Классическая система управления Файоля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

В последние годы, когда речь идет об управлении, о создании новых или совершенствовании деятельности функционирующих предприятий, учреждений, одним из самых употребляемых понятий являются организация, организатор, организованность, организационная структура, организационная культура, организационное поведение, организация производства, организация труда и отдыха и многие другие. Это обусловлено тем, что именно в организациях или при их содействии осуществляется человеческая деятельность. В организациях тесно переплетаются интересы личности и групп, мотивы и ограничения, дисциплина и свободная творческая деятельность.

Содержание работы

Введение 3
1. Административная школа Файоля – краткая характеристика 4
2. Принципы создания рациональной организации Файоля 5
3. Функции управления А. Файоля 10
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Психология управленеия_Реферат_Классическая система управления Файоля_П 249_14 стр.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Психология  управления.

Классическая система  управления Файоля

 

 

Содержание

 

 

Введение

В последние годы, когда  речь идет об управлении, о создании новых или совершенствовании деятельности функционирующих предприятий, учреждений, одним из самых употребляемых понятий являются организация, организатор, организованность, организационная структура, организационная культура, организационное поведение, организация производства, организация труда и отдыха и многие другие. Это обусловлено тем, что именно в организациях или при их содействии осуществляется человеческая деятельность. В организациях тесно переплетаются интересы личности и групп, мотивы и ограничения, дисциплина и свободная творческая деятельность. Каждая организация отличается от другой своим обликом, культурой, целевой направленностью, жизнеспособностью, конкурентоспособностью и другими характеристиками. Поэтому люди стремятся внести определённую упорядоченность, согласованность в свою личную, производственную и общественную жизнь, стремятся объединить свои усилия для реализации определённых программ или достижения личных и общественных целей. Необходимость рационально согласовывать и объединять усилия людей для достижения целей вызвала большой интерес к научному осмыслению организационной деятельности и привела к возникновению и развитию целого ряда наук и организационных теорий, которые с различных точек зрения рассматривают общие и частные вопросы построения, организации функционирования, развития и совершенствования организаций.

Поэтому исследование основы построения системы – классической системы Файоля – очень актуально  в современном мире.

Представленная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. При подготовке и написании настоящей работы были изучены работы следующих авторов: Лукичёва Л.И., Семиков В.Л., Файоль А. и д.р.

 

1. Административная школа Файоля – краткая характеристика

 

Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926).

Представители административной школы рассмотрели управление как  универсальный процесс, состоящий  из таких функций управления, как  планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.1

Принципы управления, сформулированные Анри Файолем:

      • единоначалие (обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства),
      • разделение труда (специализация),
      • дисциплина,
      • единство руководства (виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться общим планом),
      • справедливость,
      • власть и ответственность,
      • вознаграждение,
      • инициатива (обдумывание и выполнение плана),
      • порядок,
      • централизация,
      • корпоративный дух и т. п. 2

 

2. Принципы создания рациональной организации Файоля

 

Анри Файоль - французский  инженер (1841-1925), после окончания  в 1860 г. горной школы поступил работать на металлургическое предприятие и  впоследствии стал его генеральным директором. Он создал стройную организацию управления этим предприятием и разработал теоретические основы управления и организации труда на промышленных предприятиях.

В 1923 г. А. Файоль выступил с кратким изложением своих принципов  управления на Втором Международном съезде по управлению. Он говорил о своих идеях как о вполне законченной системе, которую только предстоит осуществлять, дополнять в соответствии с накопленным опытом.3

Основные идеи А. Файоля изложены в его книгах: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда и позитивное управление». Эти книги были изданы в СССР в 1924 г.

В своей работе «Учение об управлении» А. Файоль писал: «Управлять - значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим способом использовать его ресурсы.

Управление (администрирование) включает пять основных функций: предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль».4

Предвидеть - означает изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать - означает строить двойной организм предприятия: материальный и социальный; распоряжаться – это значит приводить в действие персонал предприятия; согласовывать - означает связывать и объединять, сочетать все действия и усилия; контролировать, т.е. наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям.

