Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Данная курсовая работа написана по драме гениального режиссера Криса Коламбуса «Мачеха». Фильм снят в США в 1998 году. Главные роли исполнили: Джулия Робертс, Сьюзен Сарандон, Эдд Харис, Джена Мелоун и Лиам Эйкен. Ключевая мысль фильма отражена в его слогане: «Be there for the joy. Be there for the tears. Be there for each other». ( Будьте там для радости. Будьте там для слез. Будьте там для друг друга )
Введение………………………………………………………………………3
Предпосылки, объект и предмет конфликта………………………………..4
Участники конфликта………………………………………………………...6
Типология конфликта………………………………………………………...7
Динамика……………………………………………………………………...8
Теории конфликта……………………………………………………………15
Применение теорий и моделей социальной работы……………………….17
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………
Далее по сюжету фильма в конфликте Джеки и Изабелл появляется медиатор в лице Люка. Он беседует с бывшей женой и просит и уговаривает её не обращаться к адвокату и дать ещё один шанс его новой возлюбленной, обосновывая это тем, что «…она старается, она научится… Дай ей время, не надо отталкивать её. С детьми всё будет хорошо, если мы сможем ладить».
На этом этапе начинается угасание конфликта. Джеки для прохождения дальнейшего обследования, необходимо свободное время, а погулять с детьми некому, поэтому ей ничего не остается кроме как просить об этом Изабелл. На обследовании Джеки узнает, что она смертельно больна, но шанс выжить есть, для этого нужно пройти курс терапии. Джеки не хочет огорчать детей и бывшего мужа, сообщив им о своём состоянии здоровья. Тем не менее найдя в себе силы, она решается рассказать обо всем Люку и назначает ему встречу, на которой узнает, что тот, намерен сделать предложение Изабелл и просит одобрения со стороны Джеки, которое необходимо детям. «Я боюсь, это будет нелегко для детей, я хотел сообщить им вместе», последовал совершенно предсказуемый вопрос Джеки: «Так будет легче для детей или для тебя? Ну, знаешь ли, мы не можем выступать каждый раз дружной парой, когда это будет удобно тебе». Аргумент Люка: «Мы с тобой навсегда их родители» заставил Джеки о многом задуматься и может быть даже в какой-то степени пересмотреть свою позицию относительно Изабелл.
Первый шаг к разрешению конфликта Изабелл и Анны был сделан во время разговора Джеки и Люка со своими детьми, когда первые говорили о намерении их отца жениться на Изабелл. В этот момент Джеки проявила мудрость и поддержала Люка, она выступила медиатором в конфликте Анны и Изабелл: «Изабелл не займет моего места, она не станет вашей мамой… Жизнь штука довольно сложная и порой бывает несладко, но у тебя есть выбор, ты можешь всё испортить ещё сильнее, а можешь постараться и справиться с трудностями. Старайся увидеть, что в Изабелл хорошо, что она внесла в жизнь твоего отца и в твою. Для каждой семьи наступает время, когда надо поддержать друг друга». Одобрение Джеки очень повлияло на Анну и Бена, дети согласились поддержать своего отца.
Этот разговор сильно изменил отношение Анны к Изабелл, он помог девочке взглянуть на свою мачеху с другой стороны. Это очень хорошо демонстрирует сцена, которую, лично для себя, я назвала «Вжик-вжик». Анна не могла «оживить» деревья на своем рисунке, а Изабелл вызвалась ей помочь и научила её делать кисточкой легкие прикосновения к листку бумаги и произносить при этом «вжик-вжик», что изменило не только рисунок, но и взгляд Анны на Изабелл. Вскоре она говорит своей маме: «Я думала о том, что ты сказала про Изабелл, ну чтобы открыть глаза на её достоинства и знаешь, ты права, она здорово разбирается в одежде и знает песни всех рок музыкантов на свете, т.е. она вроде бы как не взрослая». «Вроде старшей сестры» - поддержала девочку Джеки. «Да. Она знает все классные забегаловки в городе. Она вобщем-то ничего. Только ты ей не говори об этом».
Мачеха с каждым днем всё больше сближается с детьми и завоевывает их дружбу и доверие. Джеки невероятно тяжело наблюдать, как Изабелл становится близким человеком для её детей. Бен поранил ногу, и его отвезли в больницу, сделали перевязку и поместили в палату на некоторое время. Пока Джеки регистрировала сына, с ним была Изабелл, Бен попросил спеть ему песенку: «Мама всегда мне поет, когда мне больно». Джеки случайно видит эту сцену. Она понимает, что Изабелл, теперь в некоторой степени занимает отчасти её место в жизни детей.
