Конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:26, доклад

Описание работы

В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта- условие не только невозможное, но и нежелательное.

Файлы: 1 файл

Конфликт сам по себе не есть проблема.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

                                                Конфликт сам по себе не есть проблема,

проблема в том, что  нам делать с нашими различиями.

Р. Фишер

 

Лучший способ предупредить конфликт - не допустить его.

                                           Введение.

Руководить — значит приводить сотрудников к успехам  и

самореализации

       В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта- условие не только невозможное, но и нежелательное.

Руководить без конфликтов — возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение  во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.

Конфликты, которых следует избегать,—  это деструктивные явления, приводящие к разрушению ресурсов вместо вовлечения их в конструктивный процесс оптимального использования.

Ресурсы — это силы и их источники, ресурсы — это люди, их духовное богатство и готовность приложить свои силы к какому-то делу. Ресурсы — это, конечно, сырье и материалы, капитал и земля, природа и окружающая среда. И ресурс особого рода — это наше время.

Руководитель — это  человек, в большей, чем другие, степени ответственный за оптимальное использование ресурсов, их улучшение и умножение.

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит потерять квалификацию руководителя, управляющего.

                            Или сосуществовать с конфликтами?

Самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Тот, у кого это вызывает пессимизм, должен задаться вопросом, а отвечает ли это его интересам, например стремлению к коллективному управлению. Ведь этот стиль немыслим без специфических конфликтов, и более того, он вызывает эти конфликты.

Само слово «конфликт» содержит ответ. Оно — латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому Вопрос состоит в том, что делать в этой ситуации, как вести себя в отношении своих же сотрудников? Если мы рассчитываем иметь дело с сотрудниками, имеющими собственную позицию, которые не являются молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими против собственной воли, но выполняющими все им предписанное, то конфликты неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действительном сотрудничестве, при котором работник и управляющий соотносят свои представления, которые имеют равный вес и принимаются в расчет при принятии решений. Возникающие дискуссии должны приводить к выработке совместных предложений, которые полезны всем сторонам. Предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис) в идеале образуют совместное решение синтез).

Управляющий в состоянии существенно повысить шансы совместного разрешения конфликтов, если при обсуждении конфликтов своим поведением он дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми основаниях.

 

Конфликты — зона повышенной напряженности?

Итак, конфликты –  это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации. Коллективное управление, когда сотрудник рассматривается как ценный участник всех процессов, а не как получатель команд и распоряжений, создает ситуацию, в которой представлены различные мнения и позиции.

Для -управляющего чрезвычайно  важно быть в состоянии справиться с конфликтными ситуациями, обладать интуицией и достаточными знаниями в области психологии, хотя бы об основных конфликтных зонах человеческого поведения.

       . Таким образом, без конфликта трудовой коллектив не может существовать .Конфликт может быть функциональным и привести к повышению эффективности организации, или он может быть дисфункциональным и привести к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы  эффективно управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения,  тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения. Поэтому тема курсовой является актуальной: «Управление конфликтами в трудовых коллективах организаций».

      Цель: Охарактеризовать деятельность руководителя по управлению конфликтами на предприятиях.

Задачи:

  1. проанализировать отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме.
  2. Выявить причины конфликтов на предприятии.
  3. Охарактеризовать типы конфликтов на предприятии.
  4. Описать конфликт как процесс.
  5. Определить функции конфликтов.
  6. Дать рекомендации деятельности руководителя по управлению конфликтами на предприятии и возможности их предупреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1..Проблема конфликта в отечественных  исследованиях.

 

        Жизненный опыт российского народа, связанный с конфликтами, можно изучить различными способами. Традиции  и специфику разрешения в России масштабных социальных конфликтов можно познать, знакомясь с историей страны. Народная  мудрость, связанная с опытом поведения в межличностных конфликтах, аккумулируется в пословицах, поговорках, сказках.  В пословицах ясно выражена оценка народом существующей действительности, его взгляд на жизнь и в том числе на конфликты.

 Достаточно вспомнить многочисленные  поговорки и фразеологизмы: «Что зкузькину мать!»; «Не рой людям яму, сам свалишься»; «Отольются кошке мышкины слезы»; «Нашла коса на камень»; «Начали гладко, а кончили гадко».

       В словаре В.И. Даля помимо 200 000 слов собрано 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий и загадок.  При подсчете количества пословиц, идиоматических оборотов и метафор, характеризующих различные конфликтные ситуации и противоречия, в качестве ключевых слов взяты следующие — мир, согласие, брань, драка, ссора. Оказалось, что с ними связано свыше 700 соответствующих фразеологизмов. Среди них 21,2% имели ключевое слово «согласие»; 5,2% — «мир»; 14,3% — «ссора»; 52,7% — «драка»; 6,6% — «брань».

