Классификация видов памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом

Содержание работы

1. Сущность категории «память» и её структура………………….…..2
2. Классификация видов памяти…………………………………….…6
Вид памяти, обеспечивающий наилучшее сохранение полученной информации:
а) кратковременная память;
б) оперативная память;
в) долговременная память;
г) эмоциональная память.
Укажите правильный ответ, обоснуйте его…………………….…….11
Заключение……………………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………….………14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа (2).docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность категории  «память» и её структура………………….…..2

2.  Классификация видов  памяти…………………………………….…6

 Вид памяти, обеспечивающий  наилучшее сохранение полученной  информации:

                   а) кратковременная память;

                   б) оперативная память;

                   в) долговременная память;

                   г) эмоциональная память.

 Укажите правильный  ответ, обоснуйте его…………………….…….11

 Заключение……………………………………………………………..12

 Список использованной  литературы………………………….………14

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность категории «память» и её структура

         Психология [греч. psychê — душа, logos — слово, понятие, учение] — многоотраслевая  область научного знания, предметом  изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

         «Определение психологии лучше  всего дал Ладда – как науки, занимающейся описанием и истолкованием состояний сознания. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т.п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение как тех причин и условий, при которых они возникают, так и действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы»

          Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. "мнема" - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной Деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.

 Память — одна из  психических функций и видов  умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

  Память имеет очень  большое значение в жизни и  деятельности человека. Благодаря памяти у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

       Физиологической  основой памяти являются следы  бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших  полушарий головного мозга в  результате пластичности нервной  системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

 Без памяти невозможно  функционирование личности, так  и общества в целом. В отличие  от восприятия и мышления память  непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются  представлениями и являются образами предыдущих восприятий. В    структуре памяти выделяют четыре основных мнемонических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание (все компоненты памяти тесно связаны между собой).

 Запоминание — это  процесс памяти, посредством которого  происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

 Сохранение (хранение) —  процесс накопления материала  в структуре памяти, включающий  его переработку и усвоение. Сохранение  опыта дает возможность для  обучения человека, развития его  перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

 Воспроизведение и  узнавание — процесс актуализации  элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой  воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

 Если в процессе  воспроизведения  возникают затруднения, то идёт процесс  припоминания. Отбор элементов, нужных с точки  зрения требуемой задачи. Воспроизведенная  информация не является точной  копией того, что запечатлено  в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

 Забывание — потеря  возможности воспроизведения, а  иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Рассмотренные основные виды, характеризующие мнемическую активность, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения, а в реальной жизни человека неотъемлемы друг от друга. В конечном счёте, это единственный мнемический процесс. Нельзя говорить о запоминании, не принимая во внимание сохранение того, что запомнилось, и вместе с тем забывание того, что является второстепенным. Невозможно обсуждать вопросы, относящиеся к узнаванию и воспроизведению, если не учитывать, что эти процессы обеспечиваются сохранением того, что запомнилось при отсутствии забывании. Таким образом, расчленение мнемического процесса на его составные части имеет смысл только для осуществления цели изучения и обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Классификация видов  памяти

 Память занимает особое  место среди психических функций: ни одна другая функция не  может быть осуществлена без  ее участия. Другими словами, каждая психическая функция имеет свой мнемический компонент. В связи с этим формы проявления памяти весьма разнообразны. Множество видов памяти можно представить в ряде классификаций.

 По времени  сохранения  материала выделяются:

- сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения — 0,3— 1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм»». Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых;

- кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9); [3, с. 223]

- долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным; [3, с. 220]

- оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

 По характеру  психической  активности в структуру  памяти  входят:

- двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

- эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти; [3, с. 222]

- образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

- словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

- механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

 По характеру  целей  деятельности память может  быть:

- непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

- произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

 Эти два вида памяти  представляют собой две последовательные  ступени  развития памяти. Непроизвольно запоминаются:

-материал, являющийся предметом  целенаправленной деятельности;

-информация, имеющая важное  жизненное значение, связанная с  нашими интересами и эмоциями;

-все, что связано с  препятствиями, затруднениями в  деятельности.

-незавершенные действия  запоминаются лучше, чем завершенные.

 Непроизвольное запоминание  подчинено законам ассоциативного  связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях.

 Ассоциация — это  возникающая в опыте человека  закономерная связь между двумя  представлениями, которая выражается  в том, что появление в сознании  одного представления влечет  за собой актуализацию второго. Со времен Аристотеля различают  три основных типа ассоциаций: по смежности во времени и  пространстве, сходству и контрасту. [3, с 233]

 По использованным  для запоминания средствам память  бывает:

 непосредственной натуральной  памятью, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений, — это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека, как в филогенетическом, так и онтогенетическом плане;

 внешне опосредованной  памятью, характерной для более  высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания. В данном случае стимулы носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры. Благодаря этим и другим нехитрым средствам человек делает свою память более совершенной и эффективной;

 внутренне опосредствованной  памятью, являющей собой высшую  форму памяти —логическую память, при которой происходит переход  от употребления внешних средств  запоминания к внутренним элементам  опыта. Для того, чтобы такой переход  мог осуществиться, сами внутренние  элементы должны быть достаточно сформированы. В этом процессе формирования внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению.

Процессы памяти у разных людей протекают неадекватно. Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности запоминания и готовности к воспроизведению. Важным свойством памяти человека является, ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию. Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. У взрослых людей тип памяти упражняется зависимости от характера их профессионального типа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, прочности сохранения, точность воспроизведения, объем памяти и готовность ее в своем сочетании отчетливо выражены  у какого- либо человека, типичны для него, то это тоже характеризует тип его памяти.   

Информация о работе Классификация видов памяти