Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 18:40, реферат
Описание работы
Людям порой очень важно распознавать свои негативные фантазии и стараться избавиться от них. Настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, мы тем или иным способом содействуем их осуществлению в реальности. Неприятные мысли легко превращаются в фантазии, однако для того, чтобы они не становились деструктивными, их можно контролировать. Психодраматический подход в психологии как раз таки позволяет прояснить многие внутренние проблемы.
Содержание работы
Введение..................................................................................................3 1. История возникновения и развития психодрамы.............................4 2. Процесс и результат психодрамы.....................................................8 3. Личность психодраматиста. Катарсис и инсайт...............................15 Заключение...............................................................................................21 Список литературы.................................................................................23
Список литературы.................................................................................23
Введение
Людям порой очень важно распознавать
свои негативные фантазии и стараться
избавиться от них. Настойчиво внедряя
в собственное сознание определенные
образы, мы тем или иным способом содействуем
их осуществлению в реальности. Неприятные
мысли легко превращаются в фантазии,
однако для того, чтобы они не становились
деструктивными, их можно контролировать.
Психодраматический подход в психологии
как раз таки позволяет прояснить многие
внутренние проблемы. Единого определения
психодрамы не существует. В качестве
предварительного определения вполне
можно использовать то, которое дается
в большинстве случаев (с некоторыми различиями
формулировок): метод групповой психотерапии,
предполагающий использование театрализованной
(драматической) импровизации для исследования
клиентом своего внутреннего мира, развития
творческого потенциала и, на этой основе,
продуктивного изменения отношения к
бытию в различных его ипостасях, включая
самоотношение, и расширения возможностей
адекватного поведения и взаимодействия.
Вместе с тем, давая подобные определения,
многие авторы отмечают их недостаточность
и, соответственно, условность (например,
психодрама может быть ориентирована
на группу). Создатель психодрамы Я. Л.
Морено рассматривал ее не только как
психотерапевтический метод, но - на различных
этапах своего творчества - как теологию,
форму искусства, науку, философию жизни.
Сейчас психодрама прочно занимает позицию
жизнеспособной альтернативы другим терапевтическим
подходам. В настоящее время психодрама
широко распространена во многих странах
Северной и Южной Америки, Европы, Азии,
Австралии и Африки, существуют множество
объединений психодраматистов, регулярно
проводятся конференции, издаются книги
и периодические издания по психодраме.
Рассмотрим подробнее данный метод психотерапии.
1. История
возникновения и развития психодрамы.
Основоположником в использовании драматургических
элементов в терапии был Я. Л. Морено(1889
– 1974). Открытый им метод он назвал психодрамой.
Психодрама основана на допущении, что
люди – это «актеры», выходящие на различные
подмостки в течение жизни. Многое из того,
что происходит в психодраме, с трудом
поддается схематизации, и это делает
работу ускользающей и странной, но в то
же время волнующей и близкой.
Происхождение психодрамы тесно связано
с историей и практикой театра как одного
из древнейших видов искусства. Еще в мистериях
первобытных народов, в греческом театре
и средневековом итальянском «комедия
дель арте» наблюдалась тенденция к использованию
театра не только в эстетических целях,
но и в плане глубокого эмоционально-психологического
воздействия на состояние как исполнителей,
так и зрителей. Уже в первом веке до нашей
эры Аристотель указывал на очищающее
действие театра (катарсис) на души людей.
В драматических представлениях актеры
вместе со зрителями мобилизовались таким
образом, чтобы каждый присутствующий
в театре был вовлечен в совместное действо.
Психодрама – это лечебный метод, использующий
техники действия. Он может быть использован
не только для устранения симптомов и
«поврежденных» моделей поведения, но
и для ускорения личностного роста и развития;
эффекты психодрамы простираются от помощи
в управлении симптомом до высвобождения
богатых потенциалов внутреннего роста
и творчества. Она открывает новое или,
по крайней мере, более широкое измерение
пространства психотерапии, которое с
одной стороны, работает с проблемами
ограниченного поведения так называемых
«нормальных» людей, а с другой стороны,
- с незрелостью, связанной с задержкой
развития. В последнем случае психодрама
имеет целью проработку «блокировок»
в психосоциальном развитии, чтобы человек
мог достичь более полного и спонтанного
самовыражения, более высоких жизненных
успехов и более гармоничных взаимоотношений
с другими.
