Коммуникативная культура менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Человек начинает участвовать в общении еще до того, как произносит первое слово. Понятие общения и его структура - дар человеческой речи, способность к общению, упорядоченный и развитой язык характеризуют все известные человеческие общности. Являясь важнейшим аспектом культуры, язык первым достигает высоких форм развития и, находясь в процессе вечного становления, он является обязательной предпосылкой развития культуры в целом. Язык служит не только условием существования человеческого сообщества, но и является инструментом познания, своеобразным окном к восприятию социальной действительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Коммуникативная культура менеджера в организации………………….…..4
2. Коммуникативные умения и навыки в работе менеджера…………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...……16

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Коммуникативная культура менеджера  в организации………………….…..4

2. Коммуникативные умения и навыки  в работе менеджера…………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ………………………...……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек начинает участвовать  в общении еще до того, как произносит первое слово. Понятие общения и его структура - дар человеческой речи, способность к общению, упорядоченный и развитой язык характеризуют все известные человеческие общности. Являясь важнейшим аспектом культуры, язык первым достигает высоких форм развития и, находясь в процессе вечного становления, он является обязательной предпосылкой развития культуры в целом. Язык служит не только условием существования человеческого сообщества, но и является инструментом познания, своеобразным окном к восприятию социальной действительности.

Правильность и мастерство речи, языковая компетентность человека предполагает два уровня владения языком: правильность речи и речевое мастерство. Под правильностью понимается следование нормам образцового языка, а под мастерством - умение выбирать из существующих вариантов ситуациативно и стилистически целесообразные формы речи. В последнем случае имеется в виду совокупность знаний и навыков, обеспечивающих успешное применение языка, умение использовать такие положительные качества речи, как точность, логическая чистота, богатство (разнообразие), уместность, выразительность, простота и краткость. Именно эти качества определяют культуру речи как учебную дисциплину, по ним оцениваются и риторические умения [3, C. 41].

Создание прочных коммуникативных  связей в организации залог успешной, плодотворной ее работы. В ходе данной работы мы попробуем выявить основные секреты в создании благоприятной атмосферы в трудовом коллективе и понять принцип действия складывающихся коммуникативных связей в трудовом коллективе между руководителем и подчиненными.

 

 

 

1. Коммуникативная культура менеджера в организации

 

Буквально термин «менеджер» означает «руководитель в социально-экономической системе», т.е. человек, осуществляющий руководство организацией или ее отдельной структурой. На основе присущих только ему способностей менеджер, воздействует на человека (подчиненного), а через него на социально-экономические системы, обеспечивая этим достижение поставленных им целей. Мы представляем себе менеджера как члена организации, осуществляющего управленческую деятельность. Это главная фигура организации [7, C. 33].

Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в фирме. Это связано с тем, что организации отличаются одна от другой, и поэтому задачи и функции, выполняемые менеджерами, не идентичны. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных и, наконец, повлиять на человека так, чтобы он захотел выполнить решение, принятое менеджером свидетельство того, что у такого лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.

Эффективное руководство  предполагает способность разделить  свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т.е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми. Люди хотят, чтобы их лидер был не только и не столько профессионалом-технократом, ориентированным исключительно на процесс производства, сколько руководителем с «человеческим лицом», имеющим соответствующую социально-психологическую подготовку.

В его управленческой деятельности на первом плане должна быть ориентация на человека. Чтобы  подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди, и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к такой деятельности [1, C. 42].

Деятельность любой  организации, от промышленного предприятия  до магазина или учреждения службы быта, не обходится без людей, профессионально  занятых управленческим трудом. Их по традиции называют по-разному: руководителями, директорами, управляющими, начальниками, заведующими.

