Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:01, контрольная работа
1. Охарактеризуйте концепцию эффективности управленческой деятельности – «управленческая решетка» Р.Блейка и Дж.Мутона.
2. Охарактеризуйте управленческие способности высшего звена.
3. Укажите, какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к «внешним» по отношению собственно к труду;
а. Признание заслуг;
б. Степень ответственности;
в. Социальный статус;
г. Гарантии сохранения работы;
д. Условия труда.
Управленческая решетка Блейка и Моутона
В начале 80-х годов появилась
концепция «управленческой
Вертикальная ось этой схемы
ранжирует “заботу о человеке”
по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось
ранжирует “заботу о
Управленческая решетка
1.1. - страх перед бедностью (
Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Он считает, что управленец может всегда прибегнуть к помощи постороннего эксперта или специалиста. Такое ведение дел поможет избежать конфликтов, неурядиц, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя, а, кроме того, расширит диапазон новых идей, воплощаемых в производство. Как правило, такого управляющего нельзя назвать лидером, маяком. Он скорее просто «хранитель своего портфеля и кресла». Но такое положение вещей не может сохраняться долго. Рано или поздно самые серьезные трудности заставят либо пересмотреть стиль руководства, либо сменить самого руководителя.
1.9. - дом отдыха(социальное руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель, как правило, любим подчиненными, они готовы в трудную минуту поддержать своего лидера. Текучесть кадров на предприятиях с таким стилем управления очень низка, как, впрочем, и количество прогулов, а уровень удовлетворения трудом очень высок. К сожалению, излишняя доверчивость к подчиненным часто ведет к принятию половинчатых непродуманных решений, за счет этого страдает производство. Расторопные подчиненные весьма часто злоупотребляют доверием к себе либо даже стараются заменить собой мягкотелого лидера.
9.1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают, что такая деятельность является проявлением мягкотелости и ведет к посредственным результатам. Кроме того, они считают, что качество управленческих решений не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Однако между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, часто отсутствует прямая связь и взаимопонимание, сохраняется лишь удовлетворительный уровень групповой дисциплины.
5.5. - организация (производственно-социальное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях, с заботой о производстве. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Контроль над процессом принятия решений является как бы компенсацией для рабочих за осуществлением контроля над их деятельностью в процессе производства. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, к сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосредственно на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Конкурентоспособность фирм с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего. Как, впрочем, и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.
9.9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. В отличие от менеджера позиции (5; 5), который считает, что залог успеха в компромиссе, данный тип управленца не останавливается на полпути. Он стремится приложить максимум усилий как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Причем наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих и учесть малейшие нюансы, влияющие на эффективность процесса производства.
Блэйк и Моутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы.
Матрица стилей руководства, несомненно является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других исследований на эту тему, но также дает руководителям особую возможность оценить свою позицию и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.
Управленческая решетка Блейка и Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.
Общие способности;
Интеллект
Креативность
Обучаемость
Рефлексивность
Активность
Саморегуляция
Специальные способности;
Социальная перцепция
«Кристаллизованный» профессиональный опыт
Мобилизационная готовность оперативной памяти Практическое мышление
Регулятивные способности;
Целеобразование
Прогнозирование
Планирование
Принятие решения
Мотивирование
Контроль
Коммуникативные способности;
Эмпатия
Аттракция
Идентификация
Речепорождение и речепонимание
Экспрессия
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяют три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений:
Более высокий уровень управления требует владения более сложными качествами, навыками взаимодействия с людьми: умение общаться, выступать публично, убеждать в своей правоте, управлять своими эмоциями и эмоциями других, мотивировать. Все это в совокупности, требуют от руководителя глубокой личностной перестройки.
Предполагаемая работа менеджера на уровне высшего звена управления требует, прежде всего, многообразных и многоуровневых коммуникаций, лидерских качеств, умения формировать и развивать управленческую команду, принимать решения в условиях неопределенности. Важность этих навыков связана с тем, что успешные управленцы до 80% своего времени общаются с другими людьми. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем меньшее значение имеют технические навыки, и тем большее значение приобретают навыки межличностные.
Для эффективного управления
менеджеру высшего звена необходимо
постоянно развивать
Когнитивные способности
Восемь факторов когнитивной способности;
S. Пространственный (Space): способность воспринимать и сравнивать пространственные паттерны.
V. Вербальное понимание (Verbal comprehension): способность к определению значения слов и, более широко, к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями.
W. Беглость речи (Word fluency): способность быстро продуцировать слова в соответствии с определенными ограничениями в отношении их буквенного состава.
N. Легкость числовых операций (Number facility): скорость и точность выполнения простых арифметических действий.
I. Индукция (Induction): способность выводить правила, которым подчиняется конкретный набор стимулов.
Р. Перцептивная скорость (Perceptual speed): скорость и точность обнаружения определенных визуальных стимулов в массиве материала или сравнения таких стимулов с к.-л. другими.
D. Дедукция (Deduction): способность строить рассуждения от предпосылок к точным выводам.
М. Механическая память (Rote memory): способность заучивать и воспроизводить по памяти произвольные связи между стимулами, такими как слова и числа.
Когнитивные функции (лат. cognitio - познание) - высшие мозговые функции; память, внимание, психомоторная координация, речь, гнозис, праксис, счет, мышление, ориентация, планирование и контроль высшей психической деятельности.
Развитие когнитивной способности дает менеджеру умение анализировать(способность разлагать целое на части), выявлять причинно-следственные связи, синтезировать решения и предвосхищать события, способность думать, объяснять, обосновывать действия, разрабатывать модели прогноза развития ситуации, выдвигать идеи и гипотезы, учитывать изменения внешней среды, использовать объективно сложившиеся тенденции развития ситуации в своих интересах.
Такие способности позволяют заниматься стратегическим и оперативным планированием на всех уровнях и во всех сферах управления, в сжатые сроки разработать и обосновать стратегию экономического развития предприятия
Директивные способности
Умение
четко выражать мысли и убеждать
других, постоянная работа над собой,
развитие речевого аппарата и ораторских
способностей.
Это умение менеджера с помощью речевого аппарата, тем или иным образом воздействовать на подчиненных и вызывать обратную реакцию.
В зависимости от поставленной задачи директивное высказывание может принимать вид просьбы, приказа, совета, инструкции и пр.
Хорошо
развитая директивная способность
дает уверенность в себе, помогает
вести презентации, воздействовать
на подчиненных, вести собрания, совещания,
выступать перед большим кол-
Информация о работе Концепция эффективности управленческой деятельности