Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:43, контрольная работа
Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Но собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее – на рубеже XIX-XX вв. Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки.
1. Этапы развития психологии.................................................................................2
2. Психологические особенности диалога............................................................19
Список литературы..................................................................................................24
Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью в человеческом обществе.
Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в основном среди практиков – терапевтов и педагогов) Карла Роджерса (1902–1987). Для него, однако, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками и высшие творческие взлеты.
Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.
По Роджерсу, человек не
таков, каким предстает в
Актуализирующая тенденция (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.
Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний стараются избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура «Я», т.е. самосознание.
Проблема же заключается,
по Роджерсу, в том, что вместе с
формированием «Я» у ребенка
возникает потребность в
Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином «неконгруэнтность»; это означает – на уровне проявлений – тревогу ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью «внешних ориентиров» – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр.
Возможно ли развитие на
основе самоактуализации, а не ориентации
на внешнюю оценку? Единственный путь
невмешательства в
Психоанализ, бихевиоризм
и гуманистическая психология представлена
А. Маслоу как «три силы» в психологии.
На роль «четвертой силы» претендует
появившаяся в 60-е годы «трансперсональная
психология», ищущая новую теоретическую
парадигму, позволяющую описывать
явления, не получившие достаточного обоснования
в рамках «первых трех сил». В
первую очередь это относится
к предельным возможностям человеческой
психики, к тому, что называется «мистическими
переживаниями», «космическим сознанием»
и т.п., т.е. формам особого духовного
опыта, требующим при анализе
взгляда на человека с нетрадиционных
позиций; в центре трансперсональной
психологии (т.е. «психологии за пределами
личности») – так называемые измененные
состояния сознания, переживание
которых может привести человека
к смене фундаментальных
2 Психологические особенности диалога
Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.
При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять (пусть на время) его взгляды и ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество.
Диалог всегда подразумевает желание
собеседников слышать и понимать
друг друга. На этом, собственно, построен
сам принцип общения. Если разговаривающие
слышат только самих себя, - это уже
не диалог, а два параллельных монолога,
не имеющих никаких точек
Общение характеризует - взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, как ход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников. Занимая такое заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние на особенности познавательных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по знания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения.
Вместе с тем, какой у человека
опыт познания людей, насколько хорошо
он систематизирован и насколько
близко к действительности содержание
оценочных эталонов, на которые он
опирается в своем общении
с другой личностью, от этого в
немалой степени зависят
Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определенной подготовленности - в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других социально-гражданской, в третьих индивидуально-психологической - не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения.
И по объективным и по субъективным причинам возникают психологические трудности общения.
Акт речевого взаимодействия, соответствующий однократному обмену репликами, акцией и реакцией, мы и будем считать основной единицей диалога. Его связность задается целенаправленностью акции и целесообразностью реакции. Очевидно, возможны две основные модели акта речевого взаимодействия: одна, фатическая, включающая двух собеседников, обменивающихся взаимонаправленными речевыми действиями, и другая, информативная, содержащая еще и объект их действий, – то, о чем идет речь, предмет речи.
Развитие диалога основано на содействии общению, стремлении к взаимопониманию. Если цель общения, которую ставит инициатор диалога, не осуществлена в рамках одного акта, диалог продолжается как сцепление актов, в которых реакция одного акта служит акцией для последующего.
Цель общения задает общую стратегию инициатора диалога – это управление или поиск содействия; ответные стратегии – подчинения, содействия или противодействия. Цели сообщения могут определять тактические ходы участников диалога, характер их речевых действий на основании выбранной стратегии.
В соответствии с этими целями (общения
и сообщения) речевые действия могут
быть разложены на элементарные составляющие:
речевое воздействие, объектом которого
является собеседник, и собственно
коммуникативное действие, объектом
которого является предмет речи. То,
что делается по отношению к нему
как к некоторой пропозиции (утверждение,
отрицание, предположение, выражение
желательности, необходимости, неизбежности
некоторого положения дел во внешней
ситуации, которая мыслится отличной,
отдельной от ситуации общения) и
рассматривается как
Речевое воздействие – это то,
что является движущей силой диалога:
некоторое приглашение к
Речевое воздействие в современных
исследованиях (П.Б. Паршин, А.Н. Баранов,
А.А. Котов) часто понимается как
манипулирование, обман, скрытое внушение.
Но само понятие шире и не обязано
иметь такой морально-
Если исходить из начального представления
о речевом воздействии – то
это воздействие словом, высказыванием
на поведение или образ мыслей
собеседника, некоторый способ управления
им, стремление подчинить своей воле.
Доречевое воздействие –
Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Готовность человека к полноценному межличностному общению - это сложнейший многокомпонентный процесс, который предполагает одновременное развитие психики человека по нескольким взаимосвязанным направлениям. Главное в нем формирование гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, т.е. достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая большая ценность.
Психологические факторы обеспечивающие
успешность или затрудненность общения.
Сформированность в личности направленность
на человека способствует успешности
общения, выбору наиболее соответствующих
особенностям другого человека способов
взаимодействия с ним, если в этой
направленности проявляется отношение,
которое порождает в личности
ориентировку, прежде всего на положительные
качества в другом человеке. А такая
ориентировка важна для общения,
т.к. она способствует раскрытию
личностного потенциала человека, с
которым мы общаемся. Помимо направленности
на людей - своеобразной психологической
"повернутости" к ним, человек,
чтобы грамотно общаться, должен иметь
в своем интеллекте, а также
в своих эмоциональной и