Коммуникативная сторона общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Содержание работы

1..Введение.
Определение общения.
Процесс общения (Коммуникации).
Структура общения.
Виды общения.
Уровни общения.
Коммуникативная сторона общения.
Средства коммуникации.
б)Коммуникативные барьеры.
3.Заключение.
4.Список литературы.

Файлы: 1 файл

соц псих.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Филиал «Московского психолого-социального университета»  в г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине:

социальная психология

Тема: урока «Коммуникативная сторона общения».

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1..Введение.

    1. Определение общения.
    2. Процесс общения (Коммуникации).
    3. Структура общения.
    4. Виды общения.
    5. Уровни общения.
  1. Коммуникативная сторона общения.
    1. Средства коммуникации.

б)Коммуникативные барьеры.

 

 

 

 

3.Заключение.

4.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение      

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в  восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.      

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.     

Содержание  общения – информация, которая  в межиндивидуальных контактах  передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.     

Цель  общения – отвечает на вопрос «Ради  чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.      

Средства  общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, которая передается в  процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение общения.

 

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Имеет огромное значение в формировании психики, её развития и становления культурного развития поведения. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

В общении можно выделить ряд  аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее:

Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потркоммуникаторы. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуникаторы должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сооебностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которые передаются в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем: письменности, технических средств записи и хранения информации.

 

Процесс общения (коммуникации).

 

Во-первых, он состоит непосредственно  из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами бщается). В-третьих, необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще – о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

 

Структура общения.

 

К структуре общения можно подойти  по-разному, например, выделением в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения  означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

 

Виды общения.

 

В зависимости от содержания, целей, средств и ориентации, общение  можно поделить на несколько видов.

  1. По содержанию оно может быть:
    1. Материальное общение – обмен предметами и продуктами деятельности.
    2. Когнитивное общение – обмен знаниями.
    3. Кондиционное общение – обмен психическими или физиологическими состояниями (познаниями).
    4. Мотивационное общение – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
    5. Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
  2. По целям, общение делиться на:
    1. Биологическое общение (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма).
    2. Социальное общение (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
  3. По средствам общение может быть:
    1. Непосредственное общение – общение, осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.
    2. Опосредованное общение – общение, связанное с использованием специальных средств и орудий.
    3. Прямое общение – общение, предполагающее личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.
    4. Косвенное общение – общение, осуществляемое через посредников, которыми могут выступать другие люди.
  4. По ориентации общение может быть:
    1. Императивное (авторитарное) общение (ЧС).
    2. Манипуляция – воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений (бизнес или пропаганда чего-либо).
    3. Диалог – равноправное общение с целью взаимного познания и саморазвития партнеров.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

 

Уровни общения.

 

Общение может происходить на различных  уровнях:

    1. Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
    2. Примитивный уровень – это уровень общения, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
    3. Высший уровень - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Коммуникативная сторона общения.

 

Во время акта общения имеет  место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S↔S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда коммуникатор и реципиент обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. т.е. «все должны говорить на одном языке».

Сама по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах). В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

Мы видим, что для успешного  процесса коммуникации человек должен обладать определенным рядом свойств, основными из которых являются: коммуникабельность и коммуникативность. Поскольку необщительному человеку будет трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как необходимо передавать не просто как сообщение, которыми обмениваются компьютеры определенными порциями в виде электронно-магнитных сигналов. В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.

К свойствам личности, необходимым  в процессе общения, можно отнести  способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность.

К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся  вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит к получаемой от него информации) и др.

 

 

Средства коммуникации.

 

Для передачи, любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством  использования знаковых систем. Самое  простое деление коммуникации - на вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным  средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Точность понимания слушающим  смысла высказывания может стать  очевидной для коммуникатора  лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

Совокупность определённых мер, направленных на повышение эффективности  речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так  называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи. Для учёта всех переменных, включённых в процесс речевой коммуникации, К.Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Американский журналист Г.Лассуэлл предложил простейшую модель для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации:

Информация о работе Коммуникативная сторона общения