Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:48, контрольная работа
Цель работы:
Изучение понятия конфликта и путей его разрешения.
Для достижения цели работы будут решены следующие задачи:
Изучить понятие конфликта.
2. Дать определение понятию «конфликт».
3. Изучить типологию конфликта и причины его возникновения.
4. Раскрыть основные стадии протекания конфликта и его структуру.
5. Изучить пути разрешения конфликтов.
Введение….. ……………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие конфликта……………………………………………...4
1.1. Определение конфликта………………………………………………4
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов…….5
1.3. Основные стадии протекания конфликта……………………………6
1.4. Структура конфликта………………………………………………….6
Глава 2. Пути разрешения конфликтов…………………………………..8
2.1. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
2.2. Карта конфликта………………………………………………………13
2.3. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере…14
Заключение………………………………………………………………….15
Литература…………………………………………………………………16
по дисциплине: Социальная психология
Новосибирск 2013г.
Содержание
Введение….. ……………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие конфликта……………………………………………...4
1.1. Определение конфликта………………………………………………4
1.2. Типология конфликта.
Причины возникновения
1.3. Основные стадии
протекания конфликта…………………………
1.4. Структура конфликта……………………………
Глава 2. Пути разрешения конфликтов…………………………………..8
2.1. Основные стили
поведения руководителя в
2.2. Карта конфликта………………………………………………………
2.3. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере…14
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим вопросом социальной психологии является проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности. И ни для кого не секрет, что в любом объединении людей обязательно существуют разногласия, порой, перерастающие в конфликт. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны, не смотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо. Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Слово “конфликт”- латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Некоторые авторы, в частности У. Крейдлер, подразделяют конфликты на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей) и дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений).
Цель работы:
Изучение понятия конфликта и путей его разрешения.
Для достижения цели работы будут решены следующие задачи:
2. Дать определение понятию «конфликт».
3. Изучить типологию конфликта и причины его возникновения.
4. Раскрыть основные стадии протекания конфликта и его структуру.
5. Изучить пути разрешения конфликтов.
6. Рассмотреть основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
7. Рассмотреть пути
Глава 1. Понятие конфликта.
1.1. Определение конфликта.
Что же такое конфликт?
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.
В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно
направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями" [4].
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Отсутствие согласия
обусловлено наличием
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов.
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Возможны также классификация
конфликтов по горизонтали (
Допустима классификация
также по характеру вызвавших
конфликт причин.Перечислить
- трудовым процессом;
- психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;
- личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.
Конфликты различают
и по их значению для
1.3. Основные стадии протекания конфликта.
Конфликты, несмотря
на свою специфику и многообраз
- стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
- стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания
участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
- стадию конфликтных действий;
- стадию снятия или разрешения конфликта.
1.4. Структура конфликта.
Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц,
являющихся его участниками.
И, наконец, в любом
конфликте важно отличить
столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Объективные причины
только тогда явятся причинами
конфликта, когда сделают
Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит, зачастую, к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций.
Психологическая защита
личности происходит
Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств,
представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу” индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.
В некоторых случаях
восприятие ситуации индивидом
может быть далёким от
Глава 2. Пути разрешения конфликтов.
2.1. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Рассмотрим, прежде всего,
поведение человека в
- адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
- открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему
обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание
происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Для руководителя также полезно знать, какие черты характера, особенности
поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая
исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть
отнесены следующие:
- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей,
которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;
- стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это
возможно и невозможно;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание
преодолеть устаревшие традиции;
- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях
и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
- определенный набор эмоциональных качеств личности:
тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность. [6].
К.У. Томасом и Р.Х.
Килменном были разработаны