Классификация способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

     Способности – не статичные, а динамические образования, их  формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

     Задатки весьма многозначны, они – лишь предпосылки  развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития. Многие задатки данные человеку от природы, могут остаться нереализованными, не превратиться в реальные способности и достижения человека, человек может даже и не подозревать о наличии в себе каких – либо задатков.

     В целом формирование и развитие у  человека соответствующих способностей определяется главным образом тремя обстоятельствами:

    • Наличием соответствующих задатков, предрасположенности
    • Потребностно – мотивационными особенностями личности
    • Социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Классификация способностей

Существует  целый ряд классификаций способностей.

  1. природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно – рефлекторных связей;
  2. специфические человеческие способности, имеющие общественно – историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде ( общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
    • общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук ), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие ( способности математические, технические, литературно – лингвистические, спортивные). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;
    • теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно – логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно – практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
    • учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
    • способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально – психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т.д., и предметно – деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

    Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных  возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение 

     Для успешного развития способностей следует  учитывать рекомендации « теории предела», согласно которой человек  наиболее полно раскрывает и развивает свои способности, работая на пределе своих физических и умственных сил. Однако не следует забывать, что преграда не должна быть слишком мощной, она должна быть преодолимой. История свидетельствует о том, что жизнь подавляющего большинства выдающихся людей была до предела насыщена борьбой, им приходилось преодолевать бесчисленные преграды, напрягая всю свою волю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Классификация способностей