Клиентцентрированная терапия К. Роджерса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 12:51, реферат

Описание работы

Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью–Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью–Йорк. С 1940 г. Роджерс занимал должность профессора психологии в университете штата Огайо. Там он привлек внимание к своей системе психотерапии, особенно после выхода в 1942 г. книги «Консультирование и психотерапия: новые концепции в практике». С 1945 г. он был исполнительным секретарем в Чикагском университете, а затем работал в университете Висконсина. В 1951 г. Роджерс опубликовал книгу «Клиент–центрированная терапия: современная практика, смысл и теория».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1.Особенности клиент-центрированного подхода………………..…...6
2.Основные положения теории Роджерса ……………………….……..9
3.Особенности поведения клиентцентрированного терапевта……...13
4.Процессуальные переменные клиентцентрированной терапии…..14
Заключение……………………………………………………………....15
Список литературы…………………………………………….……….18

Файлы: 1 файл

Клиентцентрированная терапия Карла Роджерса.docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  педагогический университет»

ИНСТИТУт психологии

Кафедра  психологии образования

 

 

 

 

 

«Клиентцентрированная терапия К. Роджерса.»

 

 

 

Выполнили:


 

_____________________

                                                                                                    _____________________

 

 

 

 

Екатеринбург

2013-14 уч.г.

 

Введение…………………………………………………………………...3

1.Особенности клиент-центрированного подхода………………..…...6

2.Основные положения теории  Роджерса ……………………….……..9

3.Особенности поведения клиентцентрированного терапевта……...13

4.Процессуальные переменные клиентцентрированной терапии…..14

Заключение……………………………………………………………....15

 Список литературы…………………………………………….……….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Роджерс Карл (1902-1987) - американский психолог и психотерапевт, один из создателей гуманистической психологии, автор  трудов по общей, социальной, детской  психологии, индивидуальным и групповым  формам терапии, "центрированной на человеке".

Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью–Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью–Йорк. С 1940 г. Роджерс занимал должность профессора психологии в университете штата Огайо. Там он привлек внимание к своей системе психотерапии, особенно после выхода в 1942 г. книги «Консультирование и психотерапия: новые концепции в практике». С 1945 г. он был исполнительным секретарем в Чикагском университете, а затем работал в университете Висконсина. В 1951 г. Роджерс опубликовал книгу «Клиент–центрированная терапия: современная практика, смысл и теория».

В глазах психологического мира Карл Роджерсассоциируется прежде всего с созданным и развитым им методом психотерапии. Этот тип  терапии обозначается как недирективная  или клиент-центрированная терапия. По словам ее создателя, успешная клиент-центрированная терапия, осуществляемая в оптимальных  условиях.

Это "...означает, что терапевт смог войти в личные и субъективные взаимоотношения с клиентом, относясь к нему не как ученый к объекту  изучения, не как врач, от которого ждут диагноза и лечения, - но как человек  к человеку. Это означает, что  терапевт видит этого клиента  человеком, обладающим безусловной  самоценностью, вне зависимости  от его состояния, поведения и  чувств. Это означает, что терапевт искренен, не прячется за защитным фасадом, но встречает клиента теми чувствами, которые испытывает. Это означает, что терапевт может позволить себе искать понимания этого клиента; что никакие внутренние барьеры не удерживают его от того, чтобы почувствовать, что, вероятно, чувствует клиент в каждый момент взаимоотношений; и что он может передать что-то из своего эмпатического понимания клиенту. Это означает, что терапевт органично вошел в отношения с клиентом, без рационального знания о том, к чему это приведет, удовлетворившись созданием климата, в котором клиент получает максимальную свободу быть самим собой. Для клиента оптимальная терапия означает исследование удивительно странных, неведомых, опасных чувств в самом себе, исследование, возможное только благодаря тому, что он постепенно осознает, что его принимают безусловно. Таким образом, он узнает об элементах своего опыта переживаний, которые в прошлом не допускались в сознание, в структуру Я, как несущие слишком большую угрозу, слишком травматические. Он обнаруживает, что переживает эти чувства полностью, в целом, в их связи, так что в определенный момент он и есть собственный страх, или голод, или нежность, или сила. И, проживая эти очень разнообразные чувства, все степени их интенсивности, он обнаруживает, что переживает себя, и что он и есть все эти чувства. Он обнаруживает, что соответственно новому переживанию Я, конструктивно меняется его поведение. Он приближается к пониманию того, что нет нужды бояться того, что может содержать опыт переживаний, но может свободно его приветствовать как часть своего меняющегося и развивающегося Я" (6). В своей теоретической работе Роджерс (1959) формулирует концепции, являющиеся ядром теории личности, терапии и межличностных взаимоотношений.

