Конфликты и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.

Файлы: 1 файл

КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

В своем опроснике  по выявлению типичных форм поведения К Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Методика  используется как диагностический инструмент при анализе деятельности человека в условиях конфликта. Позволяет выявить основные стратегии поведения человека в этих условиях.

Может быть использована при прогнозировании успешности поведения человека в малых группах.

Прогностичность методики не доказана, ее целесообразно использовать в тестовых батареях, связанных с изучением коммуникативных особенностей.

Автором методики является американский психолог К. Томас. Одной из конструктивных объяснительных моделей, описывающих стили поведения людей в конфликтных ситуациях, является двумерная модель К. Томаса, впервые опубликованная в пособии по промышленной и организационной психологии / Под. ред. М. Д. Даннет, Чикаго, 1976 г.

Методика широко используется в отечественных исследованиях  и опубликована в целом ряде источников:

  1. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск. Петро-ком 1992
  2. Гришина Н.В. О предрасположенности к конфликтному поведению. Психические состояния. 1981.
  3. Марищук В.Л. Методика психодиагностики в спорте. М. Просвещение. 1984.
  4. Сборник методик социально-психологической и личностной диагностики для практических занятий по социальной психологии. Под. ред. Реньге Р.Э. 1983.

Ремарка. Автор дополнительной интерпретации к тесту – Козлова А.А.

 

Типичные «конфликтные привычки» участников конфликта

 

Наиболее полное представление  о стратегиях и тактиках поведения  в конфликте можно получить, зная типичные «конфликтные привычки» (психологические реакции поведения), которые свойственны всем людям, вступающим в конфликтные отношения.

Рассматривая одну и  ту же конфликтную ситуацию, можно  проследить, как меняются психологические  реакции поведения участников конфликта  в зависимости от выбранной стратегии поведения.

Ситуация. Вы твердо не согласны с тем, что вам говорит человек. Вы готовы защищать свою точку зрения, но чувствуете, что Вам его не переубедить.

Стратегия поведения – Уклонение.

«Конфликтные привычки»:

  • прекращаете разговаривать с этим человеком;
  • подавляете в себе несогласие с ним;
  • становитесь в позу обиженного;
  • ощущаете подавленность от непонимания с его стороны;
  • переходите на сдержанный тон в обращении с ним и формальные отношения;
  • скажете неприятные слова о нем, но не ему;
  • намерены прекратить заботу о нем, поддержку действий, начинаний;
  • мысленно вычеркиваете его из списка друзей или партнеров общего дела.

 

Стратегия поведения – Улаживание.

«Конфликтные привычки»:

  • делаете вид, будто ничего не произошло;
  • предпочитаете пойти на его условия ради мира;
  • ругаете себя впоследствии за то, что не смогли ничего противопоставить;
  • употребляете все свое личное обаяние, чтобы достичь цели;
  • ничего не предложите для решения проблемы, но подумаете, как организовать интригу;
  • сделаете все, чтобы скрыть свое раздражение, огорчение и бессилие.

 

Стратегия поведения – Конкуренция.

«Конфликтные привычки»:

  • продолжаете доказывать человеку ошибочность его точки зрения;
  • выражаете ему свое раздражение и демонстрируете его, пока человек не примет Вашу точку зрения;
  • пробуете его перехитрить;
  • предпочитаете криком решить проблему;
  • станете искать союзников с цепью оказать на противника должное воздействие;
  • твердо потребуете, чтобы ради соглашения противник уступил;
  • можете прибегнуть к физическому или моральному насилию.

 

Стратегия поведения – Компромисс.

«Конфликтные привычки»:

  • предложите делить «конфликтный пирог» поровну;
  • Вам, прежде всего, нужны нормальные отношения на будущее (боязнь попасть под пресс давления своего противника дает выход на компромисс);
  • Вы немного уступите, но для того, чтобы получить чуть-чуть больше (деляческий компромисс).

 

Стратегия поведения – Сотрудничество.

«Конфликтные привычки»:

  • признаете реально существующий конфликт без иллюзий, без недомолвок;
  • не скрываете своих интересов, претензий и требуете этого от своего партнера;
  • отказываетесь от своих имеющихся преимуществ, н<span class="

Информация о работе Конфликты и пути их разрешения