Этноцентризм как психологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 23:45, реферат

Описание работы

Термин "этноцентризм" ввел в 1906 году американский учёный Уильям Грэхэм Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее. В настоящее время мы можем видеть в учебниках и толковых словарях описание понятия этноцентризма как склонности человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества.

Файлы: 1 файл

реферат по этноцентризму.docx

— 26.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Этноцентризм  как психологическое явление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

Термин "этноцентризм" ввел в 1906 году американский учёный Уильям Грэхэм Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее.

В настоящее время мы можем  видеть в учебниках и толковых словарях описание понятия этноцентризма  как склонности человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.

Этноцентризм существовал  на протяжении всей истории человечества. В написанной в 12 в. "Повести временных  лет" поляне, имеющие, по мнению летописца, якобы обычай и закон, противопоставляются  вятичам, кривичам, древлянам, не имеющим  ни настоящего обычая, ни закона.

Эталонным может рассматриваться  все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. Существует даже мнение американского антрополога  Э. Лича, согласно которому, вопрос о  том, сжигает ли конкретное племенное  сообщество своих покойников или  хоронит, круглые у них дома или  прямоугольные, может не иметь иного  функционального объяснения, кроме  того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей  и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо  противоположны, также убеждены в  том, что их способ делать что бы то ни было – правильный и самый  лучший.

Американские психологи  М. Бруэр и Д. Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

- восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;

- рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

- представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Последний из выделенных Бруэром  и Кэмпбеллом критериев свидетельствует  об этноцентризме индивида. Что касается первых двух, то некоторые этноцентричные люди признают, что другие культуры обладают своими ценностями, нормами  и обычаями, но низшими в сравнении  с традициями "их" культуры. Однако встречается и более наивная  форма абсолютного этноцентризма, когда его носители убеждены, что "их" традиции и обычаи универсальны для всех людей на Земле.

Советские обществоведы полагали, что этноцентризм – негативное социальное явление, равнозначное национализму и  даже расизму. Многие психологи считают  этноцентризм негативным социально-психологическим  явлением, проявляющимся в тенденции  неприятия чужих групп в сочетании  с завышенной оценкой собственной  группы, и определяют его как неспособность  рассматривать поведение других людей в иной манере, чем та, которая  продиктована собственной культурной средой.

Но возможно ли это? Анализ проблемы показывает, что этноцентризм – неизбежная часть нашей жизни, нормальное следствие социализации и приобщения человека к культуре. Более того, как и любое другое социально-психологическое явление, этноцентризм не может рассматриваться  как нечто только положительное  или только отрицательное, а ценностное суждение о нем неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается  препятствием для межгруппового  взаимодействия, одновременно он выполняет  полезную для группы функцию поддержания  позитивной этнической идентичности и  даже сохранения целостности и специфичности  группы. Например, при изучении русских  старожилов в Азербайджане Н.М. Лебедевой  было выявлено, что уменьшение этноцентризма, проявившееся в более позитивном восприятии азербайджанцев, свидетельствовало  о размывании единства этнической группы и приводило к увеличению выезда людей в Россию в поисках необходимого чувства "Мы".

Гибкий этноцентризм. Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного  отношения к другим группам и  может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. С одной  стороны, пристрастность является главным  образом результатом того, что  собственная группа считается хорошей, и в меньшей степени она возникает из чувства, что все другие группы – плохие. С другой стороны, некритичное отношение может не распространяться на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы.

В ходе исследований Бруэра и Кэмпбелла в трех странах  восточной Африки этноцентризм был  обнаружен у тридцати этнических общностей. К своей группе представители  всех народов относились с большей  симпатией, более позитивно оценивали  ее моральные добродетели и достижения. Но степень выраженности этноцентризма  варьировалась. При оценке групповых  достижений предпочтение своей группы было значительно более слабым, чем  при оценке других аспектов. Треть  общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп  выше, чем собственные достижения. Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей  группы и предпринимаются попытки  понять особенности чужой группы, называют благожелательным, или гибким.

