Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:53, реферат
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения.
1.1 Понятие социально-психологической компетентности….……4
1.2 Вербальные и невербальные средства общения………………10
1.3 Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности…………………………………………………13
1.4 Методы группового обучения общению………………………18
Глава 2. Анализ методов исследования коммуникативной компетентности
2.1 Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы…………………………………….20
2.2 Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативной компетентности………………….23
Заключение……………………………………………………………..29
Список литературы………………………
Коммуникативная компетентность
Курсовая работа
Студентки 4 курса Английского факультета 401 гр. Копыловой А.А.
Научный руководитель: доцент кафедры психологии, к.б.н. Молокова О.А.
Иркутск, 1999
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения.
1.1 Понятие социально-психологической компетентности….……4
1.2 Вербальные и невербальные средства общения………………10
1.3 Методы диагностики и развития
коммуникативной компетентности…………………………………………
1.4 Методы группового обучения общению………………………18
Глава 2. Анализ методов исследования коммуникативной компетентности
2.1 Активные методы социально-
2.2 Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативной компетентности………………….23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми [1,2].
Человек с момента рождения
общается с другими людьми, но порой
люди, отличающиеся высокими достижениями
в изучении явлений материального
мира, оказываются беспомощными в
области межличностных
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче [5].
Таким образом, формирование
коммуникативной компетенции
Целью курсовой работы является раскрытие сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и исследование методов развития.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить основные средства общения
2. Рассмотреть средства общения
3. Исследовать методы диагностики и развития коммуникативной компетентности
4. Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы
Структура курсовой работы традиционна. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Глава1
Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения.
1.1 Понятие социально-психологической компетенции.
Единственная настоящая
роскошь – это роскошь
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
Развитие компетентного
общения в современных условиях
предполагает ряд принципиальных направлений
его гармонизации. При этом для
практики развития коммуникативной
компетентности, важно ограничить такие
виды общения, как служебно-деловое
или ролевое и интимно-
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [9].
Компетентность во всех видах
общения заключается в
Реализация личностью
своей субъективности в общении
связана с наличием у неё необходимого
уровня коммуникативной
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [10].
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная установка
партнёра – это своеобразная программа
поведения личности в процессе общения.
Уровень установки может
При таком подходе к
характеристике коммуникативной компетентности
целесообразно рассмотреть
· Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)
· Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения
· Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)
· Коммуникативно-исполнительскую ( диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).
Каждая из этих составляющих
требует специального социотехнологического
анализа, однако рамки изложения
концепции дают возможность остановиться
только на коммуникативно-
Коммуникативно-
Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия [10].
В процессе эмоционально-психологической
саморегуляции следует
Эмоционально-психологическая
саморегуляция приобретает
Перцептивные навыки личности
проявляются в умении управлять
своим восприятием и
Экспрессивные навыки коммуникативно-
Связь эмоционально-психологической
саморегуляции с
В многообразных случаях
общения инвариантными
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности» [10].
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении [3,10].
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
1. Творческое мышление;
2. Культуру речевого действия;
3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4. Культуру жестов и пластики движений;
5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
6. Культуру эмоций.
Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной [форме] сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания [10].