Конфликты в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 18:21, реферат

Описание работы

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».

Содержание работы

Введение.
1. Понятие «общение» в современной психологии
2. Конфликты в общении
2.1 Конфликты и роль конфликта в общении
2.2 Виды конфликтов
2.3 Основные причины конфликта
2.4 Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат-конфликты в общении.docx

— 36.95 Кб (Скачать файл)

Введение.

1. Понятие «общение» в  современной психологии

2. Конфликты в общении

2.1 Конфликты и роль  конфликта в общении

2.2 Виды конфликтов

2.3 Основные причины конфликта

2.4 Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Потребность в общении, как  считают психологи, относится к  числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как  базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение  людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».

Общение - необходимое условие  нормального развития человека как  члена общества и как личности, условие его духовного и физического  здоровья. Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этология, социология и информатика. Каждая из них вкладывает в понятие  «общение» свое содержание.

Хотя человеческое общение  всегда лежало в основе социального  бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа  оно стало только в XX в. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее  в обмене между ними информацией  познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

В данной работе мы рассмотрим понятие общения, а также особенности  конфликтов в психологии.

Конфликты возникают практически  во всех сферах человеческой жизни. Роль конфликтов и их регулирования в  современном обществе столь велика, что вовторой половине XX в. выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «общение» в современной психологии

 

Общение - это процесс  обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга.

Данное определение общения  позволяет рассмотреть структуру  и выделить функции общения.

Общение является слагаемым 3 основных компонентов (структура общения):

. Обмен информации - коммуникативная  сторона общения.

. Взаимодействие и взаимовлияние  - интерактивная сторона общения.

. Восприятие и понимание  людьми друг другом - перцептивная сторона общения.

Анализ структуры общения  позволяет выделить основные функции  общения: информационно-коммуникативная  функция; регуляционно коммуникативная функция; аффективно-коммуникативная функция.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная  функция общения заключается  в любом виде обмена информацией  между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности  и формирования личности, так как  в процессе общения удовлетворяются  все основные социальные потребности  человека:

в социальных связях с другими  людьми (принадлежность к какой-либо группе);

потребность в привязанностях;

в значимости или самоутверждении;

в социальных ориентирах и  объекте подражания;

в самосознании, в самооценке.

В зависимости от используемой техники общения и общения  его целей можно выделить следующие  виды:

. «Контакт масок» - формальное  общение, при котором отсутствует  стремление понять и учесть  особенности личности собеседника.  Этот процесс общения получил  свое название потому, что в  процессе общения используются  привычные маски вежливости, строгости,  безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих  скрыть отношение к собеседнику.  В некоторых ситуациях контакт  масок необходим для того, чтобы  не вступать в личный контакт.

. Формально-ролевое общение,  в котором регламентированы и  содержание, и средства общения  социальными ролями партнеров  по общению: врач и пациент,  милиционер и нарушитель правил  дорожного движения, контролер и  пассажиры автобуса и т.д.

. Светское общение, определяемое  формальной вежливостью. Его особенность  состоит в том, что люди фактически  не общаются, говорят не то, что  думают, а то, что положено говорить  в подобных случаях. Их точки  зрения на тот или иной вопрос  не имеют никакого значения  и не определяют характера  коммуникаций. Светское общение  носит ритуализированный характер.

. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.).

. Духовное межличностное  общение между людьми, при котором  раскрываются глубинные структуры  личности. Такое общение возможно  тогда, когда каждый участник  имеет образ собеседника, знает  его личность, может предвидеть  его реакции, интересы, убеждения,  отношение. Характеризуется взаимопониманием  между людьми, а в его основе  лежит доверие к личности собеседника,  когда можно затронуть любую  тему.

. Деловое общение, когда  учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения  собеседника, но интересы дела  более значимы, чем возможные  личностные расхождения, поэтому  направленно на согласование  и объединение усилий с целью  налаживания отношений и достижения  общего результата.

. Примитивное общение,  когда оценивают другого человека  как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают  в контакт, если мешает - оттолкнут  или последуют агрессивные грубые  реплики.

Значение общения в  жизни личности наиболее ярко проявляется  в 3-х критических ситуациях:

. Отсутствие общения («Маугли»), следствие этого может быть деградация личности и резкие необратимые задержки психологического развития.

. Дефицит общения (особенно  интеллектуального или дружеского), вследствие этого как компенсация  - отклонения поведения: алкоголь, наркотики, аутообщение (общение с самим собой), чрезмерная разговорчивость, привязчивость, персонификация (общение с неодушевленными предметами и животными), религиозность (общение с Богом заменяет общение с человеком).