В таком понимании  администрирование – это не исключительная привилегия, не личная обязанность  начальника или руководителей пред-приятия; это функция, распределяющаяся как  и другие основные функции, между главой и членами социального организма.

Первое условие, которому, по мнению А. Файоля, должен удовлетворять  руководитель большого предприятия, - он должен быть хорошим администратором, т.е. быть способным предвидеть, организовывать, согласовывать и контролировать. Второе условие состоит в том, чтобы руководитель предприятия был компетентен в специальной сфере деятельности, характерной для данного предприятия.

Другие качества и  знания, которые желательно было бы видеть у всех руководителей предприятий, заключаются в следующем:

1) здоровье и физической  силе;

2) интеллигентности и  умственной силе;

3) нравственных качествах:  рассудительной воле, твердой и  настойчивой энергии и, если  необходимо, смелости;

4) чувстве ответственности,  чувстве долга и заботе об общем интересе;

5) высоком уровне общей  культуры;

6) общем представлении  о всех наиболее существенных  функциях. 5

Среди функций управления особое место принадлежит организации. Организовать предприятие - это значит снабдить его всем необходимым для работы: персоналом, материалами, оборудованием, финансами. В со ставе предприятия А. Файоль различал организм "материальный" и организм "социальный".

Персонал, т.е. социальный механизм, снабженный всем необходимым, должен быть способен выполнить все операции, свойственные предприятию.

Администрирование социального  организма на любом предприятии  содержит следующие обязанности  для руководителей:

1) установить программу  действий, в которой социальный  и материальный организмы приводятся  в соответствие с задачами, средствами и нуждами предприятия;

2) наблюдать за исполнением  программы; 

3) установить единое, компетентное и энергичное руководство; 

4) содействовать хорошему  подбору персонала, энергичных  и компетентных людей в качестве  начальников отдельных служб, функционеров, вполне соответствующих их служебной роли;

5) точно определять  полномочия;

6) объединять работу, согласовывать усилия;

7) ясно, отчетливо и  точно формулировать решения; 

8) поощрять дух ответственности  и инициативы;

9) справедливо и умело вознаграждать выполненные услуги;

10) предупреждать ошибки  и недоразумения; 

11) принуждать к соблюдению  дисциплины;

12) следить за тем,  чтобы частные интересы были  подчинены интересам предприятия; 

13) обращать особое  внимание на единство распорядительства;

14) установить всеобщий  контроль;

15) бороться со злоупотреблениями  регламентации, бюрократического  формализма, бумажной волокиты. 6

Административная миссия проста на предприятии с малым  числом работников, но постоянно усложняется  по мере его роста. По мере роста предприятия в его структуре появляется целая иерархий должностей, появляются новые органы: собрание акционеров, административный совет, исполнительный совет, главный директор и подчиненная ему иерархия.

Орган управления предприятием развивается и совершенствуется по мере его развития. В крупном предприятии руководитель наивысших достоинств уже недостаточен для управления; он нуждается в содействии известного числа умов, составляющих штаб управления.

Штабом, по мнению А. Файоля, является группа людей, располагающих властью, осведомленностью и временем, которых может не доставать начальнику; это известный помощник, некоторое подкрепление и расширение личности начальника, который должен облегчить выполнение возложенных на него обязанностей (работа с корреспонденцией, прием посетителей, совещания и т.п.). Кроме того, штаб должен подготавливать решения, осуществлять контроль, устанавливать программу действий, стимулировать усовершенствования. Штаб должен быстро приспосабливаться к нуждам предприятия7.

Подбор персонала - одна из наиболее важных и трудных операций предприятия. Трудности подбора  увеличиваются с ростом уровня управления. Для того чтобы судить о качестве рабочего, достаточно иногда нескольких часов. Чтобы судить о достоинствах мастера, нужны недели и месяцы. Но проходят иногда годы, прежде чем определятся достоинства руководителя крупного предприятия.

