Конфронтация – относится к утверждениям,
фокусирующим внимание на очевидных моментах,
которые должны подвергнуться дальнейшему
исследованию.
Конфронтацию можно также рассматривать
как интервенцию, не позволяющую пациенту
избежать неприятных тем и удерживающую
его «на месте». Но конфронтацию можно
использовать только в рамках безопасных
и поддерживающих взаимоотношений, когда
ощущение надежности усиливает способность
протагониста переживать болезненные
эмоции.
Прояснение – относится к уточняющим
вопросам о том, что только что было сообщено,
для составления более детального описания
ситуации.
Интерпретации – это вербальные объяснения,
раскрывающие источник, историю или причину
переживания, объяснения, призванные создать
для него когнитивную рамку. В противоположность
классическому психоанализу, который
дает словесные интерпретации, психодрама
вводит новые инсайты посредством дублирования,
обмена ролями или других методов действия,
таким образом подчеркивая постепенный
процесс эволюции инсайта-в-действии.
Катарсис – связан с усилиями психодраматиста,
направленными на то, чтобы вызвать высвобождение
сдерживаемых чувств. Специфика функции
катарсиса в психодраме состоит в том,
что он служит не только для облегчения
эмоционального отреагирования, но и для
интеграции выражаемых чувств. Как и любое
выражение чувств в состоянии аффекта,
катарсис возникает невольно и спонтанно
– «экспромтом». Слово «эмоция» здесь
принимает свой буквальный смысл – происходящий
от латинского «e-movere» (движение вовне).
Но катарсис отличается от других аффективных
выражений чувств своей интенсивностью,
«сыростью» и примитивностью, а также
пространственно- временном искажением,
при котором «здесь и теперь» воспринимается
как «там и тогда». Например, плач как реакция
на недавнюю потерю – это нормальная реакция,
но взрыв слез после долгого периода сдерживания
горя можно рассматривать как катарсис.
Катарсис различается у разных людей
как качественно, так и количественно.
Интенсивность высвобождения чувств очень
относительна и должна оцениваться не
объективно, а с позиции устройства мира
переживаний конкретного человека.
Одно из твердо установленных правил
в психодраме гласит, что достижение протагонистом
катарсиса – это главный лечебный фактор
терапевтического воздействия. Таким
образом, катарсис поощряется.
Независимо от того, когда он случается
– его часто рассматривают как вершину,
или кульминацию, сессии, и после считают
единственным, самым значительным событием
в психодраме. Из чего можно сделать вывод,
что роль катарсиса в изменении личности,
с точки зрения психодрамы сильно преувеличено.
Специфическая функция катарсиса в психодраме
состоит в том, чтобы облегчить самовыражение
и усилить спонтанностью самовыражение
– это нечто большее, чем просто аффективное
высвобождение, оно включает в себя и сообщения
о восприятии внутреннего и внешнего мира,
представлениях о себе и об объектах, о
ценностях, защите, образах тела и так
далее.
Принятие – состоит в том, что психодраматист,
независимо ни от каких обстоятельств,
проявляет к протагонисту во время сессии
положительное отношение. Это создает
необходимую свободную обстановку, в которой
протагонист может выразить себя, не боясь
критики и осуждения.
Суггестия – это наведение у протагониста
измененного состояния сознания; суггестия
может вызвать род транса, похожий на тот,
который возникает при гипнозе. Суггестия
используется для пробуждения воспоминаний,
фантазий, мечтаний или как приглашение
к регрессии в более раннее состояние.
Суггестии могут вызывать столь живые
образы, что появляются все виды безумных
идей. Протагонист ориентируется в реальности,
но до конца не осознает, что действительно
происходит.
Совет и обучение – включают в себя дидактические
инструкции, дающие протагонисту информацию
или руководство. Стараясь усилить желательное
поведение и ослабить нежелательное, психодраматисты
используют скорее похвалу и ободрение,
чем негативную критику и осуждение.
Самораскрытие происходит, когда психодраматист
делится своими переживаниями, которые
он испытывает в данный момент времени,
или прошлым опытом, чувствами и мыслями.
Позиция «прозрачности» (позиция терапевта,
при которой он понятен для клиента), занимаемая
многими психодраматистами, оттеняет
как реальные, так и связанные с переносом
аспекты взаимодействия клиента и терапевта.
Одна из трудностей, относящаяся к терапевтической
функции психодраматиста, касается правомерности
использования манипуляции. Слово «манипуляция»
имеет два значения. С одной стороны, оно
означает «умелое обращение с чем-либо»
- например, умелое направление эмоциональных,
интеллектуальных и адаптивных ресурсов
протагониста в разумном благоприятном
направлении. В таком виде манипуляция
представляет собой необходимое воздействие
в психодраме. Но если под манипуляцией
понимать авторитарное принуждение, которое
происходит, когда протагониста заставляют
делать что-либо против его воли в отсутствии
истинного взаимопонимания, тогда такое
воздействие неправомерно и вредно для
любой разумной терапии: оно может оказывать
разрушительное долгосрочное влияние
на автономию и независимость протагониста.
Психодрама использует множество факторов
исцеления. В лечении индивидуальных протагонистов
можно гибко применять разные аспекты
для разных терапевтических целей, таких
как тренировка в роли, уменьшение симптома,
кризисная интервенция, общее познание
себя, разрешение конфликта или изменение
личности.
Исследования показали, что наиболее
полезными аспектами терапевтического
процесса являются эмоциональное отреагирование,
когнитивный инсайт и межличностные отношения.
Не смотря на то, что терапевтические
факторы сложны и многогранны,
Келлерман делит их на семь больших категорий:
1. Искусство терапевта (компетентность,
личность).
2. Эмоциональное отреагирование (катарсис,
высвобождение сдерживаемого аффекта).
