Когнитивная теория эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:05, реферат

Описание работы

Эмоции (от лат. Emovere – «возбуждать, волновать») – отдельная область, состояний и процессов психики. Эмоции – это проявление внутренних ощущений, таких как грусть, удовлетворение и радость, обида, страх, эмоции ожидания и прогноза, волнение, отчаяние, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска и ностальгия, горе, вина, стыд, смятение, презрение, веселье и т.д. Эмоции обусловлены инстинктами, желаниями, стремлениями человека, а также связаны с важными, ценными для него событиями. Почти всегда люди испытывают те или иные эмоции. Любое действие человека носит эмоциональную окраску. Эмоции выполняют очень важную функцию: они являются внутренним средством контроля психической деятельности, обусловливают поведение.

Содержание работы

Введение
Определение эмоций
Когнитивные теории эмоций
М. Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов
Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера
Теория эмоций Р. Лазаруса
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат когнитивная теория эмоций.docx

— 30.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Определение эмоций

Когнитивные теории эмоций

М. Арнольд: Эмоция как функция когнитивных  процессов

Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера

Теория  эмоций Р. Лазаруса

Заключение

Список  используемой литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В 1970 году Барри Комонер сформулировал 4 закона экологии:

Все связано  со Всем.

За все надо платить.

Все надо куда-то девать.

Природа знает лучше.

Для нас  наибольший интерес представляют первый и четвертый законы. Согласно первому  закону "Все связано со Всем", не думаю, что кто-то станет спорить с этим утверждением, так как все в нашей жизни имеет причину и определенное следствие, так сказать причинно-следственные отношения. И раз эмоции существуют, значит это для чего-нибудь да нужно. В ходе эволюции природа избавлялась от тех вещей, органов, способностей которые были бесполезны. У человека редуцировалось третье веко, хвост, изменилась форма ушной раковины, а у дельфинов она совсем исчезла, так как под водой она не нужна. Если бы она осталась (а ее функция улавливать и усиливать сигнал), то дельфины просто оглохли бы, так как в воде звук распространяется очень быстро и усиливается уже в самой среде. Если бы эмоции не были нужны, они бы точно так же исчезли, но нет, они существуют и совершенствуются. Сравните выражение эмоций у врожденно-слепых детей и нормальных, здоровых детей, несомненно мимика у слепых будет очень бедна, так как они не могут видеть и совершенствовать проявление своих эмоций. И еще для сравнения, немые дети, их мимика, не только много богаче чем у слепых, но и намного богаче, чем у здоровых, так как для них это единственная возможность выразить себя. Что это если не компенсаторная реакция организма в ответ на увечье? Значит, эмоции так же нужны организму, как зрение, слух или речь. Попробуйте представить себе общение с человеком, который совсем лишен эмоций, с ним очень трудно общаться, так как с помощью интонаций и эмоций можно передать намного больше материала, нежели просто с помощью слов. Воспринимая слова, которые никак не окрашены эмоционально, мы можем только догадываться о том, смогли ли мы уловить тот скрытый смысл, который вкладывает в них наш собеседник.

Четвертый закон гласит: "Природа знает  лучше". Эти два закона тесно  переплетаются друг с другом, и  раз природа сохранила эмоции, значит они нужны. А раз они есть, то человек, будучи любопытным существом, конечно же будет их исследовать и изучать. Этим занимались многие простые люди, психологи, философы, всем было интересно понять что же это такое и по какому принципу они действуют, что же служит причиной их возникновения. Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений, кто-то говорил, что эмоции порождаются органическими реакциями, кто-то делал упор на внешние стимулы и раздражители, а кто-то говорил о том, что эмоции сами порождают себя. В своей работе я попытаюсь осветить когнитивные теории  эмоций.

Эмоции

Эмоции  (от лат. Emovere – «возбуждать, волновать») – отдельная область, состояний и процессов психики. Эмоции – это проявление внутренних ощущений, таких как грусть, удовлетворение и радость, обида, страх, эмоции ожидания и прогноза, волнение, отчаяние, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска и ностальгия, горе, вина, стыд, смятение, презрение, веселье и т.д. Эмоции обусловлены инстинктами, желаниями, стремлениями человека, а также связаны с важными, ценными для него событиями. Почти всегда люди испытывают те или иные эмоции. Любое действие человека носит эмоциональную окраску. Эмоции выполняют очень важную функцию: они являются внутренним средством контроля психической деятельности, обусловливают поведение.

