Классификация способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Темперамент 

     Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

     Темперамент в переводе с латинского – «смесь, соразмерность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит «  отцу медицины» Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей  организма преобладает: если преобладает кровь, то темперамент будет сангвинистический, т.е энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь, то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь, то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный,  уравновешенный человек, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь, то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грубости, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной теорией ( от лат. « гумор» - жидкость), поскольку согласно ей темперамент зависит от соотношения биологических жидкостей в организме. 
 
 
 
 

Конституционная теория темперамента.

     В начале ХХ века возникла конституционная  теория темперамента (Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключалась  в установлении связи темперамента с врожденной конституцией – телосложением человека.

     Шелдон  выделяет 4 различных типа телосложения человека, которые обусловливают  и различие темпераментов. Тип телосложения зависит от того, как протекало  внутриутробное развитие человека, какие зародышевые слои наиболее интенсивно развивались. Первый тип – эндоморфный (преимущественно развивается внутренний зародышевый слой, из которого формируются внутренние органы и жировые ткани) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, ярко выраженными отложениями жиров. Таких людей называют пикниками.

     Для второго, мезоморфного типа (примущественное  развитие среднего зародышевого слоя, из которого формируется скелет, мускулы) характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, мощная голова. Таких людей называют атлетами.

     Третий  тип, - эктоморфный (преимущественное развитие внешнего зародышевого слоя, из которого формируется нервная система и мозг, а внутренний и средний зародышевые слои развивались меньше, поэтому мало развиты кости, мускулы, жировые прослойки, олицетворяет худой человек, с вытянутым лицом, тонкими длинными руками и ногами, слабой мускулатурой и хорошо развитой нервной системой. Таких людей называют астениками. 

Типы  темперамента и их психологическая  характеристика

     Холерик – это человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность . Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность: увлекшись каким – нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он добрабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают нервность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность невротическим срывам и конфликтам с людьми.

     Сангвиник – человек сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей,  интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, он легко сходиться с новыми людьми, поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

     Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, он неразговорчив, эмоции проявляются замедленно, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, неспособен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни,  работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

     Меланхолик  – человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать срыв, растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешние свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен  отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

     Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маркировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. 
 

     Роль  темперамента в деятельности 

     Поскольку каждая деятельность предъявляет к  психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно сказать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности (воины), сангвиники – для организаторской деятельности (политики), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве (мыслители), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности (созидатели). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика – истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности.

           Роль темперамента в труде и учебе заключается  в том, что от него зависит влияние  на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно – психического напряжения (например, оценка деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия).

     Темперамент накладывает отпечаток на способы  поведения и общения. Например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая, необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто–то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще со взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

     Продуктивность  работы человека тесно связана с  особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если   работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. 
 
 
 
 
 

  
 

 

             Библиографический список 

  1. Ковалев, А. Г.  Темперамент и характер [Текст]  / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев // Психология индивидуальных различий. Тексты.  – М. : [б. и.], 1982. – 327 с.
  2. Небылицын, В. Д. Темперамент [Текст] / В. Д. Небылицын // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М. : [б. и.], 1982. – 327 с.
  3. Норакидзе, В. Г. Темперамент личности и фиксированная установка [Текст] / В. Г. Норакидзе. – Тбилиси : [б. и.], 1970. – 311 с.
  4. Овчинников, Б. В. Ваш психологический тип [Текст] / Б. В. Овчинников, К. В. Павлов и др. – СПб. : Изд-во Андреев и сыновья, 1994. – 235 с.
  5. Психология индивидуальных различий [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,       В. Я. Романова. – М. : ЧеРо, 2000. – 776 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      федеральное агентство по образованию 

      Сыктывкарский лесной институт –  филиал 

      государственного  образовательного учреждения 

      высшего профессионального образования

      «Санкт-Петербургская  государственная 

      лесотехническая академия имени С. М. Кирова» 
 
 
 
 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин 
 
 

      контрольная работа 
 
 

      По  дисциплине:  Психология и педагогика

          На тему: Темперамент и способности

 
 
 
 
 
 
              Выполнил: Белоусова Виктория Сергеевна,                                студентка ЛТФ,

              очной формы  обучения,

              2 курса, 52В гр.;

              специальность ТиОЛЗДП,

              № зачетной книжки 080211

               
              Проверила:
               
              Хохлова .Е.В, доцент, к.п.н
 
 
 
 
 

      Сыктывкар  2009

Что такое способности ? 
 

     Способности – это индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям, навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

     Исследованиями  установлено, что способности –  прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

     Глубокий  анализ проблемы способностей был дан  Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой  им концепции, врожденными могут  быть анатомо – физиологические  и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки  развития способностей, называемые задатками.

     Задатки – это некоторые генетически  детерминированные (врожденные) анатомо – физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально – природную основу формирования и развития способностей.

Информация о работе Классификация способностей