Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Кадровая психодиагностика – область психологии, в рамках которой разрабатываются и реализуются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности – субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений.
Из определения следует, что кадровая психодиагностика направлена на изучение таких качеств работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда.

Файлы: 1 файл

Ермалаев.docx

— 76.54 Кб (Скачать файл)

Кадровая  психодиагностика: этапы и методологические основы теста

Кадровая психодиагностика – область психологии, в рамках которой разрабатываются и реализуются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности – субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений.

Из определения следует, что кадровая психодиагностика направлена на изучение таких качеств работника, которые имеют значение с точки  зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда.

Индивидуально-психологические  особенности личности – динамичная, меняющаяся в процессе жизни и  деятельности система. Поэтому их изучение и анализ должны строиться с позиции  раскрытия потенциала личности для  дальнейшего развития.

Принятие решения об использовании  в консультационной работе при оценке персонала психологических тестов означает необходимость включения  технологической цепочки, состоящей  из ряда последовательно реализуемых  этапов:

Этап 1 — профессиографический. Осуществляется изучение, анализ и систематическое описание профессиональной деятельности. Результатами такого анализа обычно являются:

профессиограмма — комплексное описание профессиональной деятельности, составленное с учетом выдвигаемых администрацией целей (например, профотбор, разработка системы обучения и повышения квалификации, автоматизация технологических процессов и пр.);

психограмма — список психологических профессионально важных качеств работника, влияющих на его эффективность в процессе достижения профессионально значимого результата.

Следует отметить, что составление  психограммы – это не составление единственно возможного «психологического образца» работника. Часто оказывается, что профессионалы, обладающие различными индивидуально-психологическими особенностями, демонстрируют одинаково высокий результат в работе. Отсюда следует, что правильнее было бы описывать и анализировать различные эффективные индивидуальные стили профессиональной деятельности.

Этап 2 – критериальный. Результаты анализа трудовой деятельности позволяют сформулировать критерии, которые впоследствии могут использоваться при: 1) разработке процедуры профессионального психологического отбора; 2) создании программ адаптации, обучения и развития сотрудников организации; 3) формировании систем материального стимулирования и аттестации персонала.

Заметим, что перечисленные  процедуры особенно важны в ситуации, когда организация работает в  условиях жесткой конкурентной борьбы, а ее сотрудники осуществляютсложную профессиональную деятельность.

Этап 3 – технологический. Осуществляется разработка технологии психологического обследования. Под критерии психологической оценки подбираются методики, составляется «тестовая батарея», вырабатывается алгоритм анализа и интерпретации результатов, разрабатываются форма и структура представления результатов.

Методики, направленные на изучение и измерение психологических  показателей предрасположенности  человека к данной профессиональной деятельности, должны соответствовать  определенным требованиям:

1) позволять собирать  диагностически значимую информацию за короткое время;

2) предоставлять информацию  не вообще о человека, а о  его конкретных психологических  качествах;

3) представлять собираемую  информацию в таком виде, чтобы  можно было осуществить количественное  и качественное сравнение лиц,  прошедших тестирование;

4) информация, полученная  с помощью теста, должна быть  полезна с точки зрения прогноза  развития, общения, эффективности  обследуемого в той или иной  деятельности.

Конечным результатом  психологической диагностики является описание свойств оцениваемого работника  – экспертное заключение. Можно выделить два аспекта, существенно влияющих на эффективность его дальнейшего использования. Первый из них имеет содержательный характер и связан с параметрами описания результатов. Второй связан с формой (видом) представления результата. Рассмотрим эти аспекты более подробно.

1 Параметры описания. При реализации технологического подхода к кадровой психодиагностике существенное значение имеют: состав и содержание системы критериев, по которым осуществляется оценка сотрудника (кандидата); структура изложения результатов диагностики; терминология, которая используется для описания.