Аристотель  понимал эмоции как отдельный  способ получения новых знаний, а  непосредственно ощущения, проявление эмоций – как предугадывание событий. Со временем это мнение подверглось изменениям.

И. Кант говорил об эмоциях как об опосредованной возможности ощущений, переживаний, не проводя параллелей между чувствами  и способами получения новых  знаний. Б. Спиноза, Р. Декарт, Н. Мальбранш  преломляли и изменяли понимание  эмоций, развивали представление  о них в психологии ХVIII-XIX вв. В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал свою работу «Выражение эмоций у человека и животных». Она внесла большой вклад в научные исследования эмоций. В своей работе Ч. Дарвин также обозначил выразительные движения как сопутствующие и способные подстраиваться под конкретные эмоции. Периферическая теория У. Джемса и К.Г. Ланге в некоторых моментах схожа с утверждениями Ч. Дарвина. Их теория говорит, что появление эмоций определяется некими переменами в функционировании внутренних органов человека и его двигательной системе. Не все принимали подобные теории, но тем не менее они были достаточно значимы до 1940-х гг. В это время ряд исследователей среди которых были У. Кэннон  и Ф. Бард, сумели продемонстрировать, что различные проявления переживаний (эмоций) можно объяснить определенной деятельностью центральной нервной системы.

 Эмоции  появились в ходе развития. Они  выступают как предмет, посредством  которого люди и животные выражают  свое отношение к окружающим  их явлениям и происходящим  в их организме процессам. С  течением времени эмоции делятся,  образуя большое разнообразие. Каждое  из эмоциональных состояний начинает  обладать своими  определенными   признаками: психическими проявлениями, особой формой прохождения. Элементарными являются врожденные ощущения, возникающие под воздействием извне: это ощущение температуры, вкуса, боли и т.д. И даже сейчас можно разделить эмоции на противоположные: положительные и отрицательные. Первые рождают в человеке желание добиваться и удерживать вызывающие их явления и процессы, вторые – заставляют действовать с целью избежания их. В определенных ситуациях, выходящих из под контроля, в ситуациях повышенной опасности, риска человек может впасть в состояния аффекта. Аффект - это один из видов эмоционального реагирования. Подобное состояние характеризуется увеличением силы, скорости и иных возможностей человека, подавляя психику. Иными словами, в состоянии аффекта человек способен сделать то, что не может сделать в обычном состоянии: поднять большой вес, испытать не свойственное ему чувство ярости, злости, бежать с невероятной скоростью и т.д. После того как это состояние проходит, человек может забыть, что он сделал, или удивиться самому себе. Эмоции очень значимы для получения личного опыта. Испытывая эмоции различного рода, человек сам выбирает для себя способы действия, для того чтобы в дальнейшем их ощутить снова или избежать.

  Эмоции  рассматривают в различных аспектах  и по ряду критериев выделяют  собственно эмоции в отдельный  вид. Если сравнивать их с  аффективными состояниями, то  можно сказать, что собственно  эмоции выражаются не так ярко. Они проявляются в определенных  конкретных ситуациях. Иными словами,  они отражают переживание человека  относительно какого-то явления,  события или индивида. Собственно  эмоции могут возникать еще  до того, как что-то произойдет, т.е. они обладают способностью  появляться до предполагаемых  событий. Это объясняется предчувствием,  предугадыванием переживаний, ощущаемых  в ранее имевших место событиях, в событиях, которые должны произойти  или в предполагаемых, выдуманных. Их уникальность заключается в способности объединиться и передаваться.

