Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:05, реферат
Эмоции (от лат. Emovere – «возбуждать, волновать») – отдельная область, состояний и процессов психики. Эмоции – это проявление внутренних ощущений, таких как грусть, удовлетворение и радость, обида, страх, эмоции ожидания и прогноза, волнение, отчаяние, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска и ностальгия, горе, вина, стыд, смятение, презрение, веселье и т.д. Эмоции обусловлены инстинктами, желаниями, стремлениями человека, а также связаны с важными, ценными для него событиями. Почти всегда люди испытывают те или иные эмоции. Любое действие человека носит эмоциональную окраску. Эмоции выполняют очень важную функцию: они являются внутренним средством контроля психической деятельности, обусловливают поведение.
Введение
Определение эмоций
Когнитивные теории эмоций
М. Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов
Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера
Теория эмоций Р. Лазаруса
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Определение эмоций
Когнитивные теории эмоций
М. Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов
Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера
Теория эмоций Р. Лазаруса
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
В 1970 году Барри Комонер сформулировал 4 закона экологии:
Все связано со Всем.
За все надо платить.
Все надо куда-то девать.
Природа знает лучше.
Для нас наибольший интерес представляют первый и четвертый законы. Согласно первому закону "Все связано со Всем", не думаю, что кто-то станет спорить с этим утверждением, так как все в нашей жизни имеет причину и определенное следствие, так сказать причинно-следственные отношения. И раз эмоции существуют, значит это для чего-нибудь да нужно. В ходе эволюции природа избавлялась от тех вещей, органов, способностей которые были бесполезны. У человека редуцировалось третье веко, хвост, изменилась форма ушной раковины, а у дельфинов она совсем исчезла, так как под водой она не нужна. Если бы она осталась (а ее функция улавливать и усиливать сигнал), то дельфины просто оглохли бы, так как в воде звук распространяется очень быстро и усиливается уже в самой среде. Если бы эмоции не были нужны, они бы точно так же исчезли, но нет, они существуют и совершенствуются. Сравните выражение эмоций у врожденно-слепых детей и нормальных, здоровых детей, несомненно мимика у слепых будет очень бедна, так как они не могут видеть и совершенствовать проявление своих эмоций. И еще для сравнения, немые дети, их мимика, не только много богаче чем у слепых, но и намного богаче, чем у здоровых, так как для них это единственная возможность выразить себя. Что это если не компенсаторная реакция организма в ответ на увечье? Значит, эмоции так же нужны организму, как зрение, слух или речь. Попробуйте представить себе общение с человеком, который совсем лишен эмоций, с ним очень трудно общаться, так как с помощью интонаций и эмоций можно передать намного больше материала, нежели просто с помощью слов. Воспринимая слова, которые никак не окрашены эмоционально, мы можем только догадываться о том, смогли ли мы уловить тот скрытый смысл, который вкладывает в них наш собеседник.
Четвертый закон гласит: "Природа знает лучше". Эти два закона тесно переплетаются друг с другом, и раз природа сохранила эмоции, значит они нужны. А раз они есть, то человек, будучи любопытным существом, конечно же будет их исследовать и изучать. Этим занимались многие простые люди, психологи, философы, всем было интересно понять что же это такое и по какому принципу они действуют, что же служит причиной их возникновения. Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений, кто-то говорил, что эмоции порождаются органическими реакциями, кто-то делал упор на внешние стимулы и раздражители, а кто-то говорил о том, что эмоции сами порождают себя. В своей работе я попытаюсь осветить когнитивные теории эмоций.
Эмоции
Эмоции (от лат. Emovere – «возбуждать, волновать») – отдельная область, состояний и процессов психики. Эмоции – это проявление внутренних ощущений, таких как грусть, удовлетворение и радость, обида, страх, эмоции ожидания и прогноза, волнение, отчаяние, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска и ностальгия, горе, вина, стыд, смятение, презрение, веселье и т.д. Эмоции обусловлены инстинктами, желаниями, стремлениями человека, а также связаны с важными, ценными для него событиями. Почти всегда люди испытывают те или иные эмоции. Любое действие человека носит эмоциональную окраску. Эмоции выполняют очень важную функцию: они являются внутренним средством контроля психической деятельности, обусловливают поведение.