Для того чтобы экспертное заключение могло быть использовано администрацией организации в качестве основания для принятия кадровых решений, оно должно быть представлено в критериях, совпадающих по содержанию с перечнем свойств (качеств), включенных в психограмму. Однако применяемые в психодиагностике стандартизированные методики предполагают получение результата в виде баллов по шкалам, содержание которых практически никогда полностью не совпадает с содержанием свойств и качеств, которые требуется оценить (измерить) в рамках практической задачи. Таким образом, здесь существенной становится задача «перевода» промежуточных результатов с языка шкал психодиагностических тестов на язык критериев, на основании которых строится итоговое экспертное заключение. Описанный процесс перевода должен приниматься во внимание и при подборе методик, и при составлении «тестовой батареи».

2. Сегодня сложилась практика  кадрового консультирования, в рамках  которой используются четыре основных вида представления результатов диагностики, удобные с точки зрения принятия кадровых решений.

1) Расчет баллов по критериям оценки. Дает информацию о степени выраженности качеств – критериев оценки. Наиболее распространенная форма представления таких данных – «профиль» качеств, представленный в графической или табличной форме. Результаты тестирования в виде баллов по критериям оценки могут эффективно использоваться представителями администрации только при четком и однозначном понимании ими критериев оценки. При такой форме представления результатов возникают трудности при необходимости быстро сравнивать результаты отдельных респондентов из большой выборки друг с другом, особенно при большом количестве критериев оценки.

Положительным моментом является простота последующего использования  методов статистического анализа  информации по большому количеству обследованных.

2) Результаты ранжирования (рейтинг, место в списке). Получаются путем сравнения результатов разных людей на основе интегрального (комплексного) балла. Этот способ представления результатов наиболее очевидно представляет положение человека по отношению к другим оцениваемым из данной группы. Он позволяет выбрать лучшего из имеющихся. Однако скрываются индивидуальные специфические особенности отдельного человека, минимизируется возможность анализа его индивидуального стиля деятельности. Кроме того, необходимость использования единого интегрального балла создает технические проблемы при его расчете:

а) определение «вклада» каждого из разнородных по содержанию показателей в общую оценку;

б) определение степени  влияния на интегральный балл того или иного диапазона шкалы  исходных показателей.

В итоге существенно повышается вероятность ошибки со стороны кадрового  консультанта и возрастает его ответственность  за конечный результат, в связи с чем предъявляются более высокие требования к его квалификации.

3) Результаты категоризации (отнесение к той или иной группе, классу). Такой способ представления результатов представляет собой диагноз в его элементарном варианте («больной» – «здоровый»; «пригоден» – «не пригоден»). В той или иной форме содержит готовое решение, что упрощает использование результата диагностики и в максимальной степени увеличивает ответственность эксперта, а также снимает проблему интегрирования разнородных показателей. Одна из основных проблем – выбор границ для групповой дифференциации. Кроме того, существует вероятность ошибочного отнесения к группе людей, результаты категоризации которых находятся в промежуточной («пограничной») области.

4) Содержательное описание (заключение, портрет, характеристика). Наиболее сложная работа для консультанта, требующая синтезировать имеющиеся у него данные психодиагностики в качественное описание личности. В этом случае ожидается получение целостного «психологического портрета» каждого из оцениваемых. В результатах, представленных таким образом, вероятность технических ошибок ниже, поскольку заключение строится на основе прямого содержательного анализа и описания полученных данных. Вместе с тем этот способ требует значительных (по сравнению с другими формами представления результатов) временных ресурсов. Другой проблемой может стать субъективное восприятие представленной информации лицом, которое использует результаты диагностики. Как правило, в этом случае значительно увеличивается время, необходимое для восприятия и понимания результата, а также усложняется процесс сравнения результатов различных людей между собой. Применение формальных методов анализа при таком способе представления информации невозможно.

Основные понятия психодиагностики. В психодиагностике существует ряд  базовых понятий, представление  о которых необходимо для понимания  сути диагностической работы, грамотной  постановки задачи и контроля за результатами деятельности психолога.

