Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Данная курсовая работа написана по драме гениального режиссера Криса Коламбуса «Мачеха». Фильм снят в США в 1998 году. Главные роли исполнили: Джулия Робертс, Сьюзен Сарандон, Эдд Харис, Джена Мелоун и Лиам Эйкен. Ключевая мысль фильма отражена в его слогане: «Be there for the joy. Be there for the tears. Be there for each other». ( Будьте там для радости. Будьте там для слез. Будьте там для друг друга )
Введение………………………………………………………………………3
Предпосылки, объект и предмет конфликта………………………………..4
Участники конфликта………………………………………………………...6
Типология конфликта………………………………………………………...7
Динамика……………………………………………………………………...8
Теории конфликта……………………………………………………………15
Применение теорий и моделей социальной работы……………………….17
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Предпосылки, объект и предмет конфликта………………………………..4
Участники
конфликта………………………………………………………
Типология
конфликта………………………………………………………
Динамика…………………………………………………………
Теории
конфликта………………………………………………………
Применение теорий и моделей социальной работы……………………….17
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Данная курсовая работа написана по драме гениального режиссера Криса Коламбуса «Мачеха». Фильм снят в США в 1998 году. Главные роли исполнили: Джулия Робертс, Сьюзен Сарандон, Эдд Харис, Джена Мелоун и Лиам Эйкен. Ключевая мысль фильма отражена в его слогане: «Be there for the joy. Be there for the tears. Be there for each other». ( Будьте там для радости. Будьте там для слез. Будьте там для друг друга )
«Семейные
узы настолько тесно сближают людей, что рано
или поздно кто—то оказывается лишним.
И в жизни десятилетней Анны и шестилетнего
Бена появилась Изабелл, любовница их разведенного
отца. Она делает все возможное, чтобы завоевать
любовь чужих детей. Но Джеки, их настоящая
мать, использует весь свой авторитет
и влияние, чтобы этого не допустить.
Голос
крови оказывается сильнее доброты и обаяния
Изабель. Она хотела стать для Анны и Бена
искренним другом, но так и осталась мачехой.
Однако в тот момент, когда Джеки добилась
желаемого, неожиданно выясняется, что она
смертельно больна. И вот Изабелл, с которой
заботливая мать не мыслила жизни своих
детей, оказывается тем единственным человеком,
без которого их жизнь немыслима…»
В
этом фильме две конфликтные линии: Изабелл
- Джеки, а также, Анна - Изабелл. На протяжении
всего фильма они развиваются параллельно,
однако в некоторых моментах их этапы
не совпадают. Также здесь показан внутриличностный
конфликт Джеки, но подробно на нем, я останавливаться
не буду. Далее, я попытаюсь разобраться
в сложившейся семейной конфликтной ситуации
и проанализировать динамику, типологию
конфликтов, а также обозначить основных
и неосновных участников и попытаться
найти наиболее удачное решение.
Предпосылки, объект и предмет конфликта
Семейные взаимоотношения – это важная часть жизни каждого человека. Успех в делах, хорошее воспитание детей, спокойствие зависят во многом от благоприятной атмосферы в семье. Однако, далеко не в каждой семье всё так благополучно, как этого хотелось бы желать, в силу различных обстоятельств. В данном фильме показан внутрисемейный конфликт, который очень многогранен и сложен. У каждой конфликтной ситуации имеется предпосылка, но, к сожалению, в фильме она не показана. Тем не менее, мне было не сложно предположить, какова она. Как я уже говорила, в этой драме я выделила две конфликтные линии. Они имеют разные предпосылки. Во взаимоотношениях Изабелл и Джеки конфликт возник тогда, когда у Люка (бывший муж Джеки) появилась новая возлюбленная – Изабель, именно тогда у Джеки родились ревность и страх, что любовь её детей будет делиться на них двоих. Если же рассматривать конфликт Изабель и Анны, то, на мой взгляд, он возник уже в тот момент, когда Изабель ещё не было в жизни этой семьи, в тот момент, когда Люк и Джеки приняли решение о разводе. А Изабелл стала скорее мишенью для злости Анны. Безусловно, на отношение Анны к Изабель во многом влияла Джеки. Ведь, как любая мама она могла просто даже своим отношением к Изабелл настроить детей против неё.
Объектом конфликта во взаимоотношениях Изабелл и Джеки стали любовь и внимание детей, но ведь для первой важны их уважение и дружба. Это недопонимание и стало причиной такого тяжелого и трудноразрешимого разногласия. Но важно заметить, что Джеки старается, камуфлировать истинный объект конфликта, прикрывая его «благополучием детей». Что касается конфликта Анны с Изабелл, здесь объект – отношения Люка с его новой возлюбленной. Появление Изабелл в жизни их семьи означает, что отец уже никогда не вернется к её матери, а это для Анны тяжелый удар.
Проявление
конфликтных действий со стороны Джеки
и Анны есть выражение предмета конфликта1.
Мать и дочь, всячески пытаются указать
на любую, даже малейшую оплошность Изабель,
подчеркнуть её неопытность в воспитании
и упрекнуть, в нежелании становиться
матерью. Изабелл отвечает на всё это лишь
изредка несдержанными недоброжелательными
словами, и дальше продолжает добиваться
уважения Джеки и дружбы Анны.
Участники конфликта
В конфликтологии существует деление участников конфликта на основых (прямых) и неосновных (косвенных). К основным участникам конфликта относятся те, кто непосредственно участвует в противоборстве, их называют субъектами или оппонентами конфликта. К косвенным участникам конфликта относятся те, кому принадлежит второстепенная роль в развитии конфликта. Их также называют третьей стороной.
