Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:57, контрольная работа
Цель: рассмотрение особенностей комплексных исследований, их организации и результатов, имеющих практическое знание для современной психологии личности.
Задачи:
1) проанализировать особенностей комплексного подхода к изучению психологии человека
2) рассмотреть процесс формирования научной школы Б.Г. Ананьева
3) изучить ход и результаты комплексных исследований Б.Г. Ананьева
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Особенности комплексного подхода в психологии 4
2 Формирование научной школы Б.Г. Ананьева. Идея проведения комплексных исследований 6
3 Комплексные исследования под руководством Б.Г. Ананьева 8
3.1 Исследование проблемы чувственного отражения
3.2 Изучение структуры индивидуальности
3.3 Возрастная эволюция в период зрелости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Индивидные или природные свойства человека образуются двумя группами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу (половым диморфизмом) и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.
Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсомоторных и сенсорно-перцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживаются на протяжении всей жизни человека и зависят от возраста: чем старше становится человек, тем больше дифференцируются его свойства и тем более отчетливо проявляются половые различия. Взаимозависимость половых и возрастных различий настолько велика, что учёный счел возможным рассматривать их как единую группу - возрастно-половые свойства[9].
Во вторую группу свойств входят индивидуально-типические свойства: особенности телосложения, биохимические свойства (гуморальные и эндокринные) и нейродинамические свойства.
Эти свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства - психофизиологические функции и структура органических потребностей.
Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки (на основе которых формируются различные склонности и способности) и темперамент.
Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Так, в познавательной сфере человека показателями свойств человека как субъекта деятельности являются особенности внимания, памяти, интеллекта и т.д. Интеграцией эти» свойств (высшим уровнем в иерархии субъектных свойств человека являются способности).
Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, со статусно-социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные свойства образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств, т.е. еще более высокий уровень в иерархии свойств личности, образует характер человека и его склонности.
Все эти группы свойств формируются во взаимодействии человека с окружающей его действительностью, т.е. все они обладают характеристиками открытой системы. Именно благодаря тому, что они являются характеристиками открытой системы, они доступны для объективного познания. Однако человек не только открытая система, он так же система «закрытая» (личности, индивида, субъекта).
Таким образом, индивидуальность - относительно закрытая система, уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. В иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням. Целостность индивидуальности в этом случае определяется центральной ролью свойств личности: они преобразуют и организовывают индивидные и субъектные свойства.
Описанные выше категории были эмпирически доказаны на основе комплексных исследований Б.Г. Ананьева и коллег согласно стандартной схеме их проведения:
1. Учёт принципа развития и принципа структурно-генетического единства психологических свойств, что предполагает лонгитюдную организацию основания (динамика изменений).
2. На первом этапе комплексного исследования необходимо отобрать психологические характеристики (первичные, вторичные индивидные свойства, субъектные и личностные).
3. При получении в экспериментальном исследовании связей между различными характеристиками, анализ структуры этих связей должен проводиться с точки зрения различных критериев.
4. Анализ индивидуальности, предполагающий дополнение результатов исследования данными, полученными с помощью идиографических методов[10].
3.3 ВОЗРАСТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ
Ещё одна группа исследований под руководством Б.Г. Ананьва представляет собой комплексное рассмотрение проблемы такого возрастного периода как зрелость. Данная программа относительно двух ранее рассмотренным может считаться наиболее выполненной, о чём свидетельствует ряд статей и монографий. Кроме того, именно эти эмпирические данные заложили основу акмеологии. Итак, рассмотрим основные качественные выводы проведённой работы.
С помощью лонгитюдного метода микровозрастных срезов было опровергнуто положение о том, что зрелость является периодом стабильности в развитии человека. Были выявлены сензитивные периоды, моменты спада (как латентный период перестройки – 39,9%) и относительной стабильности или подъема (46,6%).
До 26 лет память играет ведущую роль, к 26-ти годам функционирование выравнивается, а после 30-ти лет память идёт на спад при сохранении уровня работы мышления. Эту закономерность Б.Г. Ананьев назвал мнемологическим градиентом, подразумевая его как алгоритм переработки информации человеком.
При изучении уровня интеллекта по шкале Векслера и его корреляцию с возрастом человека выяснилось, что в 19 лет самый высокий показатель; в 18-24 года показатели выше, чем в 25-35 лет. В структуре развития интеллекта учёные обнаружили такое явление как градиент интеллекта, который с возрастом снижается, т.е. исчезает неравномерность вербального и невербального интеллекта.
Помимо психофизиологических свойств, интеллекта наблюдается и изменения нейродинамических свойств. Так, возбуждение достигает максимального значения в 21 год (Н.Г. Зырянова), торможение – в 19 лет. Волевые усилия наиболее продуктивны в 19 и 26 лет.
Межфункциональные связи так же претерпевают изменения: в 18-25 лет самые прочные связи у долговременной памяти, а в 26-35 лет на первое место выходит логическое мышление[11].
Все эти эмпирически обоснованные данные свидетельствуют и высокой эффективности и продуктивности комплексной организации исследований. Взгляд на проблему человека с этой точки зрения, с точки зрения вовлеченности с систему человека большого количества параметров и образований различной природы, дает возможность расширить знания о психической и физиологической структуре личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексный подход к человеку — систематическое изучение целостного индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его пути жизненного с учётом биологических и социальных факторов. Одним из основоположников данного подхода был Б.Г. Ананьев, который на базе кафедры психологии ЛГУ организовал команду учёных-исследователей и провел совместно с ними ряд эмпирических работ.
В чреде качественных и количественных результатов проведенной работы можно выделить основные группы: данные по вопросу чувственного отражения объективной реальности в психике человека, информация о функциональной организации индивидуальности и последнее – глубокое, очень подробное изучение динамики различных процессов в зрелом возрасте. Во всех этих исследованиях делается упор и на антропологический, и на генетический принципы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Ананьев Б.Г. Человек как общая проблема современной науки / / Вестник ЛГУ. – 1957. - № 11. – С. 100-101
2) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб. : Питер, 2001.
3) Зенько Ю.М. Развитие антропологических идей Б.Г. Ананьева в комплексном описании человека. URL: http://www.zenko.orthodoxy.ru/
4) Комплексный подход к исследованию психологии личности. URL: http://ppsychology.ru/psiholog
5) Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. – СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
6) Психологический словарь значения психологических терминов URL: http://www.psychologist.ru/
7) Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Отв. ред-ы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
8) Структура психологических свойств в комплексном исследовании личности URL: http://www.psixos.ru/psix3/
[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб. : Питер, 2001. – С. 6
[2] Комплексный подход к исследованию психологии личности. URL: http://ppsychology.ru/psiholog
[3] Психологический словарь значения психологических терминов. URL: http://www.psychologist.ru/dic
[4] Логинова Н.А. Опыт человекознания : История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. – СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 115
[5] Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Отв. ред-ы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 209
[6] Кожная чувствительность и проприорецепция.
[7] Зенько Ю.М. Развитие антропологических идей Б.Г. Ананьева в комплексном описании человека. URL: http://www.zenko.orthodoxy.ru/
[8] Ананьев Б.Г. Человек как общая проблема современной науки// Вестник ЛГУ. – 1957. - № 11. – С. 100
[9] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб. : Питер, 2001. – С. 163
[10] Структура психологических свойств в комплексном исследовании личности. URL: http://www.psixos.ru/psix3/
[11] Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. – СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 222