Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:08, реферат
В последние годы, когда речь идет об управлении, о создании новых или совершенствовании деятельности функционирующих предприятий, учреждений, одним из самых употребляемых понятий являются организация, организатор, организованность, организационная структура, организационная культура, организационное поведение, организация производства, организация труда и отдыха и многие другие. Это обусловлено тем, что именно в организациях или при их содействии осуществляется человеческая деятельность. В организациях тесно переплетаются интересы личности и групп, мотивы и ограничения, дисциплина и свободная творческая деятельность.
Введение 3
1. Административная школа Файоля – краткая характеристика 4
2. Принципы создания рациональной организации Файоля 5
3. Функции управления А. Файоля 10
Заключение 13
Список литературы 14
Психология управления.
Классическая система управления Файоля
Содержание
В последние годы, когда речь идет об управлении, о создании новых или совершенствовании деятельности функционирующих предприятий, учреждений, одним из самых употребляемых понятий являются организация, организатор, организованность, организационная структура, организационная культура, организационное поведение, организация производства, организация труда и отдыха и многие другие. Это обусловлено тем, что именно в организациях или при их содействии осуществляется человеческая деятельность. В организациях тесно переплетаются интересы личности и групп, мотивы и ограничения, дисциплина и свободная творческая деятельность. Каждая организация отличается от другой своим обликом, культурой, целевой направленностью, жизнеспособностью, конкурентоспособностью и другими характеристиками. Поэтому люди стремятся внести определённую упорядоченность, согласованность в свою личную, производственную и общественную жизнь, стремятся объединить свои усилия для реализации определённых программ или достижения личных и общественных целей. Необходимость рационально согласовывать и объединять усилия людей для достижения целей вызвала большой интерес к научному осмыслению организационной деятельности и привела к возникновению и развитию целого ряда наук и организационных теорий, которые с различных точек зрения рассматривают общие и частные вопросы построения, организации функционирования, развития и совершенствования организаций.
Поэтому исследование основы построения системы – классической системы Файоля – очень актуально в современном мире.
Представленная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. При подготовке и написании настоящей работы были изучены работы следующих авторов: Лукичёва Л.И., Семиков В.Л., Файоль А. и д.р.
Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926).
Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.1
Принципы управления, сформулированные Анри Файолем:
Анри Файоль - французский инженер (1841-1925), после окончания в 1860 г. горной школы поступил работать на металлургическое предприятие и впоследствии стал его генеральным директором. Он создал стройную организацию управления этим предприятием и разработал теоретические основы управления и организации труда на промышленных предприятиях.
В 1923 г. А. Файоль выступил с кратким изложением своих принципов управления на Втором Международном съезде по управлению. Он говорил о своих идеях как о вполне законченной системе, которую только предстоит осуществлять, дополнять в соответствии с накопленным опытом.3
Основные идеи А. Файоля изложены в его книгах: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда и позитивное управление». Эти книги были изданы в СССР в 1924 г.
В своей работе «Учение об управлении» А. Файоль писал: «Управлять - значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим способом использовать его ресурсы.
Управление (администрирование) включает пять основных функций: предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль».4
Предвидеть - означает изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать - означает строить двойной организм предприятия: материальный и социальный; распоряжаться – это значит приводить в действие персонал предприятия; согласовывать - означает связывать и объединять, сочетать все действия и усилия; контролировать, т.е. наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям.
В таком понимании
администрирование – это не исключительная
привилегия, не личная обязанность
начальника или руководителей пред-
Первое условие, которому, по мнению А. Файоля, должен удовлетворять руководитель большого предприятия, - он должен быть хорошим администратором, т.е. быть способным предвидеть, организовывать, согласовывать и контролировать. Второе условие состоит в том, чтобы руководитель предприятия был компетентен в специальной сфере деятельности, характерной для данного предприятия.
Другие качества и знания, которые желательно было бы видеть у всех руководителей предприятий, заключаются в следующем:
1) здоровье и физической силе;
2) интеллигентности и умственной силе;
3) нравственных качествах: рассудительной воле, твердой и настойчивой энергии и, если необходимо, смелости;
4) чувстве ответственности, чувстве долга и заботе об общем интересе;
5) высоком уровне общей культуры;
6) общем представлении о всех наиболее существенных функциях. 5
Среди функций управления особое место принадлежит организации. Организовать предприятие - это значит снабдить его всем необходимым для работы: персоналом, материалами, оборудованием, финансами. В со ставе предприятия А. Файоль различал организм "материальный" и организм "социальный".