Тест психологический (от англ. test – проба, испытание, проверка) – специально сконструированная процедура для выявления, изучения и измерения одного или нескольких психологических качеств, характеристик человека. Непременным условием этой процедуры является неизменная структура стимульной ситуации (содержание задач, последовательность их предъявления, форма бланка и пр.). Для всех испытуемых тест всегда должен быть одинаков. Именно это условие позволяет измерять и сравнивать поведенческие реакции (особенности) различных людей.

«Тестовая батарея» – набор психологических тестов, разработанный для сбора необходимой с точки зрения принятия кадрового решения информации об испытуемом. «Тестовая батарея» создается на основе предварительного профессиографического исследования, в ходе которого осуществляется психологический анализ деятельности и выделяются индивидуально-психологические качества профессионалов, связанные с профессиональной успешностью. Общая продолжительность выполнения тестов должна быть не более трех часов.

Черта психологическая – устойчивое свойство человека, характеризующее обобщенный способ, стратегию его поведения относительно данного типа ситуаций. В психодиагностических методиках черта трансформируется в тестовые шкалы. Результат испытуемого по тестовой шкале показывает степень выраженности у него изучаемой черты.

Шкала тестовая – инструмент для численного измерения психологических свойств субъекта; показатель по тестовой шкале свидетельствует о степени выраженности измеряемого психологического качества у испытуемого. В тестах чаще всего встречаются: шкала «стенов» (включает диапазон оценок от 1 до 10 баллов, используется в опроснике Кэттелла 16PF), Т-шкала (включает в себя диапазон оценок от 1 до 100 баллов, используется в Миннесотском многофакторном личностном опроснике (MMPI). В тесте может быть от одной до нескольких сотен шкал. Так, в MMPI их более двухсот.

Тестовая норма – результат статистического анализа и выделения характеристик показателей по данному психологическому тесту для выборки испытуемых с однородными социально-демографическими показателями (пол, возраст, образование, регион и т.д.). Тестовая норма имеет два основных параметра:

выборочную среднюю

,

где X— результат по тесту i-го испытуемого из выборки, по которой осуществлялся расчет нормы; N — количество испытуемых в выборке;

среднее квадратическое отклонение

,

где X– результат по тесту i-го испытуемого из выборки, по которой осуществлялся расчет нормы; Хср– выборочное среднее; N – количество испытуемых в выборке.

Необходимо отметить, что  для получения достоверных норм N должно быть достаточно велико. Ведь предполагается, что мы распространяем данную норму на всех остальных лиц с аналогичными социально-демографическими характеристиками (на так называемую генеральную совокупность). Это означает, что функция вероятности результатов должна являться так называемым «нормальным распределением».

Выборочная средняя Хср и среднее квадратическое отклонение s используются для оценки результата А испытуемого следующим образом:

1) Если A < (Xср – s), то считается, что испытуемый продемонстрировал низкий результат по данной шкале (тесту);

2) Если A > (Хср + s), то результат считается высоким;

3) Если (Хср + s) > A > (Xср – s), то это средний результат.

Заметим, что упомянутые выше виды тестовых шкал (шкала «стенов» и Т-шкала) являются результатом стандартизации (линейного преобразования масштаба шкалы) в вид, удобный для практического использования.

Так, для шкалы «стенов» всегда Хср = 5,5; s = 2. Для шкалы Т-баллов Хср = 50; s =10. Для шкалы  
IQ Х ср = 100; s = 15.

Существует любопытная особенность, связанная с Хср и s. Оказывается, в случае нормального распределения результатов (см. выше) показатели среднего уровня (Хср + S >A > Xср – S) имеют 68,26% испытуемых. Соответственно высокие и низкие результаты имеют по 15,8% испытуемых. В реальной психодиагностической практике средний результат, как правило, не подлежит содержательной интерпретации. Создатели тестов разрабатывают описание результатов, соответствующих высоким и низким показателям.

Информация о работе Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста