Конфликтология в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:36, реферат

Описание работы

В нашей стране изучение конфликтов осуществлялось в советское время, главным образом, в русле марксистской теории классовой борьбы. Официальная идеология вульгаризированного марксизма, господствовавшая в Советском Союзе, утверждала, что при социализме могут существовать только неантагонистические противоречия, и нет условий для возникновения социальных конфликтов. Поэтому проблема конфликтов рассматривалась, главным образом, в плане критики пороков капитализма. С середины 1920-х до конца 1940-х гг. никакой работы по изучению конфликта не велось.

Файлы: 1 файл

Конфликтология в России.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

 

Позднее конфликтологические вопросы  обсуждались древнегреческими философами. В их взглядах по этой проблеме не наблюдалось  единства. Некоторые считали, что  конфликт органически присущ всем предметам  и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого - не может получить отрицательной или положительной оценки. Такого принципа придерживались Анаксимандр (ок. 610 - 547 до н.э.), Гераклит (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.). Последнему принадлежат следующие изречения:

«Следует знать, что война всеобща, и правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости» «В рождающемся соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу»

 

Отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные, чаще - войны) философы Платон (ок. 428-348 до н.э.), Геродот (ок. 490-425 до н.э.). Последний полагал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру».  Отрицательные мысли о войне высказывал Эпикур. Цицерон же (106-43 до н.э.) в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».

 

Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345-430) в работе «О граде божьем»  высказался вполне современно:

 «...Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям». Тем самым философ определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. То есть гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать.

 

В Средние века Фома Аквинский (1225-1274) выдвинул тезис о необходимости  «авторизованной компетенции», т.е. санкции государства для ведения  войны. И все же насилие для  него - всегда грех. Очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Никколо Макиавелли (1469-1527) в трактате «Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека. Эразм Роттердамский (1469-1536) справедливо, видимо, отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается и втягивает в свою орбиту все новые жертвы. Мишель Монтень в своих опытах обращался к изучению внутриличностного конфликта и указывал на важность выхода накопившейся в процессе раздражения внутренней энергии, поскольку «страсти души изливаются на воображаемые предметы, когда ей не достает настоящих».

 

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые представил анализ системы причин социальных конфликтов. Томас Гоббс (1588-1679) в «Левиафане» обосновал концепцию «войны всех против всех» и считал, что главная причина конфликта заключается в присущем человеку чувстве конкуренции и желании как минимум равенства с остальными людьми. А это порождает соперничество, способное перерасти в открытый конфликт.

 

В Новое время Жан Жак Руссо (1712-1778) предложил хорошо известную  вам теорию общественного договора, суть которой заключалась в предположении  о том, что люди в состоянии  договориться не предпринимать агрессивных действий друг против друга. Конфликт как многоуровневое социальное явление был проанализирован в работе Адама Смита (1723-1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». Естественно в этой работе рассматриваются социальные конфликты, причина которых, с точки зрения автора, кроется в классовой дискриминации. Эммануил Кант (1724-1804) считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... Последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено». Георг Гегель (1770 - 1831) усматривал причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса. Размышления о конфликте содержатся в работах Фридриха Ницше. Его размышления о морали «Утренняя заря» проникнуты мыслью о том, что конфликт свойственен человеку и всепроникающ, что, может быть, это одна из плодотворнейших сил сегодня. Однако, в книге «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» философ представит нам другой идеал - своеобразный итог развития человеческого духа - Сверхчеловека, перешагнувшего тяготение обычных человеческих пороков и вставшего над конфликтами.

 

Но не только философы размышляли над проблемой конфликта. Так  или иначе, эта тема запечатлелась  в религиозных учениях. Рассмотрим некоторые из них. В христианстве отношение к конфликтам противоречиво, а в некоторых аспектах вовсе  неразрешимо. Противоречивое отношение к насилию содержат книги Ветхого и Нового заветов. С одной стороны проповедуется ненасилие (подставь вторую щеку), с другой в книге "Исход" мы встречаем определение Бога как "мужа брани". Воззвание же к богу приносит победу в сражениях. Контент-анализ текста Библии, проведенный Анцуповым, Калаевым и Шипиловым, показал, что из 12407 понятий и категорий 1909 отражают проблему насилия (15.39%). Наиболее часто употребляемая в группе "насилие" категория - это категория "наказание" и производные от нее (25.9%). Призывы убить, убивать составляют 20.8% группы, "насилие", ненависть и злоба - 13.3%.

 

Среди категорий группы "мир  и согласие" наиболее часто употребляется  группа слов со значением "помощь, поддержка" - 26%. Негативное отношение христианства к войнам - достаточно современное образование. Лишь в нашем веке официальная католическая церковь обратилась к идее отрицательного отношения к насилию, а в самое последнее время то же наблюдается и в православии. Причина такого противоречия кроется, очевидно, в истории этого религиозного учения. Первоначально оно сформировалось как религия рабов и должна была защищаться, лишь позднее из гонимой властями секты она перешла в государственную религию Римской империи. Необходимость агрессии исчезла, но отголоски ее, выразившиеся в идее экспансии христианства, долго еще были слышны в Европе. Достаточно вспомнить крестовые походы ХI-ХIV вв. Кроме того, не стоит забывать, что не все христиане поддерживают позиции официальной церкви. Существует множество организаций (различные братства, секты), которые подчас далеко не так миролюбивы, как мы привыкли себе представлять.

 

Позиция Ислама в вопросе о конфликтах также противоречива. С одной  стороны, ненасилие проповедуется  как идеал социальной жизни. С другой - приветствуется борьба за расширение геостратегического пространства ислама и даже борьба между единоверцами. В Коране читаем: "А если пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разноголосить." Причина таких противоречий кроется в изначальной многовариантности, которая обусловлена волей Аллаха. Буддизм и индуизм в этом смысле более последовательны. Они не приемлют насилие. В классическом буддизме нет даже такого понятия - зло (Сатана). Только в последнее время многочисленные войны побудили приверженцев буддизма заговорить о насилии. Однако в своих оценках они по-прежнему категоричны: необходимо жить в любви к ближнему, ибо "никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она".

 

Искусство - это "зеркало человеческой души" и, пусть не всегда прямое, но зеркало человеческой истории, также  запечатлело и конфликты, и отношение  к ним. Р.Льюис и Х.Райф открывают  монографию "Игры и решения" словами:

 «Во всей мировой литературе столкновение интересов было одной из главных тем; возможно, по вниманию, которое ей уделялось, с ней сравнима лишь тема Бога, любви и внутренней борьбы».

 

Отразилась  проблема конфликта и в народном творчестве в форме многочисленных поговорок и фразеологизмов:

"Что за шум, а драки  нет?", "Полно браниться, не  пора ли мириться?", "Я тебе  покажу кузькину мать!"

 В русском языке с интерпретацией  конфликтных ситуаций связано  свыше 700 фразеологизмов. Среди них  21.2% имеют ключевое слово "согласие", а 52.7% - "драка". Последний факт указывает на то, что в разрешении проблемных ситуаций наиболее эффективными до сих пор считались методы силового воздействия. Это отражено и в пословицах:

"Чем ругаться, лучше собраться  и подраться", "Больше дерутся,  так смирнее живут"  и т.п.

 В 184 пословица прослеживается  прямой призыв к драке: 

"Горе горюй, а руками воюй!", "Вот тебе раз, другой бабушка  даст!"

 

Несколько меньшее количество содержит призыв к миру и согласию:

"Замахнись, да не ударь", "Зла за зло не воздавай" и т.п.

 

Общий анализ русских пословиц и  поговорок позволил установить, что 902 из них посвящены проблеме "насилие - согласие". Приоритеты распределились так: 24.1% - одобрение насилия, 29.6% - осуждение  насилия, 16.4% - призыв к насилию, 9.1% - одобрение мира, 4.5% - призыв к миру. В целом в 40.5% пословиц и поговорок насилие одобряется, а в 43.2% одобряется согласие. Опыт народа приблизительно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в решении конфликта.