3. Когнитивный инсайт (самопонимание,
знание себя, интеграция, реконструкция
восприятия).
4. Межличностные отношения (встреча,
«теле» и исследование переносов
и контрпереносов).
5. Поведенческое обучение и обучение
действием (научение новому поведению
посредством использования награды и
наказания, отыгрывание в действии).
6. Имитационное моделирование воображаемого
(поведение «как будто», игра, символические
представления, иллюзии).
7. Неспецифические целебные влияния
(глобальные вторичные факторы).
Несомненно, освобождение эмоций является
центром психодраматического процесса,
но только в комбинации с другими факторами.
Эмоциональное высвобождение было бы
неэффективным, если бы не сопровождалось
работой разума, обращением к рациональности
и не завершалось когнитивным инсайтом.
Инсайт традиционно считался важным
фактором, вызывающим излечение. Психоанализ
и практически все психодинамически ориентированные
виды психотерапии использовали самоосознание
как центральный аспект процесса лечения.
Не зависимо от того, каким термином оно
обозначается, самоактуализацией, превращением
бессознательного в сознательное, просветлением,
озарением или инсайтом, большинство психотерапий,
включая и некоторые когнитивно-поведенческие
подходы, сходятся на том, что он дает пациентам
понимание себя, своих трудностей и того,
как они возникают и что в этой ситуации
можно изменить.
Самопонимание, однако, не дает автоматического
терапевтического эффекта. В целях проведения
успешной терапии необходимо, чтобы процесс
самопознания был скорее эмоциональным,
чем интеллектуальным, и сопровождался
значимым обучающим опытом. Пациенты должны
не просто увидеть в прошлом причину своих
страданий, но и ощутить значение своих
чувств и действий в настоящем. Чтобы подчеркнуть,
что процесс самопонимания в психодраме
движется действием, а не вербальной интерпретацией,
Морено назвал его «инсайтом-в- действии».
Заключение.
У Якоба Морено было много последователей.
Сегодня его метод психотерапии нашел
широкое распространение и эффективно
используется по всему миру. Существует
большое количество ассоциаций и школ
психодрамы, психодраматисты регулярно
организовывают конференции, публикуют
книги и тематические журналы. Данный
метод психотерапии имеет множество сильных
сторон:
во время психодрамы работа проходит с ситуациями из жизни людей, которые происходили в действительности, что вплотную приближает ее к реальности и делает очень эффективной;
в процессе психодрамы основной акцент ставится не на разговорах, а на действии, благодаря чему в работу включаются не только ум, память и восприятие, но также чувства, эмоции и тело человека, что позволяет достичь большего терапевтического эффекта и обеспечивает прочное закрепление полученного опыта;
психодрама позволяет проникать в глубинные личностные слои психики человека, что помогает находить и устранять внутренние блоки и зажимы, а также избавляться от различных комплексов, страхов, штампов и стереотипов мышления. Кроме того, такая работа обеспечивает развитие спонтанности и реализацию талантов и способностей личности;
не смотря на
то, что психодрама в первую очередь является методом исцеления расстройств психики и методом
личностного роста, она также может быть
использована в разнообразных психологических
тренингах, связанных со сферой образования,
менеджмента, бизнеса, политики и многими
другими.
Определяя значение психодрамы Морено
писал:
"Театр спонтанности стал
раскрепощением иллюзии. А такая
иллюзия, сыгранная людьми, которые
прожили ее в реальности, является
раскрепощением жизни. Повтор единожды
произошедшего доводит до смеха. Человек
во второй раз так же разговаривает, принимает
пищу, пьет, погружается в сон, просыпается,
сражается, конфликтует, приобретает,
утрачивает, умирает, но психодраматическим
способом. Теперь старая боль не действует
на актера, как боль, прежнее желание не
действует на него как желание, та же самая
мысль не оказывает на него того же влияния.
Все случается на уровне подсознания.
Это безболезненно, безрассудно, бессмертно.
Жизнь и психодрама компенсируют друг
друга и тонут в смехе. Это высшая форма
театра".
Теория и практика психодрамы оказали
огромное влияние на многие другие виды
групповой психотерапии. Метод психодрамы
и лежащая в ее основе психодраматическая
теория личности получили дальнейшее
развитие в работах Зерки Морено, Г. Лейтц,
Д. Киллера и др.
Список литературы
1. Барц, Э. Игра в глубокое / Э.Барц. - М.:
Класс, 1997.
2. Блатнер, Г. Психодрама, ролевая игра,
методы действия / Г.Блатнер. – Пермь, 1993.
3. Келлерман, П. Ф. Психодрама крупным
планом / П.Ф.Келлерман. - М.: Класс, 1998.
4. Киппер, Д. Клинические ролевые игры
и психодрама / Д.Киппер. - М.: Класс, 1993.
5. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика.
Классическая психодрама Я. Л. Морено /
Г.Лейтц. - М.: Прогресс, 1994.
6. Морено 3. Т. Психодрама: ролевая теория
и концепция социального атома // Эволюция
психотерапии. - М.: Класс, 1998. - Т. 3, с. 256-279.
7. Морено, Я.Л. Психодрама / Я.Л.Морено.
Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой.
— М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001.
8. Морено, Я.Л. Театр импровизации / Я.Л.Морено.
- Красноярск: Фонд ментального здоровья,
1993.
9. Психотерапевтическая энциклопедия
/ Под ред. Д. В. Карвасарского. - СПб.: Питер,1998.
10. Рудестам, К. Групповая психотерапия
/ К.Рудестам. - СПб.: Питер, 1998.
11. Холмс, П. Классическая психодрама
// Психодрама: вдохновение и техника. -
М.: Класс, 1997. - с. 25