Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 18:21, реферат
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».
Введение.
1. Понятие «общение» в современной психологии
2. Конфликты в общении
2.1 Конфликты и роль конфликта в общении
2.2 Виды конфликтов
2.3 Основные причины конфликта
2.4 Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения
Заключение
Список литературы
Введение.
1. Понятие «общение» в современной психологии
2. Конфликты в общении
2.1 Конфликты и роль конфликта в общении
2.2 Виды конфликтов
2.3 Основные причины конфликта
2.4 Управление конфликтом:
способы профилактики и
Заключение
Список литературы
Введение
Потребность в общении, как
считают психологи, относится к
числу основных (базовых) потребностей
человека. Значимость общения как
базовой потребности
Общение - необходимое условие
нормального развития человека как
члена общества и как личности,
условие его духовного и
Хотя человеческое общение
всегда лежало в основе социального
бытия людей, прямым объектом психологического
и социально-психологического анализа
оно стало только в XX в. В психологии
общение определяется как взаимодействие
двух или более людей, состоящее
в обмене между ними информацией
познавательного или
В данной работе мы рассмотрим понятие общения, а также особенности конфликтов в психологии.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что вовторой половине XX в. выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Понятие «общение» в современной психологии
Общение - это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга.
Данное определение общения
позволяет рассмотреть
Общение является слагаемым 3 основных компонентов (структура общения):
. Обмен информации - коммуникативная сторона общения.
. Взаимодействие и
. Восприятие и понимание людьми друг другом - перцептивная сторона общения.
Анализ структуры общения позволяет выделить основные функции общения: информационно-коммуникативная функция; регуляционно коммуникативная функция; аффективно-коммуникативная функция.
Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Информационно-коммуникативная
функция общения заключается
в любом виде обмена информацией
между взаимодействующими индивидами.
Обмен информацией в
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности, так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека:
в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);
потребность в привязанностях;
в значимости или самоутверждении;
в социальных ориентирах и объекте подражания;
в самосознании, в самооценке.
В зависимости от используемой техники общения и общения его целей можно выделить следующие виды:
. «Контакт масок» - формальное
общение, при котором
. Формально-ролевое общение,
в котором регламентированы и
содержание, и средства общения
социальными ролями партнеров
по общению: врач и пациент,
милиционер и нарушитель
. Светское общение,
. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.).
. Духовное межличностное
общение между людьми, при котором
раскрываются глубинные
. Деловое общение, когда
учитывают особенности
. Примитивное общение,
когда оценивают другого
Значение общения в жизни личности наиболее ярко проявляется в 3-х критических ситуациях:
. Отсутствие общения («Маугли»), следствие этого может быть деградация личности и резкие необратимые задержки психологического развития.
. Дефицит общения (особенно
интеллектуального или
. дисгармоничное общение
(частые конфликты, ссоры,
конфликт личность общение
2. Конфликты в общении
2.1 Конфликты и роль конфликта в общении
В психологии конфликт определяется
как «столкновение
Как следует из определения, основу конфликтных ситуаций составляет столкновениемежду противоположно направленными интересами, мнениями,целями, различными представлениями о способе их достижения. Конфликт - это трудно разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями.
Конфликты возникают среди людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации. Психологи разрабатывают рекомендации по избежанию конфликта.
Значение конфликта для сохранения межличностных отношений, для общения, а также роли конфликта в общениинеоднозначна, так как она зависит от его последствий. Все конфликты, в зависимости от их исхода, делятся на 2 группы:
. Функциональные, конструктивные,когда проблема решается, восстанавливаются отношения, т.е. конфликт имеет положительное значение для сохранения отношений.
. Дисфункциональные - приводят к нарушению отношений, они (если решения не удалось найти) становятся напряженными, вплоть до полного разрыва.
Оценка конфликта зависит также от позиции человека в конфликте:
а) победитель - для него это повышение самооценки, положительный эмоциональный настрой;
б) побежденный - для него
это понижение самооценки, ущемление
самолюбия, может быть обида, отчего
может быть стресс и нарушение
здоровья (психические и соматические
заболевания как следствие
2.2 Виды конфликтов
Основные виды конфликтов: внутриличностный; межличностный; межгрупповой; конфликт между личностью и группой.
Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися ИЛИ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ несовместимыми: открытое столкновение мнений ипотребностями, интересами, позиций сторонжеланиями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный,неадекватной самооценки.
Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа - между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповой конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, междувысшим и более низкими уровнями управления.
Межличностный конфликт- это столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, ценностей, личностных качеств. Межличностные конфликты (как и все другие конфликты) отличаются друг от друга:по глубине, по длительности, по частоте, по характеру проявления в реальном поведении.
Глубина конфликта определяется предметом противоречий (повод, ставший причиной столкновения), степенью включенностью личности в конфликт. По глубине конфликты бывают: а) глубокий (измена); б) неглубокие/поверхностные (претензии);
Длительность конфликта,
в свою очередь, зависит от предмета
конфликта и характера
Частота конфликта может отрицательно повлиять на глубину и длительность: частые конфликты по пустякам, при этом накапливается недовольство друг другом, конфликт приобретает глубокий и длительный характер. По частоте конфликты бывают: а) частые; б) редкие.
В зависимости от того, как конфликт проявляется в поведении и проявляется ли он вообще, различают конфликты: а) скрытые («мысленные»); б) явные (скандал «прямо в лоб»).
Скрытые конфликты - это несогласие по разным поводам, невысказывание вслух, при этом отношения становятся более напряженными, ибо недовольство друг другом, открыто не высказываемое, все равно проявляется в поведении (дистантность, мимика, жесты партнера выдают его истинное отношение и вызывают взаимную скрытую антипатию, которая может «прорываться» при любом подходящем предлоге и привести к открытой конфронтации.
2.3 Основные причины конфликта
Причины межличностных конфликтов бывают очень разные. Их можно разделить на две группы: 1) объективные; 2) субъективные.
Объективные - то есть никак не связаны с психологическими особенностями людей, выступающих в конфликт - так сложилась ситуация. Это объективные обстоятельства, предрасполагающие к возникновению противоречий и столкновений, независимых от того, какие люди оказываются в этой ситуации:
. Нарушение принципа
. Нарушение процесса
. Взаимосвязанность между
людьми - то есть выполнение работы
одним человеком зависит от
выполнения работы другого