. дисгармоничное общение  (частые конфликты, ссоры, неудовлетворенность  своим партнером, откуда стрессы  и психологические заболевания:  неврозы; сердечно-сосудистые заболевания, язвы и др.; возможен суицид).

конфликт личность общение

 

2. Конфликты в  общении

2.1 Конфликты и  роль конфликта в общении

 

В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с  другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностныхвзаимодействиях или межличностных отношениях индивидов илигрупп людей, связанное с отрицательными эмоциональнымипереживаниями».

Как следует из определения, основу конфликтных ситуаций составляет столкновениемежду противоположно направленными интересами, мнениями,целями, различными представлениями о способе их достижения. Конфликт - это трудно разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями.

Конфликты возникают среди  людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной  ситуации. Психологи разрабатывают  рекомендации по избежанию конфликта.

Значение конфликта для  сохранения межличностных отношений, для общения, а также роли конфликта  в общениинеоднозначна, так как она зависит от его последствий. Все конфликты, в зависимости от их исхода, делятся на 2 группы:

. Функциональные, конструктивные,когда проблема решается, восстанавливаются отношения, т.е. конфликт имеет положительное значение для сохранения отношений.

. Дисфункциональные - приводят к нарушению отношений, они (если решения не удалось найти) становятся напряженными, вплоть до полного разрыва.

Оценка конфликта зависит  также от позиции человека в конфликте:

а) победитель - для него это  повышение самооценки, положительный  эмоциональный настрой;

б) побежденный - для него это понижение самооценки, ущемление  самолюбия, может быть обида, отчего может быть стресс и нарушение  здоровья (психические и соматические заболевания как следствие стресса).

 

2.2 Виды конфликтов

 

Основные виды конфликтов: внутриличностный; межличностный; межгрупповой; конфликт между личностью и группой.

Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися ИЛИ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ несовместимыми: открытое столкновение мнений ипотребностями, интересами, позиций сторонжеланиями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный,неадекватной самооценки.

Конфликт между личностью  и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся  в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого  типа - между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты  протекают при неадекватности стиля  руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповой конфликт возникает  между различными (формальными и  неформальными) группами в организации, междувысшим и более низкими уровнями управления.

Межличностный конфликт- это столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, ценностей, личностных качеств. Межличностные конфликты (как и все другие конфликты) отличаются друг от друга:по глубине, по длительности, по частоте, по характеру проявления в реальном поведении.

Глубина конфликта определяется предметом противоречий (повод, ставший  причиной столкновения), степенью включенностью  личности в конфликт. По глубине  конфликты бывают: а) глубокий (измена); б) неглубокие/поверхностные (претензии);

Длительность конфликта, в свою очередь, зависит от предмета конфликта и характера партнеров. Пример: подозрительные, «паранойяльные»  во всем склонны видеть подвох, злой умысел, вследствие чего конфликт приобретает  затяжной характер. По длительности конфликты  бывают: а) затяжные; б) кратковременные.

Частота конфликта может  отрицательно повлиять на глубину и  длительность: частые конфликты по пустякам, при этом накапливается  недовольство друг другом, конфликт приобретает  глубокий и длительный характер. По частоте конфликты бывают: а) частые; б) редкие.

В зависимости от того, как  конфликт проявляется в поведении  и проявляется ли он вообще, различают  конфликты: а) скрытые («мысленные»); б) явные (скандал «прямо в лоб»).

Скрытые конфликты - это несогласие по разным поводам, невысказывание вслух, при этом отношения становятся более напряженными, ибо недовольство друг другом, открыто не высказываемое, все равно проявляется в поведении (дистантность, мимика, жесты партнера выдают его истинное отношение и вызывают взаимную скрытую антипатию, которая может «прорываться» при любом подходящем предлоге и привести к открытой конфронтации.

 

2.3 Основные причины  конфликта

 

Причины межличностных конфликтов бывают очень разные. Их можно разделить  на две группы: 1) объективные; 2) субъективные.

Объективные - то есть никак не связаны с психологическими особенностями людей, выступающих в конфликт - так сложилась ситуация. Это объективные обстоятельства, предрасполагающие к возникновению противоречий и столкновений, независимых от того, какие люди оказываются в этой ситуации:

. Нарушение принципа дистрибутивной  справедливости.

. Нарушение процесса делегирования  - отсутствие четкого распределения  обязанностей между взаимодействующими  людьми.

. Взаимосвязанность между  людьми - то есть выполнение работы  одним человеком зависит от  выполнения работы другого человека.

Информация о работе Конфликты в общении