Таким образом, там, где основными участниками конфликта являются Изабелл и Джеки, третьими лицами выступают дети – Анна и Бен, а также бывший муж последней Люк. При этом Анна и Бен играют деструктивную роль, т.е. способствуют обострению конфликта, а роль Люка конструктивная, он старается разрешить и сгладить конфликт между его основными участниками - Изабелл и Джеки. В конфликтной линии, где основные участники – Анна и Изабелл, третьим лицом с конструктивной ролью также выступает Люк, с деструктивной – Джеки.
Я хочу обратить внимание на такое понятие, как ранг оппонента2 – потенциал, которым обладают стороны. В первом вышеуказанном конфликте такой мощью обладает мать Анны и Бена – Джеки. Она как авторитет в глазах своих детей может оказывать на них влияние, не только позитивно, но и негативное, что, и продемонстрировано в данном фильме.
Важно заметить, что в обеих ситуациях существуют так называемые посредники (медиаторы). В конфликте Изабелл и Джеки таким человеком выступает Люк, он уважаем обеими противостоящими сторонами. Именно он, пытается найти компромисс между оппонентами с помощью своей мудрости, взглядов на семейные взаимоотношения и авторитета, который он имеет в глазах участников конфликта. В ситуации с Анной посредником, как ни странно, выступает в определенный момент сама Джеки, которой стало необходимым, чтобы Анна приняла Изабель и научилась уважать её.
Типология конфликта
Существует
различная классификация
Если
рассматривать понятия
Динамика конфликта
В этой части своей курсовой работы, я буду рассматривать динамику конфликта на примере фильма «Мачеха». Но для начала, я считаю, необходимо обозначить существующие периоды, из которых складывается весь конфликт.
Общая схема динамики конфликта состоит из:
- инцидент;
- эскалация;
- завершение конфликта;
3) послеконфликтный период.
Следует заметить, что конфликт может развива
Перейдем к рассмотрению фильма.
С первых минут просмотра, становятся ясны взаимоотношения всех героев этой картины. Отчетливо видно, между кем существуют конфликты, ведь уже в начале фильма мы можем наблюдать сразу первую стадию конфликта, т.е. предконфликтную ситуацию.
Джеки здесь ещё не проявляет открытого недовольства, а лишь переживает внутриличностный конфликт. Однако на данном этапе дети уже могут наблюдать недоброжелательный настрой их мамы к Изабелл. Например, собрав детей в школу, Изабелл дала им с собой завтраки. Джеки, когда шла с детьми, выкинула их в урну со словами: «Надо же, она дала вам с собой еду».
Состояния и переживания Джеки хорошо описаны словами Люка в диалоге с директором: «… Думаете, Джеки нравится, что о её детях заботится другая женщина, тем более женщина, у которой нет опыта такого рода, естественно, Джеки ведет себя враждебно, она же защищается».
Рассматривая взаимоотношения Анны и Изабелл, здесь ситуация иная. Анна уже более отчетливо показывает недружелюбие и, даже, ненависть к Изабелл. Пока, это проявляется больше невербальным жестами: тоном голоса, взглядом.
Анна сказала в школе, что Джеки и Люк вновь поженятся. Это и есть её истинное желание. Отсюда и ненависть к Изабелл, ведь она является доказательством того, что её мать и отец уже не будут вместе.
Переходом к стадии открытого конфликта является инцидент, случай, который инициирует противоборство сторон. Он делает конфликт явным и распределяет участников на сторонников и противников.
В конфликте Анны и Изабелл таким инцидентом стала ситуация с собакой. Изабелл подарила детям щенка и попросила придумать ему имя, Анна сказала, что у неё аллергия на собак и предложила назвать его Изабелл, обосновав это таким образом: «От него пахнет как от тебя и на тебя у меня тоже аллергия».
В этот момент Изабелл попыталась расставить всё на свои места, так сказать, найти компромисс, однако Анна отвергла её попытки и сказала, что не обязана слушать Изабелл, т.к. та ей не мать. Этот разговор, является эскалацией конфликта, именно здесь четко расставляются позиции участников. Изабелл пытается призвать Анну уважать её, говоря, что девочка находится в её доме, Анна же противоречит этому и очередной раз подчеркивает, что новая возлюбленная её отца никто для неё.
Далее последовал второй
Не смотря на сложившуюся ситуацию, Джеки вынуждена оставлять детей с Изабелл, т.к. их отец работает, а её необходимо пройти обследование. В выходные будущая мачеха взяла детей с собой на работу, на съемки в парк. Пока она занималась фотосессией, Анна уснула, а Бен в это время убежал, его нашли полицейсикие в зоопарке. Эта ситуация является эскалацией конфликта Джеки и Изабелл. Узнав о случившемся, Джеки была крайне возмущена: «Эта женщина больше никогда не должна подходить к моим детям». Люк попытался убедить её, что «это могло случиться с каждым», Джеки ответила быстро и ясно: «… но не со мной». Этим она хотела ещё раз подчеркнуть, что Изабелл, не годится в роли матери, в отличие от неё. Мать Анны и Бена угрожала Изабелл: «Я обращусь в суд, и ты больше никогда не будешь оставаться с детьми одна. Тебе ясно, никогда!». В данном сюжете фильма присутствует сильное эмоциональное напряжение, Изабелл с одной стороны понимает свою вину, однако, она не может смириться с тем, что Джеки постоянно старается найти любой повод, чтобы указать на её недостатки и совсем не замечает стараний. Джеки же говорит: «Я совсем не обязана облегчать жизнь тебе, я обязана заботиться о своих детях, а они не хотят проводить время с тобой!».