Термин «психодрама» сложен и многогранен,
и в литературе не существует единого
мнения по поводу определения психодрамы.
Термин свободно используется для обозначения,
кроме всего прочего, клинических ролевых
игр, моделирования поведения путем репетиций,
анализа действия, креативной драматики,
драматерапии, театра импровизаций. Это
связано с рядом причин.
Проблема определения психодрамы возникла
вместе с появлением терминологии Я.Л.Морено.
Оригинальные определения Морено часто
непоследовательны и противоречивы, особенно
когда идет речь о целях психодрамы. Например,
ему принадлежат такие разные определения:
теология с религиозными постулатами,
форма драматического искусства с эстетическими
идеалами, психотерапевтический метод
с целью излечения и философия жизни.
Еще одна причина – сходство психодрамы
с такими подходами, как терапия фиксированной
роли, гештальт-терапия, группы встреч,
драматерапия и с другими методами, связанными
с действием. Хотя эти методы могут содержать
один или несколько элементов психодрамы,
ни один подход не включает в себя психодраматическую
систему целиком и не может, таким образом,
быть определен как психодрама.
Келлерман, проанализировав все проблемы
связанные с определением психодрамы,
предлагает свое «исчерпывающее определение
психодрамы»:
«Психодрама – это метод психотерапии,
в котором клиенты продолжают и завершают
свои действия посредством театрализации,
ролевой игры, драматического самовыражения.
Используется как вербальная, так и невербальная
коммуникация. Разыгрывается несколько
сцен, изображающих, например, воспоминания
о специфических событиях прошлого, незавершенные
ситуации, внутренние драмы, фантазии,
подготовку к предстоящим ситуациям с
возможным риском или непроизвольные
проявления психических состояний «здесь
и сейчас». Эти сцены либо приближены к
реальной жизненной ситуации, либо выводят
наружу внутренние ментальные процессы.
Если требуется, другие роли могут взять
на себя члены группы, или неодушевленные
объекты. Используется множество техник
– обмен ролями, дублирование, техника
зеркала, конкретизация, максимизация
и монолог. Обычно можно выделить следующие
фазы психодрамы: разогрев, действие, проработка,
завершение и шеринг». (Питер Ф. Келлерман
«Психодрама крупным планом» с.21)
Морено был склонен видеть оздоравливающий
эффект в непосредственной и обязательной
связи с психокатарсисом. В то же время
Морено уже более широко, с социально-психологических
позиций трактует необходимость психодраматических
акций с целью воздействия на личность
человека. Он дифференцирует и разграничивает
термины «принятие роли» и ее «разыгрывание».
В первом случае имеет место процесс приспособления
к роли и усвоения очерченных в ней образцов
поведения, во втором – процесс более
или менее адекватного выражения индивидуальных
свойств общественным экспектациям. Применительно
к задачам психотерапии Морено понимает
под ролью процесс решающего создания
структуры всего человеческого поведения,
определяемого влиянием «малых групп».
Роль выражает нереализованные потенции
личности, отражая определенную структуру
отношений с другими лицами. Это и служит
основой для «присвоения» чьей-то роли,
составляющей образец для подражания
и способствующей росту самосознания
и поведенческих форм деятельности. Отсюда
Морено выводит формулу неправильных
поведенческих форм реагирования. Включая
и психотическое поведение как результат
разрегулирования правильных форм взаимоотношений
между людьми, определяющихся мерой спонтаничности
и «творческости» (креативности).
Каждый человек обладает творческими
потенциями. Его нераскрытые резервы направляются
на неразумные (иррациональные) пути, проявляющиеся
симптомами психической болезни. Ирреальная
креативность присутствует в клинике
неврозов и пограничных психических состояний,
полное извращение ее встречается уже
при глубоких душевных заболеваниях, а
игровое поведение способствует отрегулированию
спонтаничности и отреагированию иррациональной
креативности, направляемой на разумные
формы созидательности и
«творческости». Печальной проблемой
психологии человеческой личности является
не фрейдовсткое подсознание («оно»), а
изоляция и отрыв человека от «творческости»,
означающие болезнь или смерть личности.