Аристотель понимал эмоции как отдельный способ получения новых знаний, а непосредственно ощущения, проявление эмоций – как предугадывание событий. Со временем это мнение подверглось изменениям.
И. Кант говорил об эмоциях как об опосредованной возможности ощущений, переживаний, не проводя параллелей между чувствами и способами получения новых знаний. Б. Спиноза, Р. Декарт, Н. Мальбранш преломляли и изменяли понимание эмоций, развивали представление о них в психологии ХVIII-XIX вв. В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал свою работу «Выражение эмоций у человека и животных». Она внесла большой вклад в научные исследования эмоций. В своей работе Ч. Дарвин также обозначил выразительные движения как сопутствующие и способные подстраиваться под конкретные эмоции. Периферическая теория У. Джемса и К.Г. Ланге в некоторых моментах схожа с утверждениями Ч. Дарвина. Их теория говорит, что появление эмоций определяется некими переменами в функционировании внутренних органов человека и его двигательной системе. Не все принимали подобные теории, но тем не менее они были достаточно значимы до 1940-х гг. В это время ряд исследователей среди которых были У. Кэннон и Ф. Бард, сумели продемонстрировать, что различные проявления переживаний (эмоций) можно объяснить определенной деятельностью центральной нервной системы.
Эмоции
появились в ходе развития. Они
выступают как предмет,
Эмоции
рассматривают в различных
Общий
эмоциональный опыт субъекта
значительно больше его
Когнитивные теории эмоций
Эти теории
появились как следствие
М. Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов
Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это "нечто" опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу». Таким образом, по Арнольд, мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. Она считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Оценка, по Арнольд, характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, т. е. интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается автором как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения».
Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера
Эта теория разработана С. Шехтером (Schachter, 1964) с коллегами в рамках когнитивистских теорий эмоций. Было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с этой теорией, какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. По представлениям Шехтера, на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.
Таким образом, висцеральная реакция вызывает эмоцию не прямо, а опосредованно.
В пользу этой точки зрения говорит то, что возникновение эмоций может обусловливаться словесными инструкциями и эмоциогенной информацией, предназначенной для изменения оценки возникшей ситуации (т. е. при использовании феномена приписывания).
Так, в
одном эксперименте людям давали
в качестве «лекарства» физиологически
нейтральный раствор, причем в одном
случае им говорили, что данное «лекарство»
будет вызывать у них эйфорию,
а в другом — состояние гнева.
И действительно, после принятия
«лекарства» через отведенный инструкцией
временной промежуток у испытуемых
появились ожидаемые
В пользу
когнитивных теорий эмоций говорит
и тот факт, что висцеральные реакции,
вызванные введением
Показательны
и эксперименты с ложной обратной
связью. Эмоциональное отношение
испытуемых к воспринимаемым объектам
определялось в таком опыте не
реальными висцеральными
Было
также показано, что характер и
интенсивность эмоциональных
По мнению Шехтера, эмоциональные состояния — это результат взаимодействия двух компонентов: активации (arousal) и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.
Однако
проверка гипотезы Шехтера во многих
случаях не подтверждала ее. Например,
приписывание причины эмоционального
состояния нейтральному фактору не
во всех случаях приводило к снижению
интенсивности переживания. Отрицательные
результаты в этих экспериментах были
получены на лицах с высокой личностной
тревожностью, а также на находящихся
в состоянии стресса. Данный метод не
сработал и в клинике, что объясняют сильной
концентрацией внимания больных на истинных
причинах их болезней. X. Левенталь и А.
Томаркен (Leventhal, Tomarken, 1986) показали, что
феномен приписывания возникает только
в новых условиях и при среднем уровне
негативных эффектов.
Теория эмоций Р. Лазаруса
В концепции Р. Лазаруса (Lazarus et al., 1970) центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку. Кроме того, Лазарус не согласен с Арнольд по поводу того, что оценка признается ею чувственной (эмоциональной) по характеру.