  Общий  эмоциональный опыт субъекта  значительно больше его личностного  опыта, так как образован в  сочетании личных переживаний с переживаниями других (например, с помощью поэзии). Социум откладывает отпечаток на форму проявления эмоций, это доказывают работы этнографов. Так же можно посмотреть на людей, имеющих от рождения проблему со зрением: их мимика не так разнообразна, ее скорее можно назвать скудной. Собственно эмоции воспринимаются самими людьми иначе, нежели аффективные состояния. Эмоции - это то, что «со мной», аффект- это то, что «во мне». Эти различия проявляются достаточно ярко, если эмоции являются ответным переживанием на аффект. Личностное развитие человека напрямую зависит от его развития эмоционального. Мотивы поступков людей становятся осмысленными лишь после того, как начинают диктоваться эмоциональным сознанием. Иными словами, человек начинает поступать так или иначе, понимая, что он будет чувствовать, какие у него возникнут ощущения. И будет действовать в зависимости от того, какие эмоции хотел бы ощутить, а каких – избежать. Эмоций, переживаемых человеком, достаточно много. Такое их количество легко понять. Люди не однозначно воспринимают различные явления, процессы, объекты или людей, окружающих его. Эмоции на самой высокой ступени своего развития преобразуются в чувства. Уже сложившиеся чувства являются важными определяющими эмоциональной сферы. Именно ими продиктованы эмоции, переживаемые в тот или иной момент. Примером может служить человек, испытывающий чувство счастья, благодаря которому он ощущает радость, удовлетворение, оттого что у него все здорово, все получается, все его планы реализовываются и т.д. Ощущение ярко выраженного, подавляющего остальные эмоции чувства обозначают страстью. Явления или процессы, указывающие на перемены, которые могут произойти, в месте с определенными переживаниями могут стать причиной перемен в эмоциональном настрое человека. Так определяется настроение. В отличие от эмоций настроение удерживается дольше, мы больше по времени ощущаем его. Люди не всегда однозначно понимают свои эмоции. Столкновение, стечение понимаемых и не понимаемых нами эмоций, переживаний может привести к неврозам. Психические и психосоматические недуги возникают в связи с переживаемыми эмоциями. Эмоции, возникающие под влиянием определенных значимых для человека ситуаций, могут по-разному воздействовать на психику, ускоряя или тормозя ее процессы.

Когнитивные теории эмоций

Эти теории появились как следствие развития когнитивной психологии и отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы.

М. Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов

Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это "нечто" опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу». Таким образом, по Арнольд, мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. Она считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Оценка, по Арнольд, характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, т. е. интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается автором как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения».

Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера

Эта теория разработана С. Шехтером (Schachter, 1964) с коллегами в рамках когнитивистских теорий эмоций. Было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с этой теорией, какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. По представлениям Шехтера, на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.

Таким образом, висцеральная реакция вызывает эмоцию не прямо, а опосредованно.

В пользу этой точки зрения говорит то, что  возникновение эмоций может обусловливаться  словесными инструкциями и эмоциогенной информацией, предназначенной для изменения оценки возникшей ситуации (т. е. при использовании феномена приписывания).

Так, в  одном эксперименте людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор, причем в одном  случае им говорили, что данное «лекарство»  будет вызывать у них эйфорию, а в другом — состояние гнева. И действительно, после принятия «лекарства» через отведенный инструкцией  временной промежуток у испытуемых появились ожидаемые эмоциональные  переживания.

В пользу когнитивных теорий эмоций говорит  и тот факт, что висцеральные реакции, вызванные введением адреналина, зависели от ситуации эксперимента и  характера инструкций: в одном  случае они вызывали реакцию гнева, в другом — страха, в третьем  — радости и т. д. (Schachter, Singer, 1962).

Показательны  и эксперименты с ложной обратной связью. Эмоциональное отношение  испытуемых к воспринимаемым объектам определялось в таком опыте не реальными висцеральными изменениями, а оценкой ложной информации о  висцеральных изменениях, якобы возникающих  при восприятии некоторых объектов (Valins, 1970).

Было  также показано, что характер и  интенсивность эмоциональных переживаний  человека в значительной степени  зависит от того, как сопереживают этому человеку другие находящиеся  рядом люди. Причем этот эффект зависит  от того, как сопереживающий относится  к тому человеку, которому сопереживает.

По мнению Шехтера, эмоциональные состояния  — это результат взаимодействия двух компонентов: активации (arousal) и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.

Однако  проверка гипотезы Шехтера во многих случаях не подтверждала ее. Например, приписывание причины эмоционального состояния нейтральному фактору не во всех случаях приводило к снижению интенсивности переживания. Отрицательные результаты в этих экспериментах были получены на лицах с высокой личностной тревожностью, а также на находящихся в состоянии стресса. Данный метод не сработал и в клинике, что объясняют сильной концентрацией внимания больных на истинных причинах их болезней. X. Левенталь и А. Томаркен (Leventhal, Tomarken, 1986) показали, что феномен приписывания возникает только в новых условиях и при среднем уровне негативных эффектов. 

Теория  эмоций Р. Лазаруса

В концепции Р. Лазаруса (Lazarus et al., 1970) центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку. Кроме того, Лазарус не согласен с Арнольд по поводу того, что оценка признается ею чувственной (эмоциональной) по характеру.

Информация о работе Когнитивная теория эмоций