Сравнение своей и чужих  групп в этом случае происходит в  форме сопоставления – миролюбивой  нетождественности, по терминологии советского историка и психолога Б.Ф. Поршнева. Именно принятие и признание различий можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при  взаимодействии этнических общностей  и культур на современном этапе  истории человечества.

При межэтническом сравнении  в форме сопоставления своя группа может предпочитаться в одних  сферах жизнедеятельности, а чужая  – в других, что не исключает  критичности к деятельности и  качествам обеих и проявляется  через построение взаимодополняющих  образов. Ряд исследований 1980–1990-х  обнаружил у московских студентов  достаточно явную тенденцию к  сопоставлению "типичного американца" и "типичного россиянина". В  стереотип американца вошли деловые (предприимчивость, трудолюбие, добросовестность, компетентность) и коммуникативные (общительность, раскованность) характеристики, а также основные черты "американизма" (стремление к успеху, индивидуализм, высокая самооценка, прагматичность).

У соотечественников москвичи, прежде всего, отметили позитивные гуманистические  характеристики: гостеприимство, дружелюбие, гуманность, доброту, отзывчивость. Сравнение  качеств, составляющих два стереотипа, показывает, что они представляют собой взаимодополняющие образы. Однако сопоставление своей и  чужой групп вовсе не свидетельствует  о полном отсутствии этноцентризма. В нашем случае московские студенты продемонстрировали предпочтение своей  группы: типичному ее представителю  они приписывали высоко оцениваемые  в русской культуре черты, а американцу – качества, формально позитивные, но находящиеся в нижней части  иерархии личностных черт как ценностей.

Сравнение этнических групп  в форме противопоставления. Этноцентризм не всегда бывает благожелательным. Межэтническое  сравнение может выражаться в  форме противопоставления, что предполагает, по меньшей мере, предвзятость по отношению  к другим группам. Индикатором такого сравнения являются полярные образы, когда члены этнической группы приписывают  себе только позитивные качества, а "чужакам" – только негативные. Наиболее ярко противопоставление проявляется в  зеркальном восприятии, когда члены  двух конфликтующих групп приписывают  идентичные положительные черты  себе, а идентичные пороки – соперникам. Например, своя группа воспринимается как высокоморальная и миролюбивая, ее действия объясняются альтруистическими  мотивами, а чужая группа – как  агрессивная "империя зла", преследующая свои эгоистические интересы. Именно феномен зеркального отражения  был обнаружен в период холодной войны в искаженном восприятии американцами и русскими друг друга. Когда американский психолог Ури Бронфеннбреннер в 1960 посетил Советский Союз, он с удивлением услышал от своих собеседников те же самые слова об Америке, которые американцы говорили о Советах. Простые советские люди считали, что правительство США состоит из агрессивных милитаристов, что оно эксплуатирует и угнетает американский народ, что в дипломатических отношениях ему нельзя доверять.

Похожий феномен неоднократно описывался и в дальнейшем, например при анализе сообщений в армянской  и азербайджанской прессе по поводу конфликта в Нагорном Карабахе.

Тенденция к межэтническому противопоставлению может проявляться  и в более сглаженной форме, когда  практически тождественные по смыслу качества оцениваются по-разному  в зависимости от того, приписываются  ли они своей или чужой группе. Люди выбирают позитивный ярлык, когда  описывают черту, присущую своей  группе, и негативный ярлык –  при описании той же черты чужой  группы: американцы воспринимают себя как дружелюбных и раскованных, а англичане считают их назойливыми  и развязными. И наоборот – англичане  полагают, что им присущи сдержанность и уважение прав других людей, а американцы называют англичан холодными снобами.

