Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 17:33, курсовая работа
Любую человеческую реакцию на то или иное событие или процесс можно объяснить рефлекторной деятельностью мозга. То есть исключить абстрактные понятия сознания, перейти к конкретному пониманию человеческого поведения. Ведь психология ищет пути объяснения нервной деятельности человека. Возможно, схема стимул-реакция слишком упрощена, но в её основу положена концепция обучения. Человеческий опыт основан на сформировавшихся условных рефлексах. В работе подробно остановимся на теории рефлексов предложенной в XIXв. И.М. Сеченовым
Введение
3
Глава 1 Теория рефлексов
1.1 Возникновение и развитие теории рефлексов
4
1.2 Общие понятия теории рефлексов
8
Глава 2 Концепция воспитания и обучения. Роль теории рефлексов
2.1 Современные теории обучения
13
2.2 Роль теории рефлексов в концепции обучении (Ассоциативно-рефлекторная концепция)
14
2.3 Роль теории рефлексов в концепции воспитания
16
Заключение
19
Список используемой литературы
20
- условный рефлекс на цепь раздражителей, также действующих друг за другом, но не «наслаивающихся» друг на друга.
Первые два вырабатываются легко, последний — сложно.
По изменению той или иной функции:
- положительные
— сопровождаются усилением
- отрицательные — сопровождаются ослаблением функции.
По характеру ответной реакции:
- соматические;
- вегетативные (сосудодвигательные).
По сочетанию условного сигнала и безусловного раздражителя во времени: наличные — безусловный раздражитель действует при наличии условного сигнала, действие этих раздражителей заканчивается одновременно. Различают:
- совпадающие наличные
условные рефлексы —
- отставленные — безусловный раздражитель действует через 3-30 с после условного сигнала;
- запоздалые — безусловный раздражитель действует через 1-2 мин после условного сигнала. Первые два возникают легко, последний — сложно; - следовые — безусловный раздражитель действует после прекращения действия условного сигнала. В данном случае условный рефлекс возникает на следовые изменения в мозговом отделе анализатора. Оптимальный интервал — 1-2 мин.
По различным порядкам:
- условный рефлекс 1-го порядка — вырабатывается на базе безусловного рефлекса;
- условный рефлекс 2-го порядка — вырабатывается на базе условного рефлекса 1-го порядка и т. д.
У собак можно выработать условные рефлексы до 3-го порядка, у обезьян — до 4-го порядка, у детей — до 6-го порядка, у взрослых — до 9-го порядка.
Итак, безусловные рефлексы — постоянные врожденные ответные реакции организма на определенные действия раздражителей, осуществляемые с помощью нервной системы. Отличительная черта всех безусловных рефлексов — их врожденность, способность передаваться по наследству из поколения в поколение.
Среди характеристик безусловных рефлексов, также выделяют, то, что они:
- являются видовыми,
т. е. свойственными всем
- имеют корковое представительство, но могут осуществляться и без участия коры головного мозга;
- относительно постоянны, отличаются стабильностью и большой устойчивостью;
- осуществляются
в ответ на адекватные
Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивидууму (особи). Условные рефлексы:
- возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству);
- возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии;
- формируются на
базе безусловных рефлексов
Глава 2 Концепция воспитания и обучения. Роль теории рефлексов
2.1 Современные теории обучения
Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие теории обучения:
- ассоциативно - рефлекторная;
- поэтапного формирования умственных действий и понятий;
- проблемно - деятельностная;
- программированного обучения и др.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.
Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план.
Теория проблемно-деятельностного обучения. Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.
Концепция программированного обучения. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.) Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации (кадры, файлы), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности. После каждой порции информации дается контрольное задание в виде вопроса, задачи, упражнения, которое нужно немедленно выполнить. В случае правильного выполнения контрольного задания обучающий получает новую порцию учебной информации. Функцию контроля выполняет обучающее устройство.
2.2 Роль теории рефлексов в концепции обучении (Ассоциативно-рефлекторная концепция)
В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно - рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П. Павловым закономерности условно - рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно - рефлекторных связей - ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые - психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно - рефлекторную теорию обучения.
Смысл данной теории можно выразить следующими положениями:
1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.
2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
- восприятие учебного материала;
- его осмысление,
доведенное до понимания
- запоминание и
сохранение в памяти
- применение усвоенного в практической деятельности.
3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
4.Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
- формирование активного
отношения к обучению со
- подача учебного
материала в определенной
- демонстрация и
закрепление в упражнениях
- применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.
Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:
1.Овладение учебным
материалом начинается с его
восприятия. Для улучшения восприятия
учебной информации важно
2.Если учебный
материал содержит большое
- выделять главное;
- применять подчеркивание;
- использовать цвет;
- предлагать обратить особое внимание и т. д.
3.Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
- доступным;
- логически взаимосвязанным;
- правильно понятым;
- актуализированным.
4.В процессе обучения
важно обеспечить не только
восприятие и осмысление
- составление конспекта изученного;
- повторение;
- рассказ;
- объяснение;
- показ усвоенного товарищу;
- применение полученных
знаний в практической
5.Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
2.3.Роль теории рефлексов в концепции воспитания
Характеризуя воспитание, социальные и педагогические науки, прежде всего, подчеркивают его социальную основу. Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от особенностей и уровня развития общества. Человек не только биологическое существо, но и социальное, значит, его формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Структура и характер системы, так или иначе, обусловливаются состоянием, тенденциями развития общества. Государство, органы власти выражают эти тенденции и создают соответствующие системы образования, условия для воспитания.
Воспитание имеет и естественнонаучную основу. У человека формируются условные рефлексы в процессе жизни, разнообразные реакции человека на воздействия окружающей среды. В результате вырабатываются стереотипы поведения, устойчивые привычные реакции, которые закрепляются и объединяются, создавая целые комплексы, ведут к образованию характера. Недаром говорят: «Посеешь привычку — пожнешь характер». Психологи научно доказали связь: поступок — привычка — характер. Для педагогики, воспитания важно, что привычки, т. е. условные рефлексы, стереотипы поведения, можно сознательно, целенаправленно вырабатывать. Об этом один из первых писал еще К. Д. Ушинский, затем советские психологи, педагоги. Следовательно, с точки зрения физиологии воспитание — это, если несколько упростить дело, образование условных рефлексов.
Бихевиоризм в начале XX в. на учении о рефлекторной природе поведения человека основал свою теорию о возможности управлять поведением человека с помощью системы положительных и отрицательных подкреплений: одобрение социально желательного поступка и негативная оценка социально не одобряемой реакции. Одни реакции, поступки закрепляются, потому что приносят удовольствие или получают положительное подкрепление, одобрение (родителей, сверстников, школы). Другие действия, поступки, получив неодобрение со стороны окружения или не принеся удовольствия человеку, тормозятся, вытесняются. Теория рефлексов, знание природы головного мозга, физиологии центральной нервной системы, высшей нервной деятельности, конечно, помогает понять процесс воспитания, формирования личности под влиянием воспитания.
Условные рефлексы в воспитании — это социальные рефлексы, поскольку они приобретаются от общения в социальной среде, от воздействия («стимулов») социального окружения (семья, учителя, сверстники). Советский психолог С. Л. Рубинштейн справедливо утверждал, что социальное действует на личность сквозь призму природного, это путь развития, формирования личности под влиянием факторов окружения и главного из них — целенаправленного воспитания.
Психологи интерпретируют процесс воспитания как процесс интериоризации: это перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование новых и новых по мере развития психологических структур личности. Понятием «интериоризация» психологи объясняют механизм формирования личности в процессе воспитания. Человек видит, воспринимает действия, поведение других, подражает им, воспроизводит образцы, осваивает, присваивает себе нечто внешнее, имеющееся в социокультурной среде, делает это своим и качественно в психологическом плане изменяется. На основе этого становится возможным обратный процесс — экстериоризация — перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей. Таким образом, во взаимодействии с окружающей средой и происходит формирование сложной психологической структуры личности.
Заключение
Теория рефлексов задала новое направление в психологии. Она открыла новый взгляд на поведенческое представление работы головного мозга. Во многом благодаря таким ученым как Сеченов и Павлов. Теорией рефлекса обобщает все процессы человеческого мозга, его мотивации, подсознательные и сознательные процессы. Наш опыт - не что иное как комбинация условных рефлексов. А индивидуальность и душа – это вариабельность этой комбинации. Теория рефлексов применима ко всем высшим живым организмам, в том числе и человеку. Если задуматься то в основе любой обучающей теории лежит подача стимула, на которую ожидается определенная реакция обучаемого. А в воспитании и в социальном развитии рефлексы играют не меньшую роль. Поскольку личность формируется из набора условных рефлексов. В социальной плане личность формируется на основе реакции на социально желательного поступки и социально не одобряемой реакции.
Список используемой литературы:
Информация о работе Концепция воспитания и обучения. Роль теории рефлексов