерью.
Таким образом, мы подтвердили
свое предположение о влиянии
опыта незавершенной
1.Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. №3.
2.Анохин А.А. Психопрофилактич
3.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990.
4.Батуев А.С.
5.Бергум В. Моральный
опыт беременности и
6.Блох М.Е. Использование
психотерапии у женщин с
7.Боровикова А.В и соавт. Психологические аспекты трансформации Я- концепции беременной женщины.
8.Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль. 1988.
9.Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1981. №2.
10.Братусь И.В.
11.Братусь И.В. Отношение
беременной к шевелению
12.Братусь И.В. Эмоциональное
сопровождение матерью
13.Брехман Г.И., Лапочкина Н.П., Собчик Л.Н., и др. Позиция пятого цвета у беременных женщин. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5.
14.Брутман В.И., Варга
А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние
15.Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Радионова М.С. Нежеланная беременность у жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты проблемы). // Вопр. психол. 1995. №1.
16.Брутман В.И., Ениколопов
С.Н., Панкратова М.Г. Некоторые
результаты социологического и
психологического обследования
17.Брутман В.И., Морозова
К.В. Состояние материнской
18. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопр. психол. 1997. №6.
19.Брутман В.И., Филиппова
Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика
20.Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время бе6ременности и после родов. // Вопр. психол. 2002. №3.
21.Бубнова С.С. Ценностные
ориентации личности как
22.Васильева Т.Н. Самочувствие на разных сроках беременности // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №1.
23.Васильева О.С., Могилевская
Г.В. Групповая работа с
24.Василюк Ф.Е. Психология переживания. – Изд-во Моск. Ун-та. 1984.
25.Додонов Б.И. Потребность,
отношения и направленность
26.Ефремова, Тхостов А.Ш.
Исследование семантической
27.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. 1998.
28.Захарова Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5.
29.Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5.
30.Колпакова М.Ю. Роль
диалога в выявлении и
31.Копыл О.А., Баз Л.Л..Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Синапс. 1993. № 4.
32.Кроник А.А. Life line и другие новые методы психологии жизненного пути. М.: Прогресс. 1983.
33.Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5.
34.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл. 2003.
35.Мещерякова С.Ю.
36.Минюрова С.А.
37.Психолог в здравоохранении: вопросы диагностики, коррекции и супервизии. Самара, изд-во СамГПУ. 1999.
38.Психологический журнал, 1999, том 20. №5.
39.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. Изд-во «Питер». 1999.
40.Смирнова Е.О., Быкова
М.В. Опыт исследования
41.Смирнова Е.О. Теория привязанности и эксперимент. // Вопр. психол. 1995. №3
42.Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система "мать-дитя" в раннем возрасте как объект психопрофилактики. // Соц. и клин. психиатрия. 1992. №2.
43.Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1983.
44.Столин В.В., Кальвиньо
М. Личностный смысл: строение
и форма существования
45.Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл. 2002.
46.Филиппова. Г.Г.
47.Филиппова. Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие – М.: Издательство Института психотерапии. 2002
48.Филиппова. Г.Г. Материнство: сравнительно психологический подход. // Психол. журн. 1999. Т.20. №5.
49.Филиппова Г.Г., Черткова
И.Н., Сапарова И.М. и др. исследование
психологических особенностей переживания
беременности у женщин с
50.Филиппова Г.Г.
51.Филиппова Г.Г. Современное
состояние и задачи
52.Филиппова Г.Г. Нарушение
репродуктивной функции и их
связь с нарушениями в
53.Фролова О. Г. Физическая и
психологическая подготовка к родам.
Методические рекомендации.
М.:1990.
54.Шмурак Ю. И. Пренатальная общность // Человек. 1993. №6.
55.Шмурак Ю. И. Пренатальная общность // Человек. 1994. №3.