Классификация и содержание новейших теорий личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:11, реферат

Описание работы

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» — это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).
Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может исполъзоватъ любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии — это нечто особенное.

Содержание работы

Введение. Стр. 3
Макросоциологические концепции личности. Стр. 6
Микросоциологические концепции личности. Стр. 11
Концепции личности в трудах известных психологов стр. 15
Заключение. Стр. 24
Список использованной литературы. Стр. 25

Файлы: 1 файл

психушка.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.

Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно  заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Главная цель, которую преследовал  Э.Берн, заключается в том, чтобы  изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником2.

ТА, основателем которого был Э.Берн, представляет собой систему групповой  психотерапии, где взаимодействие индивидов  анализируется с точки зрения трех основных состояний “Я“.

Э.Берн полагал, что каждый человек  имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.

Достоинство концепции Э.Берна  заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

По Берну, структура личности также  трехкомпонентна как и у Фрейда. Термином “Я“ (“Эго”) он обозначает личность. Каждое “Я“ может проявляться  в каждый момент времени в одном  из трех состояний, которые Э.Берн назвал: “Ребенок”, “Взрослый”, “Родитель”. “Ребенок” - это источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов. “Родитель” - педант, “голова”, знающий, как надо себя вести и склонный к поучениям. “Взрослый” - своего рода счетная машина, взвешивающая баланс “хочу” и “надо”. В каждом человеке эти “трое” живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент поодиночке.

Связь с фрейдовской триадой (“Я”, “Оно” и “Сверх-Я”) неоспорима. Главное различие заключается в  том, что “Ребенок” в человеческой душе не сводился у Берна к бессознательным влечениям. Это не изначальная, биологическая по своей природе сила (как “Оно“ у Фрейда). Ребенок есть результат множества взаимодействий, начиная с раннего возраста, поэтому он сам уже в определенном смысле является социальным продуктом.

Изменялась у Э.Берна (па сравнению  с фрейдовской) и трактовка других компонентов структуры “Я“. Однако преемственность сохранялась, поэтому  идеи Э.Берна можно безошибочно  отнести к психоаналитической, фрейдовской  традиции в психологии.

 Теория личности А.Н. Леонтьева

Говоря об индивиде и личности, Леонтьев отмечает, что, изучая особый класс жизненных процессов, научная  психология необходимо рассматривает  их как проявления жизни материального  субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект (а не вид, не сообщество, не общество), мы говорим особь или, если мы хотим подчеркнуть также и его отличия от других представителей вида, индивид.

 Понятие "индивид" выражает  неделимость, целостность и особенности  конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного "слаживания".

 Индивид - это прежде всего  генотипическое образование. Но  индивид является не только  образованием генотипическим, его  формирование продолжается, как  известно, и в онтогенезе, прижизненно.  Поэтому в характеристику индивида  входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих "сплавах" врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что, чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их порожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

Леонтьев поясняет, что начал  с понятия индивида лишь потому, что в психологии оно употребляется  в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий "индивид" и "личность" составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

 Наш язык хорошо отражает  несовпадение этих понятий: слово  “личность” употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или "личность новорожденного". Никто не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов3.

 Понятие личности, так же  как и понятие индивида, выражает  целостность субъекта жизни; личность  не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза из менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Об этом писал, в частности, и С.Л. Рубинштейн.

Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может  быть выведено из его приспособительной  деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или  его человеческие потребности. Как  и сознание человека, как и его потребности, личность человека тоже "производится" - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.

Главная задача состоит в том, чтобы  выявить действительные "образующие" личности, этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива  сама его жизнь, и вместе с тем  сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым. Он идентифицируется не только своим именем, его идентифицирует и закон, по крайней мере в пределах, в которых он признается ответственным за свои поступки.

Таким образом, существует известное  противоречие между очевидной физической, психофизиологической изменчивостью человека и устойчивостью его как личности. Это и выдвинуло проблему "я" в качестве особой проблемы психологии личности. Она возникает потому, что черты, включаемые в психологическую характеристику личности, выражают явно изменчивое и "прерывное" в человеке, т.е. то, чему как раз противостоит постоянство и непрерывность его "я".

Леонтьев говорит о подходе  к личности, в основу которого кладется категория предметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего  строения: ее опосредствований и порождаемых ею форм психического отражения.

 Такой подход уже с самого  начала позволяет дать предварительное  решение вопроса о том, что  образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что  именно входит и что не входит  в характеристику человека именно как личности

 

Заключение

На сегодня в психологии нет  какой-либо единственной общепринятой теории личности. Тем не менее, существуют такие теории, которые имеют значительное влияние и большое количество сторонников. Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности 3. Фрейда. Теория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности, или индивидуальная психология.

Эта теория также относится традиционно  к психоаналитическому направлению, хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Широкое распространение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка, в которой выделяются два измерения личности: интроверсия — экстраверсия и нейротизм — стабильность.

В целом, в настоящее время существует множество теорий личности, которые  развиваются в рамках таких направлений, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, гуманистическая психология, структурно-типологическое направление.

 

 

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Мостовая  И.В. Социология: Учебник для вузов  / Под ред. проф. В.И. Добренькова.  – М.: Гардарика, 1998. – 432 с.

2. Л.Хъелл, Д.Зиглер «Теория личности». М., 1997.

3. Хрестоматия по истории психологии. М.: Из-во МГУ.1980.

4. “Психология и психоанализ характера” / Хрестоматия. Самара, 2003.

5. Ю. Гиппенрейтер. “Введение в общую психологию”. М, 2004.

6. Р. Робертсон. “Введение в психологию Юнга”. Ростов-на-Дону, 2001.

7. “Психотерапевтическая энциклопедия”. СПб, 1998.

8. З. Фрейд. “Психология бессознательного”. М, 1994.

9. К.Г. Юнг. “Аналитическая психология. Прошлое и настоящее”. М, 1995.

10. “Общая психология” /Состав. Е.И. Рогов. М, 2002.


Информация о работе Классификация и содержание новейших теорий личности