Конформизм и нонконформизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:10, реферат

Описание работы

Человек существует в социуме, подчиняется ему и во всем ориентируется на социум. Каждому человеку важно мнение окружающих относительно его поступков, слов, мыслей, внешнего вида, кому-то в большей, а кому-то в меньшей степени.
Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Система включает в себя: отношение людей к природе, к предметному миру (духовным и материальным ценностям), отношения людей друг к другу. Активная деятельность людей, объединяющая их в общность, становится духовной основой коллектива, его движущей силой.

Содержание работы

1. Роль конформизма 5
1.1 Виды и группы. Личность в коллективе 5
1.2 Влияние конформизма на половые и возрастные характеристики 7
1.3 Условия возникновения конформизма 8
1.4 Конформизм и нонконформизм 10
2. Первые исследования конформизма Соломона Аша 12
3. Характерные черты конформистов 14
4. Три причины конформного поведения 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

Конформизм и нонконформизм.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

В результате проведенных  исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения  человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между  сенсорной и социальной информацией  в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более  серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте  между социальной информацией разного  порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы – с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь - демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма, второй – мотивационного.

С. Эш определял конформизм как "отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений". Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению.

Таким образом противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию.

1.4 Конформизм и нонконформизм

Интуитивно, конформизму  часто противопоставляется реакция  нонконформизма, или негативизма, однако при более детальном разборе  между этими видами поведения  обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «Нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе.

Отмечается так же, что  и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.

Таким образом нонконформизм - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Вне зависимости от того, что подобное поведение многими исследователями оценивается как принципиально несхожее с конформным, в психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его -подчинения большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. Так как не сама личность принимает решение в ситуации неопределенности, ее реакция на групповое давление все равно является зависимой, несмотря на то, осуществляется активность в логике "да" или в логике "нет". Таким образом, термин "нонконформизм", будучи, по сути дела, синонимом термина "негативизм", в сущностном психологическом плане не выступает в качестве антонима понятия "конформизм", а характеризует психологическую реальность, описываемую в социальной психологии в качестве нонконформизма и конформизма, которая является содержательно противоположной тому, что оценивается как проявление социально-психологического феномена самоопределения личности в группе. 

2. Первые исследования конформизма Соломона Аша

Пионером в области  изучения конформизма как психологического и социального явления стал еще  в начале 50-х годов американский психолог Соломон Аш (1907-1996). Его знаменитый психологический эксперимент явился позже отправной точкой в изучении данного явления.

В 1956 году Соломон Аш применил термин "конформизм" и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым.

На первый взгляд в содержании эксперимента не было ничего сложного: обычные действия, связанные с  операциями по сравнению. Участникам предлагалось сравнить длину трех отрезков и выбрать  тот, который по длине совпадал с эталонным. На начальной стадии эксперимента каждый испытуемый отвечал на вопросы экспериментатора в одиночку, при этом все участники с заданием справились успешно. Во второй части испытуемого приглашали выполнить такое же задание, однако уже не в одиночку, а в присутствии группы в целом, участники которой отвечали на вопрос поочередно.

Хитрость состояла в том, что все участники эксперимента, кроме одного, являлись подсадными утками, получившими специальную  инструкцию от экспериментатора отвечать неправильно. Ничего не подозревавший  испытуемый пришел в замешательство, когда услышал, что поочередно опрашиваемые другие участники уверенно давали один и тот же неправильный ответ. Испытывая  на себе силу давления группы, из 123 опрошенных в эксперименте, более одной трети (37 процентов) дали, хотя и не без  некоторых колебаний, ошибочные  ответы, продемонстрировав тем самым  конформное поведение.

Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.

Как позже прокомментировал эксперимент сам С. Аш, «то, что довольно интеллигентные и добросовестные молодые люди были готовы назвать белое черным, является тревожным обстоятельством. Это поднимает ряд вопросов о наших методах образования и о ценностях, определяющих наше поведение».

В отношении к давлению группы Аш разделил четыре типа поведения:

  1. внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;
  2. внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий -уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека;
  3. негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;
  4. нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

 

Таким образом С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению.

 

3. Характерные черты конформистов

С помощью практических исследований