Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:30, реферат
Кадровая психодиагностика – область психологии, в рамках которой разрабатываются и реализуются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности – субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений.
Из определения следует, что кадровая психодиагностика направлена на изучение таких качеств работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда.
Валидность – комплексная характеристика теста, дающая информацию, что измеряет данная методика и насколько хорошо. Может определяться путем вычисления корреляций показателей (шкал) теста с эмпирическими критериями (экспертными оценками, эффективностью деятельности, сходными показателями других методик и т.д.). Валидность – один из важнейших параметров любой психодиагностической методики. Если тест «невалиден», пользоваться им нельзя. Существует несколько подвидов валидности.
Прогностическая валидность – характеристика теста, позволяющая оценить качество прогноза в отношении испытуемого по результатам данного теста.
Содержательная валидность – характеристика теста, позволяющая оценить содержание и полноту методики с точки зрения особенностей измеряемой области психических качеств.
Надежность – характеристика, отражающая точность измерения индивидуальных психологических черт при помощи данного теста. Известно, что на результат тестирования влияют многие факторы: повышенное эмоциональное напряжение, утомление, особенности обстановки и личности диагноста, мотивация испытуемого. Условно факторы, являющиеся причиной разброса результатов, можно разделить на две группы: 1) факторы неустойчивости диагностической процедуры; 2) факторы нестабильности измеряемой черты во времени.
Для оценки точности теста
используются два вида надежности:
надежность-согласованность и
1) Надежность-согласованность
2) Надежность-устойчивость (
Нормальное распределение – вид теоретического распределения переменных (функция вероятности результата). Наблюдается при изменении переменной под влиянием множества независимых факторов.
Нормальное распределение описывается уравнением Муавра:
,
где Хi – результат по тесту; f (x) – вероятность результата; S – среднеквадратическое отклонение; Хср — среднеарифметическое.
График f (x) имеет вид:
Корреляционный анализ – набор методов математической статистики, которые используются для изучения взаимосвязи между переменными (показателями). Используется в психодиагностике при решении вопросов валидности и надежности тестов. Процедуры корреляционного анализа позволяют оценить уровень значимости связи изучаемых переменных (другими словами – вероятность ошибки при выдвижении гипотезы о наличии взаимосвязи между переменными), а также меру и направление влияния одной переменной на другую. В ходе корреляционного анализа вычисляются коэффициенты корреляции – количественные показатели меры и направления влияния переменных.
Факторный анализ – комплекс методов математической статистики, направленный на выявление скрытых закономерностей в массиве переменных. Позволяет перейти от совокупности измеренных показателей изучаемого явления к обобщенным факторам, дающим возможность выдвигать гипотезы относительно структуры явления.
Сложная профессиональная
деятельность – это такая работа, которая
может быть охарактеризована одновременным
присутствием более чем трех из следующих
особенностей:
1) необходимостью специальной профессиональной
подготовки для эффективного выполнения
функциональных обязанностей; 2) многообразием
и сложностью профессиональных задач;
3) часто возникающими ситуациями неопределенности
при решении профессиональных задач и
необходимостью выбора наилучшего из
многих способов достижения профессиональных
целей;
4) высоким уровнем психической напряженности
труда; 5) жесткими временными ограничениями
для достижения профессионального результата;
6) наличием рабочих ситуаций, при которых
выполнение профессиональных функций
связано с риском и опасностью для жизни
профессионала и как следствие – необходимостью
преодоления за счет социально обусловленного
поведения естественных инстинктов в
процессе решения профессиональных задач;
7) повышенной социальной ответственностью
за результаты профессиональной деятельности
(отсутствие «права на ошибку» в процессе
выполнения работы).
Наиболее распространенными примерами современной сложной профессии являются работа топ-менеджера коммерческой организации, специалиста по продаже услуг, специалиста по работе с клиентами (заказчиками).
Сложная профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к психологическим качествам специалиста. Психологический отбор с использованием методов психодиагностики является необходимым этапом отбора успешных кандидатов для сложной профессии.
Обычно психодиагностический тест строится на основе авторских представлений о структуре личности. То, как разработчик методики описывает и объясняет психологические особенности человека, определяет шкальную структуру и интерпретацию теста.
Сбор и систематизация информации об испытуемом в ходе психодиагностического обследования происходят на основе субъективной модели личности, представленной в сознании диагноста. Составляющие этой модели влияют на выбор методик, структуру заключения по результатам обследования и способ изложения диагностической информации.
В современной психологии существует несколько наиболее распространенных подходов к изучению и анализу личности.
1. Конституциональный подход. В его основе лежит представление о том, что психологические особенности человека связаны с типом его конституции (строением тела, темпераментом), т.е. с врожденными генетически обусловленными параметрами. Психодиагностический инструмент в рамках этого подхода строится на основе выявления связей между антропометрическими параметрами и психологическими чертами. Таким образом, каждому конституциональному типу ставится в соответствие набор личностных характеристик.
2. Факторный подход. Основан на изучении и анализе личности с использованием методов математической статистики (факторного анализа). При этом характеристики личности, присутствующие в языке, объединяются в группы (факторы), которые впоследствии фигурируют как шкалы опросников. В рамках этого подхода разработан популярный в России тест Р. Кеттела 16PF.
3. Блочный подход. Блок темперамента, связанный с генетически заданными показателями нервно-психических процессов (интенсивностью, скоростью, темпом, ритмом, выносливостью), является фундаментом, на котором «надстраиваются» другие блоки. Над ним расположен блок высших психических функций — сложных системных психических процессов, формирующихся в процессе социализации личности. В него входят память, внимание, восприятие, мышление. Далее идет блок характера, связанный с приобретенным опытом и закрепленными в ходе социализации личности устойчивыми формами поведения и межличностного взаимодействия. На самом верху оказывается блок направленности личности. Иногда его называют мотивационно-ценностным. С точки зрения прогноза профессиональной успешности наибольшей информационной значимостью обладают верхние блоки: направленность личности, характер, высшие психические функции.
По мнению авторов, блочный подход наиболее удобен и технологически оправдан для анализа личности с использованием средств психодиагностики и разработки системы критериев психологического отбора.
4. Мотивационно-динамический подход. Весьма популярен в современной психологии. В его основе тезис о том, что любое проявление личности может рассматриваться с учетом иерархически организованных уровней потребностей (мотивов). И, кроме того, в каком-либо одном динамическом образовании (отношении, мотиве, потребности и пр.) проявляются свойства целостной личности. В качестве примера, иллюстрирующего мотивационно-динамический подход, можно привести концепцию самоактуализации А. Маслоу, согласно которой, потребности более высокого уровня (потребность в любви, потребность в социальном статусе, потребность в самоактуализации) возникают лишь после того, как человек удовлетворит базовые потребности, т.е. будет испытывать физиологический комфорт и чувство безопасности.
Существуют и другие методы изучения личности. Так введенное Л.Н. Собчик понятие«ведущая тенденция», т.е. индивидуально-очерченный стиль восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, которые трансформируются в мысли, переживания, поступки людей, охватывает все уровни личности от генетически заданных до высших, сформированных в ходе социализации. В ходе анализа результатов психодиагностики выявление одной или нескольких ведущих тенденций личности позволяет более точно прогнозировать поведение человека и понимать его мотивационно-ценностные приоритеты.
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) – устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Понятие ИСД введено в отечественную психологию труда Е.А. Климовым.
ИСД позволяет людям с
разными индивидуально-
Информация о работе Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста