Когнитивная теория эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:05, реферат

Описание работы

Эмоции (от лат. Emovere – «возбуждать, волновать») – отдельная область, состояний и процессов психики. Эмоции – это проявление внутренних ощущений, таких как грусть, удовлетворение и радость, обида, страх, эмоции ожидания и прогноза, волнение, отчаяние, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска и ностальгия, горе, вина, стыд, смятение, презрение, веселье и т.д. Эмоции обусловлены инстинктами, желаниями, стремлениями человека, а также связаны с важными, ценными для него событиями. Почти всегда люди испытывают те или иные эмоции. Любое действие человека носит эмоциональную окраску. Эмоции выполняют очень важную функцию: они являются внутренним средством контроля психической деятельности, обусловливают поведение.

Содержание работы

Введение
Определение эмоций
Когнитивные теории эмоций
М. Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов
Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера
Теория эмоций Р. Лазаруса
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат когнитивная теория эмоций.docx

— 30.61 Кб (Скачать файл)

Два положения  являются главными в концепции Лазаруса:

• каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого  рода познания или оценки;

• эмоциональный  ответ представляет собой некий  синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в  общей реакции.

Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых  с помощью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает  аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция, судя по первой и особенно последней  работам, является синдромом, включающим три основные группы симптомов —  субъективные переживания, физиологические  сдвиги и моторные реакции.

Как только некоторый стимул оценивается как  угрожающий, тут же приводятся в  действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т. е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к действию по поводу наличия угрозы и ее устранения отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций. По Лазарусу, каждая отдельная эмоция связана с различной, присущей ей оценкой.

Поэтому та или иная структура эмоционального возбуждения является производной  от импульсов к действию, выработанных посредством оценки ситуации и оценки возможных альтернатив действия. При этом оценка может осуществляться на любом уровне сознания.

Положительным в представлениях автора является то, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так  и диспозиционные, т. е. свойства личности. Отсюда одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и  как следствие — разную эмоциональную  реакцию. Однако надо отметить, что  в теории Лазаруса уделяется излишне  много внимания как анализу детерминант  процесса оценки, так и приспособительным  реакциям по поводу осознания угрозы, и меньше — механизмам появления  самой эмоции.

Детальный критический разбор концепции Лазаруса дал И. А. Васильев (1976).

Оценивая  в целом эту концепцию как  шаг вперед на пути сближения эмоции и действия, эмоциональной сферы  и поведения, он делает и ряд замечаний. Наиболее существенные, на мой взгляд, следующие.

1. Эмоция  появляется не только в конце  познавательной деятельности как  ее итог, но и в ходе познавательной  деятельности, способствуя ее успешности. Лазарус это игнорирует.

2. Имеется  два значения понятия «оценка», в одном из которых эмоция  сама выполняет оценочную функцию  (эмоциональная оценка). Лазарус  не соотносит свое понимание  оценки с существующим в психологии, что создает неопределенность  в ее трактовке.

3. Лазарус  доказывает зависимость возникновения  эмоций от оценки, используя в  экспериментах примитивную познавательную  деятельность. Поэтому действительные  процессы оценки остаются в  концепции автора гипотетическими.

4. Лазарус,  отождествляя мотивацию только  с побуждением, т. е. сузив  это понятие, не совсем обоснованно  критикует мотивационную теорию  эмоций. (Это бросается в глаза; ведь приведенная выше схема сама напоминает этапы развертывания мотивации.)

5. Если  эмоция является конечным этапом  процесса оценки, то остается  не объясненным, для чего она  нужна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Психологи, психиатры, физиологи, философы изучали природу  эмоций, но так и не пришли к единому  мнению об их роли в психическом  развитии, их генезисе, структуре. 

Необходимо  отметить, что в современной психологии отношение к проблеме эмоций неоднозначно. Казалось бы, что отмечаемая всеми  значимость эмоциональных процессов  для жизнедеятельности человека должна привлекать к ним большое  внимание исследователей. Действительно, с давних времен до современности  исследование эмоциональных процессов  не перестает быть одной из центральных  проблем психологической науки. 

В то же время из-за многочисленных неудач при попытках объективного изучения эмоций интерес к ним несколько  снизился. Это особенно заметно после экспериментального «изобилия» 1950-1980-х гг. в отечественной и зарубежной психологии эмоций. Внимание исследователей 1990-2000-х гг. ограничивается главным образом изучением внешнего выражения эмоций, их телесных и знаковых составляющих, а также влиянием отдельных эмоциональных состояний на деятельность человека. В последние годы все реже встречаются серьезные теоретические модели эмоциональных явлений, претендующие на объяснение всех явлений эмоциональной сферы. Особенно относится к моделям, построенным на каком-то одном принципе, механизме или понятии.  
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.  Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2004. – 544 с. 

2.  Изард К. Психология эмоций: пер. с англ. – СПб: Питер, 2000. – 464 с. 

3.  Маклаков  А.Г. Общая психология: учеб. пособие  - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.: ил. - (Учебник для вузов).  

4.  Никифоров  А.С. Эмоции в нашей жизни.  – М.: Советская Россия, 1978. – 272 с. 

5.   Психология мотиваций и эмоций / под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.

 


Информация о работе Когнитивная теория эмоций