 

Средства массовой информации реагируют на конфликты еще более оперативно, нежели искусство, наука, религия, философия. Более того, они не просто отражают конфликты, но и создают их, влияют на процесс их развития, а иногда и прекращают некоторые. Бытует мнение (да так оно и есть на самом деле), что все войны сегодня выигрываются информационно. Вспомним хотя бы, как по-разному освещались события в Югославии нашими корреспондентами и СМИ стран НАТО.

 

В последние десятилетия возросла роль СМИ как фактора, определяющего  конфликтность людей. Ни для кого не секрет, что многочисленные атаки реклам (за свою жизнь среднестатистический американец видит более 7 млн. рекламных роликов), политической и экономической пропаганды не всегда соблюдают "технику психологической безопасности". Иногда повышение конфликтности закладывается в стратегию материала. Иногда агитация, противоположная по содержанию, порождает конфликты мотивов ее слушателей, зрителей, читателей.

 

Очень красноречиво с этой точки  зрения общероссийское социологическое  исследование, которое демонстрирует чувства, испытываемые зрителями при просмотре, кажется, неконфликтных информационных телевизионных передач. Самые распространенные чувства – чувства тревоги, неуверенности. Надо сказать, что воздействие СМИ на сознание человека и на повышение уровня конфликтности и тревожности общества было замечено давно. Но до сих пор программы, содержащие сцены насилия или описание трагических происшествий считаются более ценными с точки зрения повышения рейтинга. Насилие превалирует в 8 из 10 передач. За 1 час на экране появляется 5-6 эпизодов насилия. Больше всего сцен насилия содержат мультфильмы: 18 сцен насилия в час! К 12 годам среднестатистический подросток успевает увидеть 100.00 сцен насилия, и не без любопытства. Интересное исследование провели Л.Эрон и Р.Гусман.

 

Сначала они обнаружили стойкую  зависимость между просмотром сцен насилия по телевидению и агрессивным  поведением восьмилетних мальчиков; по истечении примерно одиннадцати  лет они заново вернулись к  исследованию 211 молодых людей из числа своих бывших испытуемых и обнаружили: те из них, кто в детстве видел больше сцен насилия на телеэкране, стали более агрессивными и предпочитали силовую модель решения конфликтов. Результаты дальнейших многочисленных исследований показали, что связь между просмотром телепередач, содержащих сцены насилия, и последующей агрессией неоспорима. Более того, просмотр таких передач ведет не только к росту агрессивности у части зрителей, но и вызывает своего рода онемение чувствительности у людей, сталкивающихся с проявлением агрессии в повседневной жизни.

 

СМИ оказывают мощное воздействие  на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных  ситуациях; влияют на понимание и  оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями, политиками; помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия.

 

Глава 4. История становления отечественной конфликтологии

Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х г.ХХ века. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется само понятие "конфликт" и его производные.

 

Как самостоятельная наука конфликтология в России существует с начала 90-х  годов ХХ века. Первая работа в данной области была опубликована в 1924 году. Ее написали П.О. Гриффин и М.И.Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам. По мнению А.Анцупова и А.Шипилова в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов.

 

1 период - до 1924 года.

 В течение этого периода  конфликтологические идеи зарождаются  и развиваются как практическое  знание людьми принципов, правил  и приемов поведения в реальных  конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

 

2 период - 1924-1990 годы.

  Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук - отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология), а к концу периода - 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается.

 

Второй период включает 4 этапа:

 

Первый этап - 1924-1934 гг.

 Охватывает первую "волну"  публикаций. Появляются работы по  проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.

 

Второй этап  - 1935-1948 гг.

Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано  с Великой отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

 

Третий этап - 1949-1972 гг.

  Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

 

Четвертый этап - 1973-1989 гг.

 Ежегодно публикуется не  менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.

Информация о работе Конфликтология в России