Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:36, реферат
В нашей стране изучение конфликтов осуществлялось в советское время, главным образом, в русле марксистской теории классовой борьбы. Официальная идеология вульгаризированного марксизма, господствовавшая в Советском Союзе, утверждала, что при социализме могут существовать только неантагонистические противоречия, и нет условий для возникновения социальных конфликтов. Поэтому проблема конфликтов рассматривалась, главным образом, в плане критики пороков капитализма. С середины 1920-х до конца 1940-х гг. никакой работы по изучению конфликта не велось.
Конфликтология в России
Введение
В нашей стране изучение конфликтов осуществлялось в советское время, главным образом, в русле марксистской теории классовой борьбы. Официальная идеология вульгаризированного марксизма, господствовавшая в Советском Союзе, утверждала, что при социализме могут существовать только неантагонистические противоречия, и нет условий для возникновения социальных конфликтов. Поэтому проблема конфликтов рассматривалась, главным образом, в плане критики пороков капитализма. С середины 1920-х до конца 1940-х гг. никакой работы по изучению конфликта не велось. Начиная с 1950-х гг. постепенно стали все чаще появляться в печати публикации, касающиеся отдельных частных видов конфликтов — в произведениях искусства, в международных отношениях, в педагогическом процессе, в спорте, в служебных и семейных отношениях. Но общая теория конфликта оставалась запретной областью и упоминалась только в целях «разоблачения лжеизмышлений» буржуазных ученых и философов.
Крах марксистской идеологии и освобождение общественной мысли от партийного контроля привели к бурному подъему конфликтологических исследований в 1990-х гг. За 70 лет (с 1924 по 1994 гг.) на русском языке опубликовано более 2200 работ, посвященных изучению конфликтов, из них большинство увидело свет за последние четыре года . Этот подъем продолжается и поныне.
Идет анализ и освоение зарубежного опыта, появляются оригинальные теоретические и методические разработки социальных, психологических, юридических аспектов конфликта.
В середине 1990-х гг. издается монография А. Здравомыслова «Социология конфликта» , обобщающая результаты зарубежных и отечественных исследований и дающая на этой теоретической базе анализ конфликтов в современном российском обществе. Выходят в свет первые отечественные учебники конфликтологии.
В 1990-х гг. в нашу страну вошла и практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993 г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Клуб конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов (об опыте практической работы российских конфликтологов-медиаторов см. гл. 15).
Глава1. Конфликтология как наука
Конфликтология – это наука о конфликтах.
Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты.
При всей важности вторых для общего понимания сущности конфликта, центральным объектом журналистской конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - межличностные. Однако социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными, поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению.
Цели и задачи конфликтологии в социальной работе:
-исследование конфликтов, связанных с деятельностью социального работника;
-организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.
Наиболее актуальные на сегодняшний день задачи:
-преодолеть низкий уровень конфликтологических знаний в сфере социальной работы;
-создать системную базу эмпирических знаний, включающую результаты ситуативного анализа реальных конфликтов в области социальной работы;
-разработать методики и технологии оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах профессиональной деятельности социального работника.
На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в подобной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наилучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.
Человечество накопило огромный опыт и развязывания, и разрешения конфликтов. В ХХ в. на фоне общего роста гуманитарных наук сформировалась конфликтология – особая область знаний о конфликтах и способах их урегулирования, которая обобщает и развивает этот опыт.
Задачи конфликтологии не только познавательно-теоретические (изучение структуры, механизма, динамики, причин и других составляющих конфликта), но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что же делать с конфликтами. В простейших случаях человек может сориентироваться и без специальных знаний, но если ситуация сложна, в ней задействовано множество людей со своими интересами, то становится необходимым владение приемами урегулирования конфликтов, а то и привлечение специалиста-конфликтолога.
Изучение конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником.
Глава2. Что изучает конфликтология?
Понимание конфликта зависит от общих мировоззренческих установок и связано с пониманием природы самого человека. С древних времен существует две точки зрения на этот вопрос. Первая восходит к Аристотелю, который, размышляя о соотношении общества и индивида, отдает явное предпочтение обществу.
Человек – часть более широкого целого, и без него утрачивает свой смысл и сущность. Такой взгляд в науках о человеке преобладал довольно долго. К решению этого вопроса в пользу человека впервые пришел английский философ Т. Гоббс в XVII веке. Он полагал, что естественное состояние общества – «война всех против всех». Природа создала людей равными, и это порождает равенство надежд и возможностей, люди добиваются одного и становятся врагами. Государство существует для защиты людей друг от друга не по природе, а в силу общественного договора.
В зависимости от позиции наблюдается и разный подход к пониманию конфликта:
-конфликт обусловлен неправильным общественным устройством (неправильное распределение благ, отсутствие меры и справедливости), следовательно, построение совершенного общества приведет к исчезновению конфликтов;
-конфликт обусловлен самой природой человека и естественным равенством людей, а значит – неизбежен.
Этот спор остается актуальным и в наши дни. Европейская традиция либерализма придает большое значение свободному рациональному выбору человека, обладающего свободой воли, самостоятельно строящего свою судьбу, отвечающего за свои неудачи и достижения, добивающегося своих целей. Либерализм – основание активного отношения к жизни.