Персонал, т.е. социальный механизм, снабженный всем необходимым, должен быть способен выполнить все операции, свойственные предприятию.
Администрирование социального организма на любом предприятии содержит следующие обязанности для руководителей:
1) установить программу
действий, в которой социальный
и материальный организмы
2) наблюдать за исполнением программы;
3) установить единое,
компетентное и энергичное
4) содействовать хорошему
подбору персонала, энергичных
и компетентных людей в
5) точно определять полномочия;
6) объединять работу, согласовывать усилия;
7) ясно, отчетливо и точно формулировать решения;
8) поощрять дух ответственности и инициативы;
9) справедливо и умело вознаграждать выполненные услуги;
10) предупреждать ошибки и недоразумения;
11) принуждать к соблюдению дисциплины;
12) следить за тем,
чтобы частные интересы были
подчинены интересам
13) обращать особое
внимание на единство распоряди
14) установить всеобщий контроль;
15) бороться со злоупотреблениями
регламентации,
Административная миссия проста на предприятии с малым числом работников, но постоянно усложняется по мере его роста. По мере роста предприятия в его структуре появляется целая иерархий должностей, появляются новые органы: собрание акционеров, административный совет, исполнительный совет, главный директор и подчиненная ему иерархия.
Орган управления предприятием развивается и совершенствуется по мере его развития. В крупном предприятии руководитель наивысших достоинств уже недостаточен для управления; он нуждается в содействии известного числа умов, составляющих штаб управления.
Штабом, по мнению А. Файоля, является группа людей, располагающих властью, осведомленностью и временем, которых может не доставать начальнику; это известный помощник, некоторое подкрепление и расширение личности начальника, который должен облегчить выполнение возложенных на него обязанностей (работа с корреспонденцией, прием посетителей, совещания и т.п.). Кроме того, штаб должен подготавливать решения, осуществлять контроль, устанавливать программу действий, стимулировать усовершенствования. Штаб должен быстро приспосабливаться к нуждам предприятия7.
Подбор персонала - одна из наиболее важных и трудных операций предприятия. Трудности подбора увеличиваются с ростом уровня управления. Для того чтобы судить о качестве рабочего, достаточно иногда нескольких часов. Чтобы судить о достоинствах мастера, нужны недели и месяцы. Но проходят иногда годы, прежде чем определятся достоинства руководителя крупного предприятия.
А. Файоль сформулировал принципы создания хорошей организации, главными среди них являются следующие:
В соответствии с разработанной методикой А. Файоля под управлением
Виды операций на предприятии и объекты управления представлены на рис.1.
Рисунок 1 Виды операций на предприятии9
Сегодня выделяют следующие основные функции управления:
1. Планирование — это определение номенклатуры и ассортимента, сроков производства, объемов выпуска продукции, количества необходимого оборудования, технологической оснастки, численности работников по категориям, экономических показателей (себестоимости, прибыли, рентабельности), а также то, каким образом предприятие собирается достигать этих целей.
Файоль рассматривал планирование как программу действий, основанную на анализе ресурсов всех видов.
2. Организация - создание некой структуры, упорядочение последовательности выполнения действий и закрепление ответственности за лицами, выполняющими определенные задания.
3. Распорядительство — функция, означающая: давать указания, распоряжаться, регулировать, т. е. заставлять персонал работать надлежащим образом.
4. Согласование - обеспечение взаимодействия всех лиц и осуществление действий, направленных на достижение единых целей предприятия.
5. Контроль - учет и анализ выполнения заданий, предпринимаемые с тем, чтобы все на предприятии выполнялось в соответствии с правилами и установленными требованиями.
6. Мотивация - стимулирование работников к выполнению поставленных задач наилучшим образом за счет материального и других видов вознаграждения. 10
Менеджер всегда выполняет каждую из этих функций независимо от того, на какой ступени управления он находится.
Функции распорядительства и согласования присоединились к функциям организации и планирования.
Функция контроля кроме учета и анализа и констатации факта о выполнении или невыполнении поставленных задач предполагает своевременную корректировку действий.
Функция мотивации реализуется с помощью материальных и нематериальных средств и способов, имеющих интеллектуальную, духовную основу.
При этом главной функцией кроме перечисленных является принятие рациональных управленческих решений
Если говорить о современных принципах управления то можно выделить: