Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:56, реферат
Конфликт в организации отрицательно влияет на трудоспособность колектива: ухудшаются отношение между людьми, иногда для решения конфликта приходиться увольнять часть коллектива. Однако, отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации
Введение
Наша жизнь не может существовать без разногласий в идеях, целях, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Часто возникают расхождения мыслей которые нередко перерастают в конфликты.
Конфликт в организации воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.
Конфликт в организации отрицательно влияет на трудоспособность колектива: ухудшаются отношение между людьми, иногда для решения конфликта приходиться увольнять часть коллектива. Однако, отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации.
Особыми конфликтами на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли
Надо
управлять процессом развития ролевых
конфликтов, задачей которого является
предотвращение возникновения отрицательного
взаимодействия, а в конфликтных
ситуациях формированте решений для
ослабления конфликта.
Конфликт
и его виды
Конфликт
- это отношения между субъектами
социального взаимодействия, которые
характеризуются
Для понимания сути конфликта важно выделить его основные признаки, понять условия его возникновения.
Конфликт всегда возникает из-за различно направленных мотивов и суждений, которые являются условием возникновения конфликта
Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.
Выделяют
различные виды и типы конфликтов.
Главные среди них
Внутриличностные конфликты представляют собой противоречия мотивов, потребностей, интересов внутри личности. Особенностью конфликта является выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.
Для
выбора правильного решения человек
может потратить много сил
и времени, следствием этого является:
возрастание эмоциональной
Типы
конфликтов
Социальный статус и социальная роль
Также немаловажными являются социальный статут и социальная роль индивида.
Социальный статус может представлять собой обобщающую, разностороннюю характеристику положения индивида в обществе: это и его профессия, и квалификация, и материальное положение, и национальность, и возраст, и семейное положение, и религиозность и т.д., т.е. все то, что называют статусным набором или обобщенным статусом
Социальная
роль – это ожидаемое поведение
от человека, занимающего определенный
социальный статус. Это находит свою
конкретизацию в таких
Ролевые требования и ожидания определяются, в конечном счете, социальными нормами групп, общества в целом. Социальные роли могут опираться, как и нормы, на силу закона или на силу общественного мнения, обычаев, нравов. Для успешного выполнения роли важно, чтобы эти нормы были внутренне усвоены личностью, т.е. интернализированы. От этого зависит реальное выполнение или невыполнение социальной роли. А значит и наличие ролевых конфликтов.
Роль работника в организации - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы.
Социальный ролевой конфликт – противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к различным ролям индивида, напр., между ролями руководителя и мужа.
В функциональной социологической концепции ролевых конфликтов роль – метод социальной регуляции деятельности индивида. Создание образцов поведения и мера предсказуемости личности, позволят всем членам общества эффективно выполнять свои обязанности. Роль в данной случае, универсальна и относительно неизменна.[]
Хотя социологическая трактовка роли и ролевых конфликтов становится все менее актуальной, она еще продолжает изучаться.
Гораздо более злободневной становится проблема ролевых конфликтов в коллективе, на предприятии или в организации.
Каждый
член коллектива имеет ряд своих
ролей и составляет группу индивидов,
выполняющих общие задачи. Если в
их совместной деятельности возникает
несогласованность, как например наличие
противоречивых требований, то это
приводит к возникновению ролевого
конфликта.
Психологические
роли и ролевые
конфликты
Помимо социальных ролей человек также выполняет различные виды ролей психологически (табл. 1).
Психологические
роли, которые играет индивид в
разнообразных жизненных
Ролевые
конфликты характерные для всех
типов психологических ролей. Когда
речь идет о социальных ролях, мы преимущественно
имеем дело с проблемами в сфере
межличностных отношений и
Разногласия в сфере личностных ролей - это, как правило, личностные проблемы разного степени сложности.