А. Файоль сформулировал  принципы создания хорошей организации, главными среди них являются следующие:

      • Единство управления. Ответственность за деятельность всей организации, независимо от структуры организации, степени централизации и других факторов, должен нести один человек.
      • Скалярный метод передачи полномочий. Полная и абсолютная ответственность означает право не только управлять, но и передавать, делегировать часть полномочий другим лицам по линии руководства.
      • Единство подчинения. У любого работника в организации может быть только один руководитель.
      • Принцип соответствия. Делегированные полномочия должны соответствовать уровню ответственности. Если на работника возлагаются определенные обязанности, то его необходимо наделить и соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения этих обязанностей.
      • Масштабы управления. Число работников, находящихся в подчинении у одного руководителя.
      • Коммуникации, система связи. Линии связи формальные и неформальные должны быть установлены и должны постоянно поддерживаться.
      • Принцип ориентирования. Организация должна строиться в соответствии с характером возложенных на нее задач и не зависеть от субъективных факторов.
      • Принцип избирательности. Руководство должно получать лишь ту информацию, которая выходит за рамки плана и является исключительной.
      • Дифференциация работы. При создании организации необходимо постоянно помнить о том, что различные виды труда имеют различные характеристики, и каждый из этих видов требует своих условий.
      • Разбивка сложного элемента на простые составляющие, специализация и стандартизация. Эти методы позволяют значительно снизить затраты.
      • Контроль за осуществлением операций. Эта функция должна быть поручена специальному аппарату в составе администрации.
      • Планирование должно всегда предшествовать выполнению работы.
      • Гибкость. Структура организации должна позволять вносить в нее коррективы при изменении внешних и внутренних условий.
      • Доступность всех уровней организации. Любой работник организации должен иметь право и возможность подать жалобу, высказать замечания или предъявить рекламации соответствующему руководителю, вплоть до самого высшего уровня. 8

3. Функции управления А. Файоля

 

В соответствии с разработанной  методикой А. Файоля под управлением 

Виды операций на предприятии  и объекты управления представлены на рис.1.

Рисунок 1 Виды операций на предприятии9

 

Сегодня выделяют следующие  основные функции управления:

      • планирование;
      • организацию;
      • контроль;
      • мотивацию.

1. Планирование — это определение номенклатуры и ассортимента, сроков производства, объемов выпуска продукции, количества необходимого оборудования, технологической оснастки, численности работников по категориям, экономических показателей (себестоимости, прибыли, рентабельности), а также то, каким образом предприятие собирается достигать этих целей.

Файоль рассматривал планирование как программу действий, основанную на анализе ресурсов всех видов.

2. Организация - создание некой структуры, упорядочение последовательности выполнения действий и закрепление ответственности за лицами, выполняющими определенные задания.

3. Распорядительство — функция, означающая: давать указания, распоряжаться, регулировать, т. е. заставлять персонал работать надлежащим образом.

4. Согласование - обеспечение взаимодействия всех лиц и осуществление действий, направленных на достижение единых целей предприятия.

5. Контроль - учет и анализ выполнения заданий, предпринимаемые с тем, чтобы все на предприятии выполнялось в соответствии с правилами и установленными требованиями.

6. Мотивация - стимулирование работников к выполнению поставленных задач наилучшим образом за счет материального и других видов вознаграждения. 10

Менеджер всегда выполняет  каждую из этих функций независимо от того, на какой ступени управления он находится.

Функции распорядительства  и согласования присоединились к  функциям организации и планирования.

Функция контроля кроме учета и анализа и констатации факта о выполнении или невыполнении поставленных задач предполагает своевременную корректировку действий.

Функция мотивации реализуется  с помощью материальных и нематериальных средств и способов, имеющих интеллектуальную, духовную основу.

При этом главной функцией кроме перечисленных является принятие рациональных управленческих решений

Если говорить о современных принципах управления то можно выделить:

Информация о работе Классическая система управления Файоля