С каждым днём Джеки чувствует себя всё хуже, из-за своей болезни. Она продолжает врать и бывшему мужу, и детям, и Изабелл, но последняя замечает неладное и выводит Джеки на откровенный разговор, откуда и узнает о смертельной болезни. Больше это не секрет. Анна, узнав об этом, была очень обижена, что её мама не сказала ей об этом раньше: «Значит, ты давно знала об этом, но не рассказала мне… Ты лгала, ты молчала. Это же тоже обман. Если ты обманула нас тогда, может, ты и сейчас не правду говоришь? Где Изабелл? В четверг мы должны быть с Изабелл. Она должна нас забрать!». На возражения брата: «Я лучше побуду с мамой», Анна отвечает словами, которые задевают Джеки «за живое»: «Её же не станет… Изабелл займется тобой». Именно это сложнее всего признать и принять Джеки. Но она понимает поведение девочки, ведь Анна очень любит свою мать и узнать о том, что её скоро не станет это очень тяжело.
За то время, когда Джеки делали операцию, Изабелл ещё больше сближается с детьми, они делают вместе сюрприз для их мамы. Для Джеки мачеха её детей тоже становится значительно ближе, она просит Изабелл помочь с фотографиями для рождественского подарка для Бена и Анны. И казалось бы, конфликт уже улажен, его фактически нет, однако внутриличностный конфликт Джеки ещё не разрешен, именно это и дало толчок для нового инцидента. Джеки возмутил совет, который дала Изабелл её дочери, она посчитала его непедагогичным, а точнее не столько совет, сколько то, что он оказался более действенен, чем её: «И вышло что ты молодец, а её мама дерьмо. По сути, ты продемонстрировала моей дочке, что я совершенно не самостоятельна. И мне безразлична её боль».
Тем не менее, Джеки понимает, что Изабелл та единственная женщина, которая будет рядом с Анной и Беном, когда её не станет, именно она будет заботиться о них и заниматься их воспитанием, поэтому ей необходимо это принять и рассказать Изабелл про свои чувства. Этот разговор является последней точкой в разрешении конфликта Изабелл и Джеки:
И.: Я никогда не хотела быть матерью. Ну, делить это с тобой одно дело, но нести одной это бремя всю жизнь, зная, что меня станут сравнивать с тобой. Ты совершенство. Они боготворят тебя. Меня пугает мысль о том, что на протяжении 20-ти лет я буду трястись, зная, что ты бы сделала то же самое так, как не могу я, гораздо лучше…
Дж.: Ты ничем не хуже меня.
И.: Ты как мать настоящий идеал.
Дж.: Ты идешь в ногу со временем.
И.: Ты ездишь с Анной верхом.
Дж.: Ты научишься.
И.: Ты помнишь все истории, все царапины, всё, что у них было, все радостные моменты их жизни связаны с тобой. Всё самое лучшее. Разве ты этого не понимаешь? Когда-то она станет невестой… Мы вдвоем с ней в её комнате, я расправляю её свадебную одежду, говорю ей, что на свете нет ни одной женщины прекрасней… Я боюсь, что она тогда подумает: «Жаль, что нет моей мамы здесь»…
Дж.: А я боюсь, что не подумает… Вообще-то ей нет нужды делать выбор, она станет любить… нас обеих. Она станет хорошим человеком, благодаря мне и благодаря тебе. Я – это их прошлое, а ты – это их будущее.
Последняя
сцена очень ярко показывает, что Изабелл
стала полноправным членом семьи, её приняли
не только дети, но и Джеки, ведь именно
она на рождество пригласила её сфотографироваться
со словами: «А сейчас
сфотографируемся всей
семьей. Изабелл…».
Теории конфликта
Развитием теорий конфликтологии занимались многие ученые, начиная с древнейших времен. Исследованию конфликта большое внимание уделяли Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Дарендорф и др. В своей работе я бы хотела рассмотреть некоторые теории на примере вышеописанного фильма.
Обращаясь к книге «Разрешение социальных конфликтов»3 К.Левина, я нашла объяснение некоторому поведению героев драмы. Так, например, Левин выделяет одной общих предпосылок конфликта - внешние барьеры. «Напряжение или конфликт зачастую приводят к тому, что человек пытается покинуть неприятную ситуацию. Если это возможно, то напряжение будет не слишком сильным. Если же человек недостаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, если ему мешают какие-то внешние барьеры или внутренние обязательства, это с высокой вероятностью приведет к возникновению сильного напряжения и конфликта». Изабелл не может избежать конфликта, т.к. для неё важны взаимоотношения с детьми Люка, ведь он их очень любит. Также и Джеки не может покинуть неприятную ситуацию, т.к. Люк отец её детей, имеет право общаться с ними, а как следствие этого Анна и Бен будут проводить время с Изабелл. Обе стороны имеют некоторые обстоятельства, которые не позволяют им покинуть ситуацию, возникает конфликт.