Сейчас в обиход вошло зарубежное название менеджер (от англ. manager - управлять). Главными функциями, которые выполняют руководители (менеджеры), являются:

- определение целей и задач эффективной деятельности фирмы, т.е. деятельности, приносящей прибыль;

- обеспечение реализации этих целей и задач людскими, материальными и другими ресурсами;

- организация деятельности фирмы, структурирование ее работы, регулирование взаимодействия различных ее подразделений, контроль за выполнением управленческих решений и т.д.;

- непосредственная работа с персоналом, подбор кадров, определение их должностных обязанностей, обучение, воспитание, установление и поддержание коммуникаций, мотивация труда, регулирование отношений между работниками, предупреждение и разрешение конфликтов, прием посетителей и др.

Каждая из названных  функций предполагает деловое общение. Однако самое непосредственное отношение  к нему имеет последняя функция.

Современный менеджмент направлен прежде всего на личность работника, на человеческий фактор, отдавая ему предпочтение перед производительными силами материального, технического характера. Это требует от руководителя любого ранга знаний этики и психологи человеческих отношений в целом и служебных отношений в частности. Чтобы стать настоящим менеджером, необходимо обладать способностью и умением работать с людьми [8, C. 29].

Какие же культурные личностные качества должен проявлять менеджер в своей  работе с персоналом? Что нужно, чтобы  наиболее результативно использовать человеческий фактор в решении поставленных задач? Для этого следует рассмотреть требования современной нравственной и психологической культуры управления. Нравственно-деловое поведение менеджера во многом определяется моральными установками фирм, которые они возглавляют или в которых работают в качестве руководителей подразделений. Вместе с принятием этических кодексов компаний в странах с развитой рыночной экономикой делаются попытки создания универсальных кодексов поведения руководителей.

В качестве основных этических требований выделяется максимальное удовлетворение потребностей клиентов, служение вкладчикам капитала, обществу и своим сотрудникам, приведение в равновесие противоречащих друг другу интересов. Отмеченные этические нормы приемлемы и для других отраслей экономики. Руководитель всегда должен помнить, что его личный пример является важнейшим средством влияния на подчиненных. Прежде всего, он не должен допускать расхождения слова и дела. Если же не удалось сдержать данное обещание и заверение, то следует, извинившись, признать свою недоработку, а не перекладывать ответственность за невыполнение обязательства на других. Прежде чем призывать и принуждать других хорошо работать, нужно самому добросовестно выполнять свои служебные обязанности и требования морального кодекса фирмы [5, C. 71].

Менеджеру следует избегать предубеждений, ему необходимо быть объективным  и справедливым в общении с  людьми, поддерживать нормальные отношения  со всеми работниками, не выделяя  никого из них, не переносить на деловые отношения свои обиды, симпатии и антипатии.

Руководитель не имеет права  быть злопамятным. Он должен быть терпимым к не мешающим работе привычкам и  слабостям подчиненных. Прежде чем  наказывать работников, следует разобраться в причинах их плохого отношения к своим служебным обязанностям. Возможно, в этом есть и вина руководителя [2, C. 85].

Руководителю необходимо быть доступным  для подчиненных. Его долг - как  можно чаще бывать на их рабочих  местах, беседовать с ними, выяснять их служебные, а возможно, и семейные, личные проблемы, внимательно выслушивать их предложения, претензии, жалобы и реагировать на них. Работникам приходится часто обращаться к руководству с различными просьбами, менеджеру нельзя равнодушно относиться к ним.

При затруднении выполнить просьбу  сразу же назначают срок исполнения и выполняют ее. Все отмеченные меры значительно укрепляют доверие  между начальниками и подчиненными. Менеджерам приходится работать с людьми различной политической ориентации, религиозных взглядов, национальной принадлежности, с мужчинами и женщинами, пожилыми и молодыми, здоровыми людьми и инвалидами. Он не должен допускать дискриминации по этим признакам, а строить свои отношения с ними на чисто деловой основе. Главным критерием при этом является отношение подчиненных к работе, исполнение ими своих служебных обязанностей и нравственных норм. Деловое общение не обходится без конфликтов. Их приходится решать менеджерам [3, C. 51].