В последние годы Роджерс  пришел к взгляду на терапевтический  процесс как на один из моментов межличностных отношений и коммуникации вообще. Это привело его к формулировке общей теории межличностных отношений. Основной постулат этой теории обозначен Роджерсом следующим образом: "При допущении:

а) минимального желания  со стороны двух людей быть в контакте;

б) способности и минимального желания со стороны каждого получать коммуникацию от другого и;

в) продолжительности контакта в течение некоторого времени - последующие  отношения предположительно будут  истинными.

Роджерс получил много  наград за свой вклад в психологию и был активным членом многочисленных научных обществ. Его избирали президентом  Американской психологической ассоциации в 1946 - 1947 годах, и в 1956 году он первым получил награду Американской психологической  ассоциации за выдающийся вклад в  науку. Он также получил награду  Американской психологической ассоциации в 1972 году за выдающиеся профессиональные достижения. В обращении к съезду Американской психологической ассоциации в 1972 году он подытожил свой вклад  в психологию, сказав: «Я выразил  идею, для которой пришло время, как  будто камень был брошен в воду и поднял рябь. Идея была в том, что  индивид имеет широкие внутренние возможности для изменения своей  жизни, и эти возможности можно  мобилизовать при соответствующих  условиях» Если о теории судить только по тому, как она повлияла на профессиональную психологию, то работу Карла Роджерса следует оценить очень высоко. Никто со времен Фрейда не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Роджерс (7).

Его подход, центрированный на личности, успешно применяется  при консультировании и терапии  в таких разных областях, как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент. Утверждение  целостности и уникальности человека, связанное с акцентом на важность Я-концепции, также имело громадное  влияние на современную теорию и практику психологии (7).

1. Особенности клиент-центрированного подхода

Многие люди с психологическими расстройствами считают, что окружение  их не понимает. И только когда другие выражают им свое сочувствие, они ощущают  понимание. Постепенно эти люди становятся готовыми к изменениям. Карл Р. Роджерс, основатель клиентцентрированной (разговорной) психотерапии, на основе этого опыта, который он почерпнул из идей неоаналитика Ранка и из китайских источников, создал свой метод.

Практика, теория и результаты исследований показывают, что человеко-центрированный подход построен на глобальном доверии  к человеку. И это его самое  разительное отличие от подавляющего большинства институций в нашей  культуре. Почти все в образовании, правительстве, бизнесе, многое в религии, семейной жизни, психотерапии основано на недоверии к человеку. Цели должны ставиться извне, потому что сам  человек рассматривается как  неспособный выбирать адекватные цели. Индивида нужно вести к этим целям, поскольку иначе он может сбиться  с намеченного пути. Индивид видится  как изначально, от природы, греховный, деструктивный, ленивый или же сочетающий в себе все эти три качества, - как тот, кто должен находиться под постоянным присмотром.

Человеко-центрированный подход, напротив, полагается на существующую в каждом живом организме актуализирующую  тенденцию - тенденцию расти, развиваться, реализуя весь свой потенциал. Этот способ существования доверяет конструктивному  направленному движению человеческого  существа к более сложному и полному  развитию. Именно это направленное движение есть то, что мы стремимся  высвободить.

Особенность человеко-центрированного  подхода состоит в том, что  когда психотерапевт находится  в наилучшей форме как фасилитатор  или терапевт, т.е. когда он ближе  всего к моему внутреннему, интуитивному Я, когда я каким-то образом соприкасаюсь с неизвестным во мне, когда, возможно, я нахожусь в слегка измененном состоянии сознания, тогда все, что бы я ни делал, оказывается целительным. Тогда просто присутствие терапевта освобождает и помогает. «Я не могу ничего сделать, чтобы вызвать это состояние, но когда я могу расслабиться и стать ближе к своей трансцендентальной сущности, тогда я в отношении с клиентом могу вести себя странно и импульсивно, чему я не могу найти рациональных оправданий и что никак не связано с моими мыслительными процессами. Однако каким-то странным образом такое поведение оказывается верным. В такие моменты кажется, что мой внутренний дух вышел вовне и прикоснулся к внутреннему духу другого человека. Наше отношение трансцендирует себя и становится частью чего-то большего. Имеют место существенные и очевидные рост, исцеление, энергия».

