Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 23:45, реферат
Термин "этноцентризм" ввел в 1906 году американский учёный Уильям Грэхэм Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее. В настоящее время мы можем видеть в учебниках и толковых словарях описание понятия этноцентризма как склонности человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным. Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества.
Примеры этноцентристской делегитимизации хорошо известны – это отношение первых европейских поселенцев к коренным жителям Америки и отношение к "неарийским" народам в нацистской Германии. Этноцентризм, внедренный в расистскую идеологию превосходства арийцев, оказался тем механизмом, который использовался для вдалбливания в головы немцев идеи, что евреи, цыгане и другие меньшинства – не имеющие права на жизнь "недочеловеки".
Этноцентризм и процесс развития межкультурной коммуникации. Практически все люди в той или иной степени этноцентричны, поэтому каждый человек, осознавая собственный этноцентризм, должен стремиться вырабатывать в себе гибкость при взаимодействии с другими людьми. Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.
Процесс развития этнокультурной
компетентности описан в модели освоения
чужой культуры М. Беннетта, который
выделяет шесть этапов, отражающих
отношение индивидов к
Отрицание межкультурных
различий характерно для людей, не имеющих
опыта общения с
Этнорелятивизм начинается
с этапа признания
Но в процессе развития этнокультурной компетентности человек способен подняться еще на одну ступень. На этапе интеграции ментальность индивида включает миропонимание не только своей, но и других культур, у него формируется бикультурная идентичность. Индивида на этом – высшем этапе личностного роста, практически преодолевшего этноцентризм, можно определить как человека-посредника между культурами.
Вывод.
Этноцентризм –
Информация о работе Этноцентризм как психологическое явление