Клиентцентрированная терапия К. Роджерса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 12:51, реферат

Описание работы

Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью–Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью–Йорк. С 1940 г. Роджерс занимал должность профессора психологии в университете штата Огайо. Там он привлек внимание к своей системе психотерапии, особенно после выхода в 1942 г. книги «Консультирование и психотерапия: новые концепции в практике». С 1945 г. он был исполнительным секретарем в Чикагском университете, а затем работал в университете Висконсина. В 1951 г. Роджерс опубликовал книгу «Клиент–центрированная терапия: современная практика, смысл и теория».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1.Особенности клиент-центрированного подхода………………..…...6
2.Основные положения теории Роджерса ……………………….……..9
3.Особенности поведения клиентцентрированного терапевта……...13
4.Процессуальные переменные клиентцентрированной терапии…..14
Заключение……………………………………………………………....15
Список литературы…………………………………………….……….18

Файлы: 1 файл

Клиентцентрированная терапия Карла Роджерса.docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

«Постепенно была развита  и проверена гипотеза, согласно которой  индивид имеет в себе огромные источники для помощи себе и для  понимания себя самого, для изменения  «Я-Концепции», своих наставлений, самодетерминированного поведения».

 

 

 

 

 

 

Заключение

В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства - тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать  себя. Эта тенденция побуждает  всех людей двигаться в направлении  большей сложности, автономии и  раскрытия потенциала. Несколько  более специфично понятие организмического оценочного процесса, который показывает, соответствуют ли настоящие переживания  тенденции актуализации. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают тех переживаний, которые  воспринимаются как Я-отрицающие.

Характеризуя феноменологическое направление, Роджерс утверждает, что  единственной реальностью, с точки  зрения восприятия человека, является субъективная реальность - личный мир  переживаний человека. Центральное  место в этом субъективном мире принадлежит  Я-концепции, наиболее важному персонологическому конструкту Роджерса. В его системе  элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность  в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс подчеркивал, что детям  для развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание.

Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии сих Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между Я-концепцией и общим организмическим  переживанием; тогда он пытается защитить целостность «Я» с помощью  искажения или отрицания восприятия. Слишком большое несоответствие между Я-концепцией и действительным переживанием приводит к личностным расстройствам и психопатологии. В качестве образца психического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя. Такие люди в системе Роджерса называются «полноценно функционирующими» (7).

Большое внимание Карл Роджерс  уделял терапии, центрированной на человеке, ее разработке и развитию. Исключительную важность Роджерс придавал взаимоотношениям психотерапевт-клиент. Он выделил шесть  условий, необходимых для позитивного  изменения личности. По Роджерсу, цель терапии - ликвидировать несоответствие между переживанием и самостью человека, тем самым открывая для него возможность  жить более богатой, полной жизнью (7).

Клиент-центрированная терапия - установившийся и широко используемый метод лечения. Сформулированная Роджерсом  личностно-центрированная теория стала  сильнейшим стимулом для исследовательской  активности.

Никто не был столь влиятелен  в создании интеллектуальной традиции, в которой всесторонне изучается  «Я».

Основная критика в  адрес теории Роджерса со стороны  многих психологов заключается в  том, что теория эта основывается на наивном типе методологии. Существуют многочисленные свидетельства того, что поведение мотивируется факторами, недоступными сознанию, и того, что  высказывания человека о себе - это  искажение, вызванное разного типа защитами и обманами. Роджерс подвергался  критике за игнорирование бессознательного, потенциал которого в контроле над  человеческим поведением засвидетельствован более чем восьмидесятилетними  психоаналитическими исследованиями.Роджерс  полагает, что нет нужды расследовать, интерпретировать, вести экстенсивный и сложный анализ сновидений или  срывать слой за слоем напластования  психики - так как человек открывается  в том, что говорит о себе.

В теории Роджерса представлен  организм, обладающий многими переживаниями, о которых человек не знает. Некоторыми из этих несимволизированных переживаний  отказано в осознании, поскольку  они несовместимы с образом «Я». Принципиальное отличие Роджерса от психоаналитиков - в его убеждении, что вытеснение может быть предотвращено  в первую очередь родителями, проявляющими к ребенку безусловное позитивное отношение. Или же, если вред был  нанесен, это можно исправить  позже терапевтической интервенцией, в которой терапевт высоко ценит  клиента. Получая безусловное положительное  отношение, клиент неизбежно открывает  свое реальное «Я». Это реальное Я  полностью конгруэнтно с организмом, проживающим опыт (6).

Подход К. Роджерса пронизан оптимистическими взглядами на человеческую природу. Положив в основу своей  теории понимание того, что человек  всегда движется по пути самосовершенствования, психолог свел роль терапевта к роли созерцателя, своеобразного «психологического  зеркала», главной задачей которого является создание условий, позволяющих  клиенту самостоятельно развиваться, совершенствоваться, искать себя.  Терапевт «способствует росту и развитию», а не «лечит больных», как во фрейдистском подходе. Главная задача терапии – преодолеть разрыв между переживаниями и реальным «Я», помочь принять и понять себя. 

Теория К. Роджерса оказала  огромное влияние на развитие психотерапевтической практики и сегодня ее основные положения  успешно используются при консультировании в сфере семейных отношений, образования, политики, управленческой деятельности, расовых отношений.  Клиентоцентрированная терапия постоянно совершенствуется и наполняется новым смыслом.

 

 

Список литертуры

1. Колпачников В.В. Человеко-центрированный  подход в практике психологического  консультирования персонала организации.  Вопросы психологии. 2000, №3.

2. Мартин Бубер - Карл  Роджерс: диалог. Московский психотерапевтический  журнал. 1994, №4.

3. Роберт Фрейджер, Джеймс  Фейдимен «Личность: теории, эксперименты, упражнения - СПб, прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 704 с. - (Психологическая энциклопедия).

4. Роджерс К. Клиентцентрированный - человекоцентрированный подход  в психотерапии. Московский психотерапевтический  журнал, 2002, №1.

5. Роджерс К. Путь к  целостности: человеко-центрированная  терапия на основе экспрессивных  искусств, Вопросы психологии, 1995, №1.

6. Холл К.С., Линдсей Г.  Теории личности. М., Психотерапия, 2008.

7. Хьел Л., Зиглер Д.  Теории личности (основные положения,  исследования и применения.) - СПб:  Питер Пресс, 1999.

 


Информация о работе Клиентцентрированная терапия К. Роджерса