   Анализ проведенный  В. Мокриюком, показывает , частое использование ключевого слова «драка» свидетельствует о том, что на обыденном уровне для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия. Это отражено в пословицах: «Чем ругаться, лучше собраться и подраться»; «Разорви тому живот, кто неправдою живет»; «Не все горлом, но и руками» (т. е. дракой); «Не говоря худого слова, да в рожу».В 184 пословицах прослеживается открытый призыв к драке, противоборству, конфликту. «Горе горюй, а руками воюй»; «Бей своих — чужие будут бояться»; «Сам бей, а другим бить не давай» и др.

 Несколько меньше? количество (157) пословиц характеризует  призыв к согласию, миру, осуждению  драки, конфликта: «Замахнись, да  не ударь»; «Подними руку да  опусти, а сердце скрепи»; «Зла  за зло не воздавай».

       Выявлено большое разнообразие в пословицах угроз, направленных на предупреждение конфликтных действий со стороны другого человека: «Берегись: я волос за волос поверстаю»; «Припомню я тебе доброхотство твое»; «Я ему задам чесу»; «Вавила, утирай рыло, проваливай мимо».

Анализ русских пословиц и поговорок  позволил установить, что 902 из них посвящены  проблеме «насилие — согласие». Это  говорит о важности проблемы в  повседневной жизни. В этих пословицах и поговорках выявлено следующее  распределение оценок насилия и согласия: одобрение насилия — 24,1%; осуждение насилия — 29,6%; призыв к насилию, ссоре, драке — 16,4%; одобрение согласия, мира — 9,1%; призыв к миру — 4,5%; нейтральное отношение к насилию, согласию — 16,3%. В целом в 40,5% пословиц и поговорок, отражающих отношение российского народа к проблеме «насилия — согласия», насилие одобряется, а в 43,2% — одобряется согласие. Следовательно,

В 92 фразеологизмах выделяются подмеченные  народной мудростью точные сравнительные характеристики взаимоотношений людей и животных, их роль в конфликтах: «Сжалился волк над ягненком, оставил кости да кожу»; «Два кота в одном мешке не улежат»; «Не дразни собаку, и кусать не будет»; «Бодливой корове бог рога не дает»; «Как бы свинье рога, всех бы со свету сжила»;«Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась»; «Выжил, как ерш леща»; «Драчливый петух жирен не бывает».

Опыт народа примерно одинаково  оценивает эффективность насилия  и согласия в разрешении противоречий социального взаимодейстаия.

           Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в 20 – х г. 20 века. В них проблема  конфликта впервые появляется как самостоятельная, в названиях работ появляются само название «конфликт» и его производные. Первая работа в данной области, обнаруженная авторами, была опубликована в 1924 г. Ее написали П.О. Гриффин и М.И. Могилевский . Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам, а также порядку их разрешения.

 На сегодняшний день различные  науки по-разному продвинулись в изучении конфликта и внесли разный вклад в формирование междисциплинарной области знания — конфликтологии. Выделяются  этапы развития конфликтологических идей..

            I период — до 1924 г. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненасилия, входящая в сферу интересов конфликтологии, достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Уже на первых наскальных рисунках запечатлены различные конфликты, где участвовал человек. В последующем конфликты отражаются в литературе, ' монументальном искусстве, музыке, устном эпосе, живописи, кино и т.д.

В этот период начинают накапливаться  и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период — 1924—1990 г.

    Исследования конфликтов сначала велось в рамках частных дисциплин (правоведение, социология), а к концу периода. изучением конфликта занималось 11 отечественных наук: математика, педагогика, военные науки, правоведение, психология, социология и др. (Рис.1).Начало изучения конфликта в рамках конкретной дисциплины определялось по времени опубликования первых работ, посвященных данной проблеме.

Рисунок 1 Годы опубликования первых работ по проблеме конфликта.

Второй период в истории развития отечественных конфликтологических идей.включает четыре основных этапа.

Первый этап — 1924—1934 гг. Охватывает первую «волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

Второй этап — 1935—1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап — 1949—1972гг. Ежегодно публикуются работа по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного  явления начинаются в философии, педагогике, исторических"?^ политических науках. .

Четвертый этап — 1973—1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три — по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии.

Одним из объективных критериев  относительной степени разработанности  проблемы конфликта в конкретной науке может служить общее количество публикаций (рис. 2.).

        

Рисунок 2Общее число публикаций по проблеме конфликта.

        Анализ представленных данных позволяет сделать вывод, что лидером среди наук, изучающих конфликт, является психология. Это связано с той определяющей ролью, которую всегда играет человек в возникновении, развитии и завершении любых социальных и внутриличностных конфликтов..

Кроме психологов, наиболее значительный вклад в изучение конфликта внесли социологи и политологи. Представителями этих трех наук подготовлено 58% общего количества публикаций, имеющихся в одиннадцати науках, изучающих конфликт.

III период — 1990 год  — настоящее время. Проблема изучения конфликта ведется в новой науке – конфликтологии. Наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 13 до 25 в год, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.

Информация о работе Конфликт