Выражение Роджерса (1942): «Иногда  мы забываем, что результаты любого вида психотерапии зависят от предположения, что индивид, если ему помочь, переориентируется, заново организовывает свои установки, а также может прибегать к  менее трудной адаптации и  находить удовлетворение социально  признанными способами». Чтобы достичь  этой цели, недирективная психотерапия, т.е. центрированная на клиенте старается  реорганизовать оценочный процесс  со стороны организма, т.е. контроль организма за опытом в аспекте  его благоприятности для самосохранения.

Изначально человекоцентрированный подход - это способ существования, который выражается в установках и поведении, создающих климат, способствующий росту и развитию человеческой личности. Это, скорее, исходная философия, нежели просто техника или метод. Когда  эта философия существует, она  помогает человеку развивать свои возможности  и способности, а также стимулирует  конструктивные изменения в других людях. Она придает силы индивиду, и, как показывает опыт, если эта  личная сила ощущается, она используется в целях личной или социальной трансформации.

Человеко-центрированный способ бытия в психотерапии ведет к  процессу самоисследования и самораскрытия  клиента и в конечном итоге - к  конструктивным изменениям в его  личности и поведении. Так как  терапевт проживает эти условия  в отношении с клиентом, он становится спутником клиента в путешествии к сущности Я (2).

К.Роджерс выявил, что  исцеление происходит тогда, когда  клиент чувствует себя принятым и  понятым. Почувствовать себя таким - это достаточно редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете страх, гнев, горе или ревность. Исцеляют именно моменты принятия и понимания. Важно  помнить истину: «самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда  искренне «вслушиваемся» во всю глубину  его эмоциональной боли и проявляем  уважение к способности найти  свой собственный ответ». Это дает индивиду возможность усилить самого себя и выявить свой уникальный потенциал. Эта атмосфера понимания и  принятия позволяет друзьям или  клиентам почувствовать себя в достаточно безопасности, чтобы опробывать экспрессивные  искусства в качестве пути к становлению собственной целостности (5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные положения  теории Роджерса 

Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. (От лат. actualis - деятельный). Роджерс  выдвинул гипотезу, что важнейший  мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней  от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и  страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько  непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.  
 
Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, автоматически оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, Роджерс называет организмическим оценочным процессом, и если бы люди больше могли доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они в правильном направлении. 
 
Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к терапии, клиент центрированной терапии, является понятие Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Например, если молодой человек считает, что он не умеет общаться с девушками, этот образ самого себя будет руководить им при очередной встрече и определять застенчивое поведение. Я-концепция по Роджерсу - это сознательное представление о самом себе. Например, Я - добрый, общительный, привлекательный, насмешливый, любящий развлечения и т.д. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания.  
Причина неадекватного поведения. 
Чтобы выжить и иметь возможность реализоваться, ребенок нуждается в других людях, в их позитивном внимании. Он стремится быть таким, каким его хотят видеть близкие ему люди и развивает свою Я-концепцию, вбирая в нее их характеристики самого себя. Но тот, каким он является на самом деле, со своими эмоциями, способностями, склонностями и интересами - не обязательно именно то, что ожидают от него его родители. В случае сильного расхождения возникает внутренний конфликт собственных побуждений с потребностью в положительном отношении со стороны других. Если значимые для ребенка люди не принимают и отвергают многие чувства и нужды ребенка, реализуется так называемое условие ценности: "Я буду любить и уважать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть". В этом случае у ребенка может сформироваться Я-концепция, основанная на негативном и искаженном самовосприятии.  
По Роджерсу, его клиент центрированной терапии, человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией. Это своеобразные очки, через которые он видит мир и себя самого. Представим теперь, что он встречается с определенным опытом, например своими собственными чувствами, которые противоречат его Я-концепции. Например, думая о себе как о дружелюбном и вежливом человеке, он не должен испытывать ненависти к своему другу. В этом случае жизненный опыт искажается, отрицается, и человек, не принимая часть самого себя, действует, не понимая, что с ним происходит. 
Роджерс считает, что люди реагируют тревогой на угрозу истинности своей Я-концепции. В случае сильного расхождения Я-концепции с опытом возникают невротические симптомы, символически представляющие в сознании отвергнутый опыт. Например, навязчивое мытье рук может отражать бессознательное чувство вины и символическое ее смывание. В случае невротической симптоматики Я-коцепция продолжает оставаться целостной, но человек испытывает довольно сильное чувство тревоги. Психотическое состояние, характеризующееся помрачением сознания, галлюцинациями и бредом, по Роджерсу - это состояние с дезориентированной Я-концепцией. Причем, бред такого больного может отражать отрицаемые переживания в гротескной форме, например в мании преследования. Его поведение для стороннего наблюдателя кажется странным, нелогичным или "безумным".  
 