Это требует от них знаний и умений, которые приобретаются как путем образования, так и в процессе практической деятельности. Для поддержания нормального морально-психологического климата в коллективе руководителям стоит устанавливать и поддерживать контакты с неформальными лидерами, влияющими на поведение работников, стремиться вместе с ними решать возникающие проблемы и конфликтные ситуации. Соблюдение норм и правил этикета это важнейшее требование к поведению руководителя. Это действенная мера в предупреждении грубости, высокомерия, фамильярности, бестактности, вульгарности в общении с другими людьми, менеджер должен постоянно следить за своим внешним видом (одеждой, обувью, прической, гигиеной тела, манерами), а также за порядком в офисе, своем служебном кабинете, на рабочем столе. Вместе с нравственными качествами руководителю важно обладать и необходимыми для управленческой деятельности психологическими задатками. Выполняя предпринимательские функции, менеджер не должен бояться идти на риск, связанный с нововведениями, и брать на себя ответственность при реорганизации фирм или их отделов. Современному руководителю необходимо иметь волевой характер, который позволяет ему добиваться поставленных целей, не терять самообладания в кризисных, критических ситуациях, принимать в этих ситуациях быстрые и ответственные управленческие решения. Менеджеру очень важно обладать знаниями в области психологии. Используя их, он строит свои взаимоотношения с окружающими людьми. Чтобы не доводить себя до стрессовых состояний, ему необходимо правильно организовывать свой рабочий день, рационально использовать свободное время, уметь расслабляться, переключаться на другие виды деятельности [5, C. 17].

Очень важную роль в нормальном отдыхе играет семейная обстановка. Поэтому  свои семейные отношения руководитель должен налаживать так, чтобы они благоприятно сказывались на работе. От этого выигрывает не только дело, но и сама семья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Коммуникативные умения  и навыки в работе менеджера. 

 

В условиях становления  рыночных отношений в современной России появилось много людей, основным видом профессиональной деятельности или формой вторичной занятости которых стал бизнес, где умение вести деловой разговор является одним из наиболее важных условий коммерческого успеха. Однако у большинства предпринимателей крайне низка культура устной деловой речи, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

Теория и практика управления показывают, что руководитель любого управленческого звена в  повседневной работе сталкивается с проблемой общения, или коммуникации [8, C. 74].

Основная функция общения, его назначение - достичь взаимопонимания, на основе которого участники общения  добиваются согласованного взаимодействия. Обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией в деловой сфере важен в двух отношениях.

- менеджер при помощи общения со своим окружением, с сотрудниками получает информацию для принятия управленческих решений.

- общение является наиболее действенным инструментом достижения положительных результатов.

Устное непосредственное общение обладает рациональной и  эмоционально-волевой полнотой и оперативностью, и имеет поэтому важное преимущество перед письменным обменом. Зато письменная информация более упорядочена, долговечна и юридически полноценна. Коммуникативное взаимодействие является именно взаимодействием, то есть совместной и одновременной деятельностью по чередующемуся говорению и пониманию. И хотя чаще говорят лишь о передаче логической и эмоциональной информации, не менее важной стороной при общении является слушание, восприятие и правильное истолкование этой информации [2, C. 59].

Деятельность руководителя связана прежде всего с подготовкой  и принятием управленческих решений. Для этого он должен обладать знаниями по направлениям, по которым работают различные подразделения подчиненной ему производственной или коммерческой структуры.

Некомпетентность очень  быстро замечается подчиненными, в  результате чего страдает его авторитет. Принятие решений требует большой  интеллектуальной работы, направленной на то, чтобы из множества возможных действий самого менеджера и организации, которую он возглавляет, выбрать наиболее оптимальное, т.е. действие, дающее наилучшие результаты. Важнейшее требование к управленческому решению это его выполнимость. Прежде чем принять решение, руководитель должен выяснить наличие необходимых для его реализации материальных и людских ресурсов, просчитать последствия принятого решения. Многие менеджеры стремятся принимать единоличные, авторитарные решения. И это во многих случаях оправдано. Однако бывает немало ситуаций, когда для принятия решения необходим коллективный разум, "мозговой штурм" проблемы. Тогда решение обсуждается коллективом или его представителями.

Информация о работе Коммуникативная культура менеджера