Тема. Классификация
стилей и методов управления коллективом
Введение
Глава 1. Стиль управления.
1.1. Понятие и сущность
формирования стиля руководства.
1.2. Классификация стиля
руководства.
Глава 2. Метод управления.
2.1. Классификация метода
руководства.
2.2. Организационно-правовые
методы.
2.3. Экономические методы.
2.4. Социально-психологические
методы.
Заключение
Список литературы.
Введение
Тема, выбранная мной, актуальна, так
как при управлении фирмой руководитель
часто не задумывается о том, какой стиль
будет более эффективным, как его методы
– взаимодействие с подчиненными, построение
системы мотивации – влияют на работу
коллектива, построение взаимоотношений
в компании (социально-психологический
климат в группе) а соответственно и на
результаты деятельности всей компании.
«Правильный» стиль руководства
не может быть определен заранее, поскольку
жизненные управленческие ситуации не
стандартны, а качества личности менеджера
и подчиненных имеют свойство изменяться
адекватно изменениям управляемой среды.
Выбор стиля руководства во многом зависит
от того, какую задачу ставит перед собой
руководитель.
Цель работы – изучение стилей
и методов управления коллективом.
Задачи работы: дать характеристику
понятиям «стиль руководства» и «метод
руководства» и рассмотреть особенности
их влияния на коллектив.
Глава 1. Стиль управления.
1.1. Понятие и сущность
формирования стиля руководства.
Стиль руководства — обобщенные
виды поведения руководителя в отношениях
с подчиненными в процессе достижения
поставленных целей.
Говоря о стиле руководства,
мы подразумеваем устойчивую манеру поведения
руководителя по отношению к подчиненным,
позволяющую оказывать на них влияние
и побуждать их к достижению целей организации.
Стиль руководства определяет
систему методов, приемов, образцов поведения,
с помощью которых руководитель организует
межличностные отношения в коллективе
и воздействует на подчиненных для решения
поставленных задач.
Принятый стиль может служить
характеристикой качества деятельности
руководителя и руководящего органа, их
способности создавать и воспроизводить
в коллективе атмосферу, способствующую
высокопроизводительной работе.
В основе своей стиль объективен, так как определяется
совокупностью социальных и экономических
требований к руководящей деятельности.
Но в то же время он, стиль, окрашен индивидуальными
качествами руководителя и неизбежно
субъективен, индивидуален.
Воздействие на стиль руководства
оказывают такие индивидуальные характеристики
руководителя:
1) физиологические (возраст,
здоровье, пол);
2) психологические (властность,
эмоциональность, смелость, упорство,
харизма);
3) интеллектуальные (образованность,
гибкость мышления, инновационность, проницательность);
4) деловые (предприимчивость,
коммуникабельность, ответственность,
работоспособность, такт, профессионализм).
Стиль руководства в значительной степени
определяет результаты деятельности организации.
Существует много примеров того, как руководитель,
возглавив отстающий коллектив и правильно
выбрав стиль руководства, преобразовывает
ситуацию, пробуждает творческие силы
и энергию сотрудников.
И, наоборот, при ином стиле можно разрушить
эффективно работающий до того коллектив.
Таким образом, опираясь на личные качества,
каждый руководитель вырабатывает индивидуальный
стиль работы. Но различия стилей не безграничны,
поскольку зарождаются и изменяются в
границах, определяемых объективными
потребностями организации.
1.2. Классификация стиля
руководства.
Существует три стиля управления:
1) авторитарный;
2) демократический;
3) либеральный.
Авторитарный стиль управления
заключается в том, что вся полнота власти
находится у руководителя и все решения
принимаются им единолично, не учитывая
мнения подчиненных. В данном случае используется
командный метод управления. Авторитарный
стиль управления применяют в кризисной
ситуации, когда решения должны приниматься
быстро и быть четко скоординированы,
но это значительно затрудняется в условиях
коллективной деятельности по разработке
решений.