Этноцентристская переоценка собственной культуры встречается  у многих народов в разных регионах мира. Высокая оценка собственной  культуры и принижение чужих культур  основываются на том обстоятельстве, что многие народы и племена еще  на раннем этапе своей истории  обозначили себя как "людей", а  все, что находилось за пределами  их культуры, было обозначено как "нечеловеческое", "варварское". Такого рода убеждения  встречаются у многих народов  во всех регионах мира: у эскимосов  Северной Америки, у африканского племени  банту, у азиатской народности сан, в Южной Америке у народа мундуруку. Чувство превосходства было также  ярко выражено в свое время и у  европейских колонизаторов: большинство  европейцев рассматривали неевропейских  жителей колоний как социально, культурно и расово неполноценных, а свой собственный образ жизни, разумеется, как единственно верный. Если у туземцев были иные религиозные  представления, они становились  язычниками, если у них были свои сексуальные представления и  табу, их называли безнравственными, если они не старались усердно работать, то считались ленивыми, если они  не разделяли мнение колонизаторов, их называли тупыми. Провозглашая собственные  стандарты абсолютными, европейцы  осуждали всякое отклонение от европейского образа жизни, не допуская при этом мысли о том, что туземцы могут иметь собственные стандарты.

Некоторые исследователи  основную причину разной степени  этноцентричности видят в особенностях той или иной культуры. Существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители  коллективистических культур более  этноцентричны, чем члены культур  индивидуалистических. Однако рядом  психологов было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например, полинезийцы  демонстрируют меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

Воинственный этноцентризм. На степень выраженности этноцентризма  более значительное влияние оказывают  не особенности культуры, а социальные факторы – социальная структура, объективный характер межэтнических  отношений. Представители групп  меньшинства – небольших по размеру  и ниже других по статусу – более  склонны к предпочтению своей  группы. Это относится как к  этническим мигрантам, так и к "малым  нациям". При наличии конфликта  между этническими общностями и  в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться  в очень ярких формах и –  хотя и способствует поддержанию  позитивной этнической идентичности –  становится дисфункциональным для  индивида и социума. При таком  этноцентризме, который получил  наименование воинственного, или негибкого, люди не только судят о чужих ценностях  исходя из собственных, но и навязывают их другим.

Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп за собственные неудачи. Такой этноцентризм неблагоприятен и для личностного роста индивида, ведь с его позиций воспитывается любовь к родине, а ребенку, как не без сарказма писал американский психолог Э. Эриксон: "внушают убеждение, что именно его "вид" входил в замысел творения всеведущего Божества, что именно возникновение этого вида было событием космического значения и что именно он предназначен историей стоять на страже единственно правильной разновидности человечества под предводительством избранной элиты и вождей".

Например, жителей Китая  в древности воспитывали в  убеждении, что именно их родина – "пуп  Земли" и сомневаться в этом не приходится, так как солнце восходит и заходит на одинаковом расстоянии от Поднебесной. Этноцентризм в его  великодержавном варианте был характерен и для советской идеологии: даже маленькие дети в СССР знали, что "начинается Земля, как известно, от Кремля".

Делегитимизация как крайняя  степень этноцентризма. Воинственный этноцентризм используется в доктринах, санкционирующих захват и угнетение  других народов. Крайняя степень  этноцентризма выражается в форме  делегитимизации – рассмотрении группы или групп в качестве сверхнегативных  социальных категорий, исключаемых  из реальности приемлемых норм и ценностей. Делегитимизация максимизирует  межгрупповые различия и включает в  себя осознание подавляющего превосходства  своей группы. Облегчают делегитимизацию  различия во внешности, а также в  нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Ее целью является полное разделение своей и чужой групп, вплоть до исключения последней из рода человеческого. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами, представляют ведьмами, вампирами, демонами. Все это переводит их в категорию "нелюдей" и позволяет не чувствовать  себя аморальными, поступая с ними так, как запрещено поступать с себе подобными людьми: издеваться, превращать в рабов или даже убивать.

Информация о работе Этноцентризм как психологическое явление