Противоречия,
которые сопровождают изменения
жизненных ролей в процессе ролевого
развития человека, мы наблюдаем в
форме жизненного кризиса. Другие разногласия
в сфере жизненных ролей
Примеры разных типов психологических ролей
Таблица
1
Социальные роли | Личные роли | ||
Ситуативные (временные социальные группы) | Групповые (постоянные социальные группы) | Межличностные | Жизненные (внутриличностные) |
Потребитель
услуг (зритель, пассажир, покупатель)
Пациент Член случайной группы |
Профессиональные
роли
Учебные роли Роли членства в разных группах (партиях, клубах, сектах и пр.) Официальный лидер |
Статусные роли
Профессиональные (стилевые) роли Неформальный лидер Друг, подруга Любовник |
Половые роли
Гендерные роли Семейные роли Профессиональные (смысловые) роли Социальные типы характера |
Жизненных
ситуаций, в которых происходят ролевые
конфликты, очень много. Их можно
классифицировать в зависимости
от описываемых параметров, положенных
в основу классификации по степени
проблемности, сложности, контекста, в
котором они происходят.
Типы
ролевых конфликтов
Описанные ситуации связаны с разными типами ролевых конфликтов. Несмотря на большое количество классификаций ролевых конфликтов в научной литературе, большинство авторов (в частности, в литературе по теории психодрам) называют такие основные их виды:
а) интерперсональный - конфликт между разными ролями разных людей;
б) интраперсональный - конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других;
в) интерролевой - конфликт между несовместимыми ролями, которые играет один индивид;
г) интраролевой - конфликт между ролью, которую необходимо играть и внутренними потребностями личности (ролевой Я-концепцией).
Мы расположили типы в порядке возрастания глубины личностной проблематики. Хотя нет какого-то соответствия между видами ролевых конфликтов и типами ролей, описанными раньше (в каждом виде конфликтов могут быть привлеченными любые роли), однако первые два типа чаще всего касаются социальных ролей, а два других чаще всего связанные с личностными ролями.
На
первый взгляд, кажется, что в описанном
разнообразии противоречий тяжело сориентироваться.
Тем не менее, после детального анализа
можно сделать вывод, что все
типы ситуаций и все виды ролевых
конфликтов подчиняются одной
Особенности
ролевого конфликта
Главными особенностями ролевого конфликта являются отсутствие четких этапов развития конфликта и влияние на конфликты межличностные.
Как, мы знаем, конфликт всегда состоит из предконфликтной ситуации, начала конфликта, его эскалации, разрешения и периода послеконфликтного. Ролевой же конфликт может перерастать в кризис.
Функции ролевого конфликта также делятся на позитивные и негативные. К позитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить на предприятии те, недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей.
Негативные же функции ролевого конфликта касаются возможного отклонения в поведении индивида, возникновение конфликтов межличностных.
Человек и роль, которая он выполняет, связанны определенными психологическими характеристиками, которые подходят для выполнения определенных социальных ролей. Игнорируя эту зависимость, люди испытывают ролевое напряжение и ролевой конфликт.
Пример
ролевого напряжения - это когда
человек выполняет под
Своя роль - это качественная реализация себя согласно сильным сторонам своего социально-психологического типа.
Ролевое напряжение и ролевой конфликт представляют серьезную социальную и психологическую проблему.[]
Часто внутренние противоречия сотрудников и конфликты влияют отрицательно на их межличностные отношения с коллегами. Бывают случаи, когда ролевые конфликты не осознаются ими и тогда они приносят неприятности без видимых причин. Приведу пример нескольких неосознанных внутренних конфликтов и их влияния на межличностные отношения. Например, вследствие внутреннего конфликта у человека начинает проявляться агрессия, желание унизить окружающих. Это приводит к столкновениям с его обиженными коллегами. В данном случае это характерно для интер и интра-ролевых конфликтов.
Конфликты
интра и интер-персональные уже сами по
себе тяготеют к межличностному противостоянию.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие конфликта и в частности ролевого конфликта, как неотъемлемой части деятельности любого предприятия.
Конфликт является противоборством сторон социального взаимодействия, имеющих разные мотивы, цели и потребности. Он включает в себя несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых обнаруживаются все позитивные и негативные функции конфликта.
Ролевой конфликт принадлежит к виду внутриличностных, он обусловлен противоборством противоречивых ролей, которые выполняются одним сотрудником или является противоречием ролей разных работников.