Условия эффективной помощи людям. 
Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал. Решив, что люди обладают способностью к самонаправленному изменению личности, Роджерс предположил, что при определенных условиях этот процесс пойдет значительно быстрее. Успех терапии определяется качеством взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса. Эффективный терапевт проявляет по отношению к клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе искренности.  
Трудно сказать об этом лучше, чем сам Роджерс: 
1) Подлинность, искренность взаимоотношений. "Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе." 
2) Безусловное позитивное отношение к клиенту. "Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую и принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании - смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловлено, продвижение вперед более вероятно". 
3) Эмпатическое понимание. "Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и передает это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания - одна из самых мощных известных мне сил, обеспечивающих изменение.»  
Все перечисленные выше условия направленны на создание спокойной атмосферы, в которой должны проходить сеансы клиентоцентрированной терапии. Лишь при соблюдении указанных условий терапия может быть эффективной и позволить клиенту осознать беспокоящие его переживания, не боясь угрозы или порицания, глубже погрузиться во внутренний мир и интегрировать ощущения с постоянно меняющейся «Я-концепцией», преодолевая, таким образом, разрыв. 

 

 

 

 

 

 

3.Особенности поведения клиентцентрированного терапевта

Сравнительно с другими  видами клиентцентрированная терапия  требует от терапевта больше сдержанности. Причина этого парадоксальна. Терапевт относительно быстро выясняет истинную причину (истолкованную согласно его  имплицитной теории) психологических  расстройств. Однако: «Чем точнее и  исчерпывающе интерпретация, тем вероятнее, что пациент ответит вам защитой  и сопротивлением» (Роджерс).

Это сопротивление психоаналитики считают блокадой (едипального) несознательного  и ставят в центр обработки; если поведенческий терапевт отвечает на него контрпониманием, то клиентцентрированный не противопоставляет ничего, чтобы  таким образом его ослабить. Роджерс  цитирует китайского философа Лао-Цзи (6 ст. к н.э.): «Если я удержусь от вмешательства, то человек побеспокоится  о себе сам; если удержусь от руководства, человек самая найдет правильное поведение.» 

Понимание — это совсем не бездеятельность. Терапевт должен придерживаться трех переменных величин поведения:

1. Он повторяет пациенту его выражения. Благодаря этому пациент в словах терапевта узнает себя и начинает себя корректировать (вербализация эмоционального содержания переживаний). Он ощущает понимание и побуждение к изменениям.

2. Положительное оценочное отношение к пациенту и эмоциональное тепло относительно него, что усиливает уверенность в себе и доверие к терапии.

3. Аутентичность и самоконгруэнтность — важнейшее требование к терапевту. Социальные положения требуют всяких видов представления, неправды и лицемерия. Они должны радикально уступить место самораскрытию (англ. self-disclosure), чтобы подозрение в неискренности терапевта не вело пациентов к неопределенности, замкнутости и отказу от позитивных отношений.

4.Процессуальные переменные клиентцентрированной терапии

После каждых 6-25 предусмотренных  терапевтических встреч (около 45 мин. каждая) партнеры по терапии выясняют свои повторные или следующие  шаги.

Для этого используются анкеты. Одна из них, которую предложили Томлинсон  и Гарт (1962), а переработал Роджерс, предусматривает семь функциональных сфер (строк) и семь уровней (три столбика), в которых можно регистрировать достигнутый прогресс.

В рамках этого терапевт процесса задает две главные переменные величины: самообследование (поиск  новых аспектов своего внутреннего  переживания) и самопереживание (англ. experiencing) (критическая саморефлексия, внутреннее самораскрытие, расширенное  самоприменение).

Клиентцентрированная терапия  подчеркивает, что ее результатом  является не завершение, а начало нарастающей  самоактуализации или самореализации. Роджерс пишет об этом («Ретроспективный взгляд», 1976):

Информация о работе Клиентцентрированная терапия К. Роджерса