Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:53, реферат
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения.
1.1 Понятие социально-психологической компетентности….……4
1.2 Вербальные и невербальные средства общения………………10
1.3 Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности…………………………………………………13
1.4 Методы группового обучения общению………………………18
Глава 2. Анализ методов исследования коммуникативной компетентности
2.1 Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы…………………………………….20
2.2 Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативной компетентности………………….23
Заключение……………………………………………………………..29
Список литературы………………………
Опыт общения занимает
особое место в структуре
Искусство воспроизводит
самые разнообразные модели человеческого
общения. Знакомство с этими моделями
закладывает основу коммуникативной
эрудиции личности. Обладая определённым
уровнем коммуникативной
Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности [9,10].
1.2 Вербальные и невербальные средства общения
Общение, будучи сложным социально-
1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения декодирует эту информацию. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации [1].
Речь, как средство общения,
одновременно выступает и как
источник информации, и как способ
взаимодействия на собеседника. Чтобы
полностью описать процесс
Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 53% [12].
Говорим голосом, беседуем всем телом: таким образом коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств [14].
Первым среди них выделяется
оптико-кинестическая система
Жесты при общении несут также много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно разбить на 5 групп.
I Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения; указатели, пиктографы - образные картинки изображения; кинетографы – движение телом, идеографы – свободные движения руками.
II Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
III Жесты-эмблемы – это своеобразные заместители слов или фраз в общении, например, поднятая над головой рука означает – «до свидания».
IV Жесты адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук.
V Жесты-афоректоры – жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определённые эмоции.
Значимость оптико-
Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» путями, приёмами.
Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку, как компоненты коммуникативных ситуаций. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения, как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.
Точно также некоторые
нормативы, разработанные в различных
культурах, относительно временных
характеристик общения
Проксемика как специальная
область, занимающаяся пространственной
и временной организации
Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций, они получили название «хроиотопов» [1].
Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе – это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Контакт глазами на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено. Английский исследователь М. Аргайл и его сотрудники разработали далее определённую «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения [1].
1.3 Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности
Исходя из того, что в
состав компетентности включают некоторую
совокупность знаний, умений и навыков,
обеспечивающих успешное протекание коммуникативного
процесса, выделяют следующую стратегию
построения системы диагностики:
На роль основных критериев отбора претендуют два критерия; они формируются как принципы диагностики:
1. никакой оценки личности без оценки актуального или потенциального окружения;
2. никакой оценки без развития
Принятие этих положений
существенно сужает круг кандидатов
в элементы системы психодиагностики.
Свои системные характеристики диагностика
приобретает в связи с
В качестве теоретической
основы содержательного анализа
коммуникативной компетентности принимаются
представления о структуре
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Особо важное значение для диагностики компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в коммуникативных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики коммуникативной компетентности [8].
Большой блок методик основан
на анализе «свободных описаний»
различных коммуникативных
Особое место среди методов оценки когнитивных ресурсов занимает совокупность методик, получивших название репертуарного матричного тестирования, или техники репертуарных решёток (Федотова 1984), и позволяющих определить элементарный состав и способ строения когнитивных структур, на основе которых происходит организация социопертивного опыта.
Оба названных методических подхода позволяют выявлять те составляющие когнитивных ресурсов, которые реально используются людьми при ориентировке в коммуникативных ситуациях, являющихся для них значимыми. Полученные таким путём психодиагностические данные могут служить надёжной основой для выбора приёмов коррекции, выявленных в ходе исследования неадекватностей в развитии познавательной сферы. Немаловажным является и то, что упомянутые группы методик, являясь в первую очередь диагностическими, могут в то же время служить элементами процедур развития компетентности [8].
Диагностика компетентности
ориентировочной части
Целостная диагностика коммуникативной
компетентности, или оценка ресурсов
коммуникативного акта, предполагает
анализ системы внутренних средств,
обеспечивающих планирование действия.
При оценке компетентности применяются
различные количественно-
Исследования социального
взаимодействия позволили установить,
что люди в процессе коммуникаций
ориентируются на сложную систему
правил регуляции совместных действий.
Эта система правил включает в
себя локальный социальный аспект,
ритуалы, правила регуляции
Диагностика исполнительной части коммуникативного действия основывается на анализе и оценке операционального состава действия. Анализ операционального состава производится с помощью наблюдения либо в естественных условиях, либо в специально организованных игровых ситуациях, имитирующих ситуации реального взаимодействия. Большую роль играют здесь технические средства фиксации поведения наблюдаемых – аудио и видеозаписывающая аппаратура, поскольку их использование повышает точность и надёжность данных наблюдения и, что особенно важно, сам наблюдаемый может быть привлечён к процессу анализа.
На первом этапе анализа
проводится инвентаризация используемых
коммуникативных техник – выделяется
своеобразный операциональный репертуар.
В такой репертуар могут