В отличие от Фрейда, Морено считал, что
основные черты характера человека не
являются раз и навсегда заданными, хотя
структурные основы личности имеют и биологические
компоненты, формирующиеся еще в раннем
опыте детства.
Морено большее внимание сосредоточивает
на прошлом индивидуума.
Принимая человека в настоящем, учитываются
его непосредственные личностные и социально-культурные
ориентации и проекции как в прошлое, так
и в будущее. Помимо свободных словесных
ассоциаций, психодрама сопровождается
и поведенческой свободой жестомимического
контура личности. Несмотря на теоретическую
невнятность психодрамы, Морено внес определенный
вклад в ее практическую разработку. От
психоаналитической методики «лечебный
театр» отличается «психосинтетической»
направленностью, способной дать конструктивные
результаты в решении некоторых сложных
проблем личности. Она основана на вере
в человека и его творческие возможности.
Психодрама, социоанализ и социометрия
получили развитие в некоторых разновидностях
групповой психотерапии. Это так называемая
гипнодрама, лекарственно-направляемая
психодрама, социометрическая терапия,
групповая музыкальная и ритмическая
терапия. По новой социально-утопической
теории Морено, называемой социометрией,
классовые противоречия можно разрешить
не социально-экономическими реформациями,
а сглаживанием конфликтов за счет средств
психической терапии.
2. Процесс и результат психодрамы.
Психодрама - групповой метод, поэтому
при работе необходимо учитывать ряд моментов,
такие, как: время и частота сессий («когда?»),
пространственное окружение («Где?»), характеристики
клиента («Для кого?»), характеристики
терапевта («Кем?»), характеристики группы
и вспомогательных лиц («С кем?»).
Время и частота сессий. Одна сессия может
продолжаться от одного до четырех часов,
а среднее (и оптимальное) время – два
с половиной часа. Из них около получаса
длятся фаза разогрева, приблизительно
полтора часа – психодраматическое действие,
а оставшееся время – фаза шеринга. Дополнительные
полчаса иногда требуются для до- или послесессионного
процесс-анализа или дискуссии в группе.
Если времени недостаточно, то многие
начатые эмоциональные процессы могут
остаться незавершенными. Длинные сессии
без перерыва, напротив, утомляют и рассредоточивают
участников.
Психодрама может проводиться раз в неделю
с интенсивной работой в течение выходных
или может быть организована в форме недельных
семинаров с не более чем тремя сессиями
в день. Психодрама может быть организована
в любом месте, позволяющем физические
перемещения и обеспечивающем приватную
обстановку без внешнего вмешательства.
Чаще всего работают в комнате среднего
размера, с коврами, покрывающими весь
пол, несколькими матрасами, подушками,
удобными креслами и подвижным освещением.
Успех психологического вмешательства
сильно зависит от обстановки, в которой
оно производится. Атмосфера, созданная
любой данной обстановкой, будет влиять
на эмоциональное состояние группы.
Психодрама не нацелена на какую-либо
определенную группу людей.
Участники могут быть любого пола. Что
касается интеллектуальности, психодрама
может применяться не только к умным и
образованным участникам, но и к малообразованным
и даже умственно отсталым людям, которые
используют широкий спектр невербальных
техник психодрамы как прекрасный инструмент
общения. Этнический или социально-экономический
статус, религиозная принадлежность –
являются несущественным критерием для
выбора клиентов психодрамы.
Согласно одной точки зрения, психодрама
может быть полезна всем в различные периоды
жизни, особенно во время различных эмоциональных
трудностей. С другой точки зрения, существует
особая категория людей, для которых психодрама
– предпочтительный метод, но до сих пор
не существует способа идентифицировать
данную категорию людей. Невозможно сделать
это с позиции симптомов, синдромов или
диагностических категорий. Полезными
признаками могут служить адаптивность
и сила «Я». Однако в этой области не много
согласия.