При авторитарном стиле управления
менеджер:
- имеет полную власть и никаких
преград для ее использования;
- сохраняет за собой право на
любые чрезвычайные полномочия;
- имеет определенный набор
уникальных знаний и навыков;
- руководит формально, не
является действительным лидером,
пользующимся полной поддержкой
и пониманием.
При авторитарном стиле управления
подчиненные:
- зависимы от своего руководителя;
- не имеют возможности высказать
свое мнение;
- имеют невысокую квалификацию
(не всегда);
- осознают, что могут быть жертвами
применения чрезвычайных полномочий;
- практически не обладают независимостью;
- порой сами становятся
последователями авторитарного
режима либо сторонниками.
Положительными моментами применения
авторитарного стиля являются:
- этот стиль не требует особых
материальных затрат;
- позволяет быстрее наладить
взаимодействия между сотрудниками
и подразделениями.
К отрицательным моментам относится
то, что он:
- подавляет инициативу;
- требует громоздкой системы
контроля за работой персонала;
- повышает степень бюрократизма.
Результатом применения авторитарного
метода является снижение удовлетворенности
сотрудников своей деятельностью и повышение
их зависимости от руководителя. Если
использовать такой стиль управления
длительный период времени, то это приведет
к существенному снижению степени эффективности
работы предприятия.
Демократический стиль — это
стиль, при котором руководитель делегирует
часть своих полномочий подчиненным, принятие
решений основывается на коллегиальной
основе. Этот стиль актуален при стабильной
работе предприятия, когда оно стремится
осуществлять внедрение инноваций.
При демократическом режиме
менеджер:
- имеет ограниченную власть,
может сам устанавливать рамки
ее применения либо принимает
условия;
- группа может снять
его с должности и заменить
членами коллектива;
- является зависимым от временных
рамок в своей деятельности;
- может применять ограниченное
число санкций по отношению
к подчиненным.
При демократическом стиле
подчиненные:
- осуществляют контроль над
методами управления;
- преимущественно являются
средним классом;
- чаще всего имеют такие профессии,
как ученые, инженеры, менеджеры и т. д.;
- имеют высокие профессиональные
навыки;
- любят строгий порядок, но
не авторитарный;
- имеют высокие социальные
потребности.
К положительным моментам этого
стиля относят, что он:
1) стимулирует творческую деятельность;
2) снижает недовольство
сотрудников от принятых решений,
так как они принимаются совместно;
3) повышает мотивацию труда;
4) улучшает психологический
климат на предприятии и удовлетворенность
от выполненной работы.
К отрицательным моментам этого
стиля относят, что он:
- не осуществляется жесткого
централизованного контроля;
- ответственность за выполнение
может долго перекладываться;
- затягивается процесс принятия
решений и их выполнения.
Либеральный стиль представляет
собой управление без участия руководителя.
Работники предоставлены сами себе, приходится
рассчитывать на их дисциплинированность.
Особенности либерального стиля
управления.
1. Данный стиль управления
возможно использовать при высокой квалификации
работников и низком уровне подготовки
руководителя.
2. Подчиненным предоставляется
полная свобода, которая может
привести к анархии.
При либеральном стиле управления
менеджер:
- не обладает реальной властью;
- не ограничен временными рамками;
- не сменяем на должности, поскольку
всех такое положение устраивает;
- не может применять никаких
санкций;
- не обладает знаниями по специфике
производства.
При либеральном стиле управления
подчиненные:
- имеют больше власти, чем руководитель;
- не принимают порядок;
- легко поднимаются на мятеж,
забастовку;
- слабо организованы;
- как правило, это ученые
или другие рабочие с редкими
знаниями, осознающими свою необходимость.
На рабочих местах нет четко
определенных целей деятельности. Нет
структуры в организации. В основном существует
только система самоконтроля. Не ограничено
время на выполнение заданий. Преобразований
и изменений в системе труда практически
не происходит, либо они предсказуемы.
Атмосфера на рабочих местах мягкая, благоприятная.
Для выполнения профессиональных функций
требуются высокие навыки и особые знания.