Противоположная точка зрения ориентирована на внешние обстоятельства. Чтобы жизнь стала богаче, лучше и интереснее, нужно сделать общество более справедливым. На практике это приводит к подавлению личной свободы и ответственности, к формированию иждивенческой психологической установки. Человек не может выжить без общества, но, становясь взрослым и самостоятельным, он осознает и свою зависимость от общества, и противоположность своих интересов во многих важных для него вопросах. Интересы людей изменчивы и подвижны, постоянно возникают отношения конкуренции, несовместимости позиций, а значит, конфликт должен быть понят как частный случай социального взаимодействия.
Попытки создать бесконфликтное общество, в котором не должно существовать конфликтов, постоянно повторялись в истории, но все они потерпели неудачу. Когда наличие конфликта отрицается, у людей нет возможности научиться управлять им и достойно из него выходить. Они либо до конца отстаивают свою точку зрения, либо загоняют конфликт вглубь, где он вызывает тяжелые переживания и исподволь разрушает отношения. Оба эти варианта малоэффективны. И на самом деле социальные системы отличаются не наличием или отсутствием конфликтов, а тем, как они умеют с ними справляться. Очень важно, чтобы люди ориентировались не только на достижение своих целей, но и на сохранение отношений.
Человечество на протяжении последних веков особенно активно искало средства управления конфликтами. В различных обществах сложились свои традиции их разрешения. Начиная с XVII в., века жизнь в Европе была довольно бурной. Во второй половине XIX в. широко распространился и стал довольно влиятельным марксизм с его теорией классовой борьбы как главной формы конфликта. Благодаря этому европейское общество к сегодняшнему дню накопило большой опыт примирения конфликтующих сторон и выработало культуру компромисса как основу европейской политики.
В США XIX в. – век индивидуализма
и конкуренции – дал тип
личности, ориентированной на себя.
Соединенные Штаты более
В России XIX в. основной конфликт не классовый, а общедемократический – между произволом монархии и гражданскими правами населения, и в отношении к нему характерен максимализм. В русской религиозной философии принцип соборности являлся одним из важнейших, и он утверждал, что человек – часть целого и конфликт является ересью, преследуется и наказывается. Революционная доктрина поощряла конфликт (революция – локомотив истории). Для российского национального сознания не характерна терпимость к инакомыслию, идеалы духовности требовали самопожертвования, а не примирения. В советской России утвердился догматический марксизм, для которого человек – материал истории, винтик механизма. Конфликты на более низких уровнях, чем классовая борьба, не имели самостоятельного значения и были невозможны в справедливо организованном обществе. Таким образом, в России наиболее распространенными формами борьбы с конфликтами стали насилие и отрицание, замалчивание. Это объясняет, почему широко распространившиеся сейчас западные (главным образом – американские) методики разрешения конфликтов не очень хорошо приживаются на нашей почве.
Итак, в XX в. накопившиеся знания о конфликтах потребовали выделения их в отдельную область. Сначала наука о конфликтах развивается в рамках социологии, в контексте крупномасштабных социологических теорий. Постепенно изучение конфликта стало принимать практическую направленность: поиск способов и средств профилактики и урегулирования конфликтов, и в разработку этой проблемы активно включились психологи.
Социология конфликта
Конфликтология пользуется данными, теоретическими моделями, методами других наук, особенно тесно связана с социологией и психологией. Другие науки – история, культурология, правоведение, педагогика, политология – дают материал и служат полем приложения для ее концепций.
Традиционно
область интересов
-сущность социального конфликта;
-классификация конфликтов;
-эволюция конфликтов;
-генезис конфликтов;
-структура конфликта;
-функции конфликта;
-информация в конфликте;
-динамика конфликта;
-диагностика конфликта;
-предупреждение конфликта;
-завершение конфликта.
Разные исследователи, давая свои определения конфликта, все же улавливают его сущность сходным образом, поэтому ставят одни и те же вопросы и решают их примерно одинаково.
Глав3. Отражение конфликта в философии, религии, искусстве и СМИ.
История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации исчисляется тысячелетиями. Конфликт - постоянный спутник человека, по сути дела - лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. Вспомним обычный семейный конфликт. Не кажется ли вам, что на определенном этапе мы забываем о его причинах, и желание победить в споре трансформируется в желание просто победить. Когда страсти накаляются, уже не важно, в чем причина спора - важно выиграть его. Но спор - цивилизованная форма конфликта, далеко отошедшая уже от поведения животных. А вот драки, выяснения отношений между группировками, вооруженные столкновения - это уже гораздо больше напоминает животное "стая на стаю". И чем дальше в глубь времен мы посмотрим, тем в менее завуалированной форме предстанет перед нами это животное свойство человека, этот социологизированный, но, по сути, чисто биологический механизм.
Логично поэтому заменить наше предположение о том, что конфликт - постоянный спутник человека, на предположение о том, что конфликт - постоянный спутник всего живого на земле. Однако первые обсуждения конфликтологических проблем стали возможны лишь на определенном этапе взросления человечества.Из известных сегодня материалов древнейшие исследования рассматриваемого вопроса относятся к VII-VI вв. до н. э. Все мы знаем, что конфликт лежит в основе построения философской системы Китая, в которой провозглашается постоянное противоборство присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, приводящее, в свою очередь, к конфронтации их носителей. Но гораздо раньше - в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) содержатся уже десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.