Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 14:35, контрольная работа
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом
1. Сущность категории «память» и её структура………………….…..2
2. Классификация видов памяти…………………………………….…6
Вид памяти, обеспечивающий наилучшее сохранение полученной информации:
а) кратковременная память;
б) оперативная память;
в) долговременная память;
г) эмоциональная память.
Укажите правильный ответ, обоснуйте его…………………….…….11
Заключение……………………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………….………14
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность категории
«память» и её структура…………………
2. Классификация видов памяти…………………………………….…6
Вид памяти, обеспечивающий
наилучшее сохранение
а) кратковременная память;
б) оперативная память;
в) долговременная память;
г) эмоциональная память.
Укажите правильный ответ, обоснуйте его…………………….…….11
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы………………………….………14
Психология [греч. psychê — душа, logos — слово, понятие, учение] — многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.
«Определение психологии лучше всего дал Ладда – как науки, занимающейся описанием и истолкованием состояний сознания. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т.п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение как тех причин и условий, при которых они возникают, так и действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы»
Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. "мнема" - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной Деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
Физиологической
основой памяти являются следы
бывших ранее нервных
Без памяти невозможно
функционирование личности, так
и общества в целом. В отличие
от восприятия и мышления
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
Сохранение (хранение) — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и
узнавание — процесс
Если в процессе
воспроизведения возникают затруднения,
то идёт процесс припоминания.
Отбор элементов, нужных с точки
зрения требуемой задачи. Воспроизведенная
информация не является точной
копией того, что запечатлено
в памяти. Информация всегда
Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Рассмотренные основные виды, характеризующие мнемическую активность, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения, а в реальной жизни человека неотъемлемы друг от друга. В конечном счёте, это единственный мнемический процесс. Нельзя говорить о запоминании, не принимая во внимание сохранение того, что запомнилось, и вместе с тем забывание того, что является второстепенным. Невозможно обсуждать вопросы, относящиеся к узнаванию и воспроизведению, если не учитывать, что эти процессы обеспечиваются сохранением того, что запомнилось при отсутствии забывании. Таким образом, расчленение мнемического процесса на его составные части имеет смысл только для осуществления цели изучения и обучения.
2. Классификация видов памяти
Память занимает особое
место среди психических
По времени сохранения материала выделяются:
- сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения — 0,3— 1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм»». Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых;
- кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9); [3, с. 223]
- долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным; [3, с. 220]
- оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.
По характеру психической активности в структуру памяти входят:
- двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;
- эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти; [3, с. 222]
- образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;
- словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;
- механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.
По характеру целей деятельности память может быть:
- непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;
- произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.
Эти два вида памяти
представляют собой две
-материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;
-информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;
-все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.
-незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.
Непроизвольное запоминание
подчинено законам
Ассоциация — это
возникающая в опыте человека
закономерная связь между
По использованным
для запоминания средствам
непосредственной натуральной памятью, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений, — это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека, как в филогенетическом, так и онтогенетическом плане;
внешне опосредованной памятью, характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания. В данном случае стимулы носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры. Благодаря этим и другим нехитрым средствам человек делает свою память более совершенной и эффективной;
внутренне опосредствованной
памятью, являющей собой высшую
форму памяти —логическую
Процессы памяти у разных людей протекают неадекватно. Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности запоминания и готовности к воспроизведению. Важным свойством памяти человека является, ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию. Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации.
Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. У взрослых людей тип памяти упражняется зависимости от характера их профессионального типа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, прочности сохранения, точность воспроизведения, объем памяти и готовность ее в своем сочетании отчетливо выражены у какого- либо человека, типичны для него, то это тоже характеризует тип его памяти.