Применение подобного стиля
организации работы может повлечь за собой
дробление коллектива, изоляцию личности,
непонимание, хаос, анархию.
Рассмотренные выше стили управления
очень разные и среди них нельзя выделить
абсолютно эффективный или неэффективный,
так как все они зависят от ситуации, в
которой они применяются. Эффективное
сочетание этих стилей позволяет добиться
оптимального результата деятельности.
Глава 2. Метод управления.
2.1. Классификация метода
руководства.
Методы классифицируются по
нескольким признакам:
По содержанию: экономические,
математические, организационные, правовые,
социальные, психологические, распорядительные
методы управления.
По масштабу управленческой
деятельности: различают общие (направленные
на решение главных задач развития) и конкретные
(применяемые в повседневной практике
и осуществляемые в рамках общего метода
управления).
По форме воздействия: прямого
(непосредственное воздействие на объект
управления, определяя место коллектива
и отдельных работников в системе управления,
их права, обязанности и ответственность)
и косвенного воздействия (учитывающие
интересы коллектива и отдельного работника,
заинтересовывающие в достижении конечных
результатов, воздействующие на экономические
интересы, формирующие экономический
механизм управления).
По характеру воздействия: различают
методы стимулирующие (побуждающие) и
регламентирующие (принуждающие) деятельность
работников.
2.2. Организационно-правовые
методы.
Организационные методы предусматривают
разработку организационных решений,
определение необходимых ресурсов, сроков
исполнения, ответственных лиц и предполагают
контроль исполнения, за которым следуют
новые организационно-распорядительные
действия.
Организационно-распорядительные
методы в основном опираются на власть
руководителя, его права, присущую организации
дисциплину.
Организационно-распорядительные
методы оказывают прямое воздействие
на управляемый объект через приказы,
распоряжения, оперативные указания.
Возможны три формы организационно-распорядительных
методов:
1. Обязательное предписание
(приказ, запрет и т.п.).
2.Согласительные методы (консультация,
разрешение компромиссов).
3. Рекомендации, пожелания (совет,
разъяснение, предложение, общение и т.п.).
В общем виде система организационно-распорядительных
(организационно-административных) методов
может быть представлена как совокупность
двух равнозначных элементов:
1. Воздействие на структуру
управления (регламентация деятельности
и нормирование в системе управления).
2. Воздействие на процесс
управления (подготовка, принятие, организация
выполнения и контроль за управленческими
решениями).
2.3. Экономические методы.
Экономические методы на макроуровне
выступают как государственное регулирование.
Оно охватывает разработку прогнозов
и рациональных программ, госзаказов,
налоговую, ценовую, инвестиционную и
финансово-кредитную политику государства.
На микроуровне выступают в
следующих формах: планирование, анализ,
хозрасчет, ценообразование и финансирование.
Планирование. Это определение
стратегии управления, его задач и путей
решения. Менеджер должен уметь из альтернативных
возможных действий выбрать одно, предварительно
оценив каждую из альтернатив по эффективности
(результативности), затратам и реальности.
После этого данное действие должно быть
включено в перечень действий, подлежащих
обязательному исполнению. Последним
этапом планирования является как можно
более глубокая детализация планируемых
действий.
Анализ. Менеджер должен в совершенстве
владеть методами анализа финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. Глубокий анализ
позволяет создавать благоприятные условия
для развития позитивных явлений и устанавливать
преграды для нежелательных.
Хозрасчет. Данный метод позволяет
максимально использовать экономическую
и материальную заинтересованность коллектива
и его членов в улучшении производства
и повышает ответственность управляющей
системы всех уровней за результаты работы.
Ценообразование. Менеджер
должен стремиться к максимизации нормативной
прибыли, которая может быть увеличена
на основе использования одного из двух
возможных методов или их комбинации:
увеличение цены на реализуемый
товар (самый примитивный метод);
совершение конкретных действий,
приводящих к внутренней реструктуризации
цены товара (зафиксированная цена сохраняется);