Комплексные исследования Б.Г. Ананьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Цель: рассмотрение особенностей комплексных исследований, их организации и результатов, имеющих практическое знание для современной психологии личности.

Задачи:

1) проанализировать особенностей комплексного подхода к изучению психологии человека

2) рассмотреть процесс формирования научной школы Б.Г. Ананьева

3) изучить ход и результаты комплексных исследований Б.Г. Ананьева

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Особенности комплексного подхода в психологии 4

2 Формирование научной школы Б.Г. Ананьева. Идея проведения комплексных исследований 6

3 Комплексные исследования под руководством Б.Г. Ананьева 8

3.1 Исследование проблемы чувственного отражения

3.2 Изучение структуры индивидуальности

3.3 Возрастная эволюция в период зрелости

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

исследования ананьева.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)


15

 

АЛМАТИСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 

 

 

Факультет культуры

 

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине история психологии

 

Комплексные исследования Б.Г. Ананьева

 

Выполнила студентка:

401-ПВ группы 4 курса

вечернего отделения

Каспирович

Алиса Алексеевна

___________________

Проверил: старший преподаватель,

Зябрева Вероника Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2011

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ                           3

1 Особенности комплексного подхода в психологии                                         4

2 Формирование научной школы Б.Г. Ананьева. Идея проведения комплексных исследований                                                                                                            6

3 Комплексные исследования под руководством Б.Г. Ананьева                      8

3.1 Исследование проблемы чувственного отражения

3.2 Изучение структуры индивидуальности

3.3 Возрастная эволюция в период зрелости

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                    14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                    15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Смежность» наук явление историческое[1].

Б.Г. Ананьев

Проблема человека, его биологической и психической природы была и остается самой неоднозначной и сложной в изучении. На сегодняшний день комплексный подход, предполагающий вовлечение большого количества фактов из самых разных областей знания для доказательства, что человек – это система взаимно влияющих друг на друга элементов, считается по праву наиболее объективным. Особый интерес представляют в рамках этого подхода организация, проведение и результаты самих комплексных исследований и в частности работ Б.Г. Ананьева, как создателя этой школы в психологии.

В качестве основных источников по проблеме комплексного изучения человека мы взяли монографию Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания», где автор раскрывает логику своих мыслей по проблеме изучения человека различными науками; и работу Н.А. Логиновой «Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева», которая знакомит нас с историей комплексных исследований в России. Помимо справочных статей Интернет сайтов нами были использованы научные статьи Всероссийской научной конференции за 2009 год «Психология человека в современном мире», что позволило посмотреть на проблему и с современной точки зрения.

Цель: рассмотрение особенностей комплексных исследований, их организации и результатов, имеющих практическое знание для современной психологии личности.

Задачи:

1) проанализировать особенностей комплексного подхода к изучению психологии человека

2) рассмотреть процесс формирования научной школы Б.Г. Ананьева

3) изучить ход и результаты комплексных исследований Б.Г. Ананьева 

1 ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ

Любая область научного исследования или её предмет требует определённого подхода для результативной работы с данной проблемой. В зависимости от объективных и субъективных факторов (к примеру, специфика самого объекта и позиция учёного, рассматривающего этот объект) предпочтение отдается тому или иному подходу, который бы позволил наиболее точно и емко проникнуться в суть вопроса.

Не становится исключением и психологическая область знания, так как с точностью можно сказать, что на современном этапе развития для психологии и множества её отраслей остаются не до конца изученными основные компоненты психической жизни индивида, и обнаруживаются новые в своём роде явления. По ходу исторического развития общества и в частности сферы науки закономерно возникали те или иные направления, подходы в одной из глобальных проблем – человек в самом широком смысле слова. Логическим результатом развития психологической и ряда гуманитарных наук, обобщения данных смежных областей практических исследований стало оформление комплексного подхода.

Комплексный подход к человеку — систематическое изучение целостного индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его пути жизненного с учётом биологических и социальных факторов[2]. Несмотря на то, что приверженцами этой методологии были таких учёные-исследователи как С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и др., сформулирован и реализован этот подход был в психологической школе Б.Г. Ананьева. Анализируя практику современного научного познания о человеке, Б.Г. Ананьев отметил, что проблема человека становится всеобщей для науки в целом. В комплексе наук о человеке психологии отводится одно из главных мест, поскольку на ее долю приходится полное исследование человека: как индивидуума, как личности, как субъекта.

Согласно принципам данного подхода, сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех планах:

1) онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций — характеристика человека как индивида;

2) становление деятельности и истории развития человека как субъекта труда — характеристика человека как субъекта деятельности;

3) путь жизненный человека — характеристика человека как личности. Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деятельности образует психологическую неповторимость человека.

Развитие человека рассматривается прежде всего с позиции формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия «натурального» и «культурного» рядов[3], онтогенеза и биографии.

Такой подход к человеку как целостному образованию, явленному в единстве его природных и социальных условий, позволяет исследовать его психологическое содержание по двум направлениям:

1) субординационному или иерархическому, согласно коему более сложные и общие специальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, согласно коему взаимодействие различных психических свойств и функций допускает относительную их автономию относительно жизненного пути человека.

Таким образом, комплексное видение психической и биологической частей человеческого существа позволяет делать научно обоснованные выводы и разрабатывать действительно валидные теории касательно природы тех или иных явлений.

 

 

 

2 ФОРМИРОВНАИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Б.Г. АНАНЬЕВА.

ИДЕЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Первоначально Б.Г. Ананьев руководил лабораторией психологии в Институте мозга, однако формирование собственной школы как обособленной единицы приходится на годы Второй мировой войны, когда, как нестранно, наблюдался небывалый подъем психологической и смежных наук (кафедра психологии в МГУ с 1942 г., 1943 – создана Академия педагогических наук РСФСР). В 1944 году А.А. Вознесенский приглашает Б.Г. Ананьева возглавить новую кафедру – кафедру психологии, которая станет базой новой психологической школы.

На новой кафедре ЛГУ совместно с её руководителем стали работать бывшие студенты и учёные бехтеревских институтов: А.А. Самарин, Н.В. Опарин, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев и др. Сам Б.Г. Ананьев писал, что «важнейший источник школы ЛГУ – бехтеревское направление объективный, генетической и личностной психологии»[4]. Кроме того, он указывал на связь своей школы с представителями передового естествознания: В.А. Вагнер, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский.

В первое время кафедрой преследовались две цели: изучение проблемы ощущений, восприятия и представлений и исследование характера. Результатами деятельности по указанным направлениям стали работы о самосознании ребенка Б.Г. Ананьева, монографии А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева по психологии личности. На ряду с реализацией собственных проектов школа принимала активное участие в культурной и научной жизни, организовывала всесоюзные научные мероприятия, конференции.

Венцом творческой научно-исследовательской деятельности Б.Г. Ананьева и его коллег стала идея проведения комплексных исследований психологии человека, которая проходится на 1960-е года. Основной целью этого нового на тот момент экспериментального вида работы стало опытное определение степени достоверности данных, полученных в процессе прошлой работы по двум вышеописанным направлениям. Полученные ранее результаты легли в основу концепции Б.Г. Ананьева и требовали подтверждения законов целостности индивидуальности и её онтогенетического развития.

Важно отметить, что идеи учёного имели актуальность и социальный отклик. Именно в 60-е года наблюдалась общая тенденция поворота к проблеме личности, повсеместно проходила работа в данном русле с антропологическим уклоном. Наряду с этим происходила дифференциация психологии в целом, что позволило ей быть более или менее объективной, относительно свободной от политического вмешательства. Если говорить о научном мире в целом, то тут так же стала прослеживаться идея интеграции научных знаний.

Таким образом, на основе предварительной структурированной и кропотливой работы и на фоне процессов одновременной дифференциации и интеграции как гуманитарных, так и естественных наук Б.Г. Ананьев смог на деле применить комплексный подход к изучению человека. Всеобщая обращенность наук в сторону антропологии стала главным  критерием создания планов исследований подобного рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОД РУКОВОДСТВА

Б.Г. АНАНЬЕВА

Комплексный подход к проблеме человека Б.Г. Ананьев совместно с другими учёными реализовал в конкретных практических исследованиях, которые будут рассмотрены далее.

3.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧУВСТВЕННОГО ОТРАЖЕНИЯ

Как известно из истории кафедры психологии ЛГУ (СПбГУ), которой с первых её дней заведовал Б.Г. Ананьев, одним из направлений её научно-исследовательской деятельности было изучение проблем ощущений и восприятия в структуре сознания, мышления, деятельности[5].

Программа данного исследования носила, конечно же, многоаспектный и углубленный генетический характер (рассмотрение чувственного отражения в онто- и филогенезе, сравнение данных о человеке и животных). Особое влияние на исследование оказала учение И.П. Павлова, которое было весьма популярно в СССР в 1950-е года. В частности, можно отметить привлечение метода условных рефлексов. В основе легла идея сенсорно-перцептивной системы, что включает в себя все виды чувствительности, а так же изучение адаптивной функции этой системы (адекватное восприятие действительности и регуляция поведения и деятельности).

Реализация исследования была где-то одновременной, где-то последовательной. Среди всех типов чувствительности были рассмотрены: болевые, вибрационные и температурные, слуховые, зрительные, вкусовые и обонятельные ощущения; комплекс осязательных ощущений и соместезия[6].

Итоги экспериментальных исследований, ставших основой теории Б.Г. Ананьева и его последователей, рассмотрим далее:

1) любой вид чувственной деятельности обусловлен межфункциональностью связей (связь осязания и зрения, к примеру, образует целостный стимульный образ[7];

2) познавательная функция обеих рук неодинакова за счёт особенностей динамического взаимодействия полушарий головного мозга (зависимость осязательной функции рук от антропогенетического и  идивидуально-биологического факторов);

3) пространственная ориентация осуществляется по полимодальному принципу (совокупность работы всех анализаторов), причем накопление чувственной информации напрямую влияет на процесс ориентирования;

4) психическое развитие зависит от механизмов пространственной ориентации и асимметрии функций мозга (т.е. динамика билатеральных связей имеет «регулярное значение»[8] для жизнедеятельности);

5) на всём протяжении жизненного цикла функциональное развитие анализаторов носит гетерохронный характер.

Таким образом, цикл исследований специфики чувственного отражения человека позволил выявить ряд основополагающих механизмов и связей, которые в дальнейшем позволили понять более сложные и интегрированные психические процессы и образования.

3.2 ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Индивидуальность – весьма сложная, многоуровневая интегральная система, состоящая из большого количества связей, определить которые призваны все практические исследования.

Принципиальным при комплексном подходе Б.Г. Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально детерминированных свойств человека. Соответственно этому он рассматривал в структуре психологических свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с другой, - свойства субъекта деятельности и свойства личности.

Информация о работе Комплексные исследования Б.Г. Ананьева