Также Левин утверждает, что «конфликты в жизни группы зависят от того, насколько цели группы противоречат друг другу, и от того, насколько члены группы готовы принимать позицию партнера». Так вот Джеки, изначально не хотела принимать позицию Изабелл, она не считала, что не обязана помогать ей. Хотя со стороны Изабелл всё иначе, она пыталась понять Джеки и терпеливо относиться к ней.
Рассматривая работу Л.А. Козера «Американская социологическая мысль»4, я хотела бы обратить внимание на типологию конфликта Джеки и Изабелл «в соответствии со степенью их нормативной регуляции». Козер ограничивает все виды конфликтов с одной стороны институционализированными конфликтами (типа дуэли), с другой абсолютными конфликтами.
Однако
вышерассмотренный конфликт нельзя
безоговорочно отнести к какой-
Если
же рассматривать остроту
Применение теорий и моделей социальной работы
На мой взгляд социальный работник в данном фильме должен появиться почти в самом начале, в тот момент, когда ситуация находится на предконфликтной стадии. Например, тогда, когда директор школы Анны замечает семейные разногласия, которые сказываются на успеваемости девочки. Здесь социальный работник должен предложить свою помощь, а в случае отказа, корректно настоять на беседе с Джеки. Ведь именно её внутриличностный конфликт является причиной разногласий, которые существуют между Изабелл, Анной и самой Джеки.
На первой стадии решения проблемы необходимо понять, откуда берет своё начало конфликт и что является его истинным объектом. Для этого нужно завоевать доверие Джеки, убедить её, что социальный работник не будет предпринимать активных действий для решения проблемы, а что он просто хочет помочь понять причину конфликта и самостоятельно разрешить его.
Согласно психосоциальной терапии источником стресса Джеки является давление среды, т.е. обстоятельств сложившихся в их семье: развод с мужем и появление его новой возлюбленной. Важно помочь Джеки понять что именно из прошлых отношений и каким образом влияет на её взаимоотношения с Изабелл. А именно, нужно подвести её мысли к тому, что именно развод с Люком и ревность к Изабелл является основой конфликта во всей семье. Ведь отношение Анны и Бена к будущей жене их отца напрямую зависят от одобрения Изабелл их мамой. И разрешив, внутриличностный конфликт Джеки, разрешатся остальные проблемы во взаимоотношениях. Очень важно, чтобы социальный работник понимал и не осуждал позицию Джеки, необходимо, чтобы последняя ощущала, поддержу и понимание. Социальный работник должен показать свое желание помочь Джеки и осуществить невербальный контакт: взгляды, жесты.
На следующем этапе необходимо убедить Джеки, что подобное отношение к Изабелл не разрешит ситуацию, что Джеки так и останется любимой мамой для своих детей. Ведь Изабелл не пытается занять её место.
Далее нужно постараться осуществить «вентиляцию», т.е. вынесение обиды, стресса наружу. Социальный работник должен спровоцировать Джеки, чтобы она выплеснула свои эмоции, тем самым отчасти избавилась от них.
На мой взгляд, очень важны беседы и оценка Джеки самой себя. Также социальный работник должен попросить Джеки представить себя на месте Изабелл, и узнать, как бы поступила она на её месте, это может быть подсказкой для понимания того, остались какие-то обиды на Изабелл ещё скрытыми.
После осознания причин конфликта самой Джеки нужно обговорить цели, которые необходимо осуществить в последующем. Например, научится доверять Изабелл и уменьшить степень контроля. И обсудить методы, которыми эту цель можно достичь.
Таким образом, шаг за шагом Джеки научится доверять Изабелл, принимать её методы, делать замечания в корректной форме и уважать её, ведь обида и непонимание будут исчерпаны.
Разрешив
конфликт между Джеки и Изабелл, дети заметят
изменение в отношении их мамы к мачехе
и последуют её примеру, т.к., как я уже
замечала раньше, Джеки оказывает ключевое
влияние на своих детей.
Заключение
Рассматривая семейную ситуацию, которая сложилась в фильме, я хочу сделать вывод, что разрешение конфликта здесь обусловлено сложившейся ситуацией. И помощь социального работника здесь неуместна, ведь Джеки самостоятельно приходит к разрешению внутриличностного конфликта, как бы тяжело ей это не далось. Хочу также заметить, насколько грамотно себя ведет Изабелл и как меняется её отношение к материнству на протяжении всего фильма. Поведение мачехи намного мудрее и разумнее поведения взрослой женщины, за плечами которой уже богатый опыт.