Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 18:21, реферат
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».
Введение.
1. Понятие «общение» в современной психологии
2. Конфликты в общении
2.1 Конфликты и роль конфликта в общении
2.2 Виды конфликтов
2.3 Основные причины конфликта
2.4 Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения
Заключение
Список литературы
. Ограниченность ресурсов (единый и неделимый объект притязаний). Пример: отпуск в летнее время невозможен для всех работников.
. Несоответствие ролевым
ожиданиям. Поведение одного
. Нарушение коммуникаций (передачи информации, поручений и т.п.).
Объективные причины (неблагоприятные
обстоятельства) возникают в деятельности
и общении людей и создают
потенциальную возможность
Субъективные - связь с психологическими особенностями общающихся людей:
. Различия в психологических
качествах (свойствах
. Различия в системе ценностей, манере поведения.
. Неспособность понять другого человека, неумение общаться, отсутствие навыков общения.
. Конфликтность личности - главная причина:
ситуативно-конфликтная
личность - это человек, который обнаруживает
предрасположенность к
постоянно-конфликтная личность
вступает в конфликт постоянно, не зависит
от ситуаций. Определяется типом характера
в сочетании с темпераментом.
Отличается устойчивой склонностью
к конфликтному реагированию. Типы
постоянно-конфликтной личности (в
силу характерологических
. Демонстративная личность (истероидная) - стремление привлечь к себе внимание. Конфликт для них - средство привлечь к себе внимание. Они испытывают удовлетворение от конфликтов. Конфликт - их стихия. Демонстративная личность чаще провоцирует эмоциональный, а не рациональный конфликт.
Главная черта демонстративной личности - эгоцентризм + высокая самооценка + честолюбие, и отсутствие внимания к себе они интерпретируют как враждебное к ним отношение, как личное оскорбление.
. Ригидная личность (негибкий,
инертный человек) - неспособность
человека принять чужую точку
зрения и отказаться от своего
мнения. Повышенная прямолинейность,
упрямство, отсутствие
. Импульсивная личность
(неуправляемая) - не анализирует
конфликтную ситуацию, не пытается
найти выход из ситуации, не
просчитывает действий, поступает,
как «в голову взбредет».
. Педантичная, пунктуальная,
сверхточная личность - добросовестный,
ответственный человек сам по
себе. Такие же требования он
предъявляет другим, его считают
придирчивым, поэтому
. Бесконфликтная личность
- стремится угодить всем и
каждому. Конформная личность
уходит от конфликта или
Конфликтность - свойство, мешающее
человеку приспособиться к своему социальному
окружению. Конфликтность, ставшую
свойством личности (постоянно-конфликтная
личность), трудно преодолеть рациональным
самоконтролем или
2.4 Управление конфликтом: способы профилактики и разрешения
Основные способы управления конфликтом:
. Его устранение, или предотвращение конфликтной ситуации.
. Разрешение конфликта.
Устранить конфликт - значит заменить ситуацию, породившую конфликт. Разрешить конфликт - значит изменить поведение одной или обеих конфликтующих сторон. Основные способы устранения конфликта:
устранить конфликт, следовательно, устранить объективную причину конфликта;
изоляция одной из конфликтующих сторон.Пример: при конфликте ученика и учителя, ученика могут перевести в другой класс.
Основные
. Уход (или уклонение от конфликта). Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуации., отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход - это просто откладывание конфликта, а не его разрешение. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения.
Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения или когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов сторон. Уклоняться от конфликта может та и другая стороны, например: жена узнает об измене мужа, но молчит. Может иметь как отрицательные: накапливается недовольство друг другом, так и положительные стороны: конфликтующий остывает.
. Сглаживание - демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией, но «сглаживатель» не вникает в суть проблемы, не пытается осознать предмет конфликта, ибо не собирается выполнять свои обещания, он апеллирует к потребности в солидарности («не стоит сердиться, мы же так любим друг друга», «все мы одна команда»), в результате может наступить мир и гармония в отношениях, но только на короткое время.
Сглаживание проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания. Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния - основная цель - предотвратить конфликт и снятие эмоционального напряжения. Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему (оправдания, извинения не только не снимают проблему, но могут привести к ее обострению).
. Компромисс - согласие, которое
достигнуто путем взаимных
в легализации претензий;
в устранении возникшего противоречия (решение проблемы);
в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось добровольно, при активном участии обеих сторон.
. Принуждение - используется
инициатором конфликта, так
. Конфронтация как способ
используется обеими сторонами:
. Сотрудничество - такой
выход из конфликтной ситуации,
когда каждый выигрывает, каждый
получает то, что хочет. Это
наиболее сложный, но и
Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.
Индивидуальные стратегии
поведения в конфликтной
Направленность личности - т.е. то, что для человека является в этой жизни наиболее важным (ценностные критерии), в значительной мере, определяет предпочитаемые личностью способы разрешения конфликта. Для одних главная ценность - общение, сохранение нормальных отношений с другими, для других - интересы дела, для третьих - знание, истина. Рассмотрим основные из них:
«Собеседник» - тип, для которого необходимо общение с другими людьми. «Собеседник» будет прибегать к тем способам, которые сохраняют отношения: уход; сглаживание; компромисс.
«Практик» - дело, работа, потребность в достижениях. «Практик» - это принуждение; конфронтация.
«Мыслитель» - познание. Предпочитает сотрудничество или компромисс; уход; конфронтация. Поведение этого типа неоднозначно в конфликтной ситуации, он всегда находит оптимальное решение, ибо относится к конфликту, как к творческой проблеме.
Устойчивые предпочтения
определенных способов разрешения конфликта
(индивидуальные стратегии конфликтного
поведения) зависят также от степени
эгоистичности личности. При этом
следует помнить, что в реальном
общении выбор способа
Заключение
Итак, общение - специфическая
форма взаимодействия человека с
другими людьми как членами общества;
в общении реализуются
В общении выделяют три
взаимосвязанных стороны: коммуникативная
сторона общения состоит в
обмене информацией между людьми
(информационная функция); интерактивная
сторона заключается в
Отсутствие согласия между сторонами определяют как конфликт. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными).
Конфликты, препятствующие
эффективному взаимодействию и принятию
решений, называют дисфункциональными(
Конфликты возникают среди людей постоянно, т.е. конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации. Психологи разрабатывают рекомендации по избежанию конфликта.
Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.
Список литературы
1.Андреева Г.М. Социальная психология Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с. С.35.
2.Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учеб. пособие А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
3.Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие/ Г.В. Бороздина. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
4.Вердербер Р. Психология общения / Р.Вердербер, К.Вердербер. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с. С.136-147.
5.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с. С.122-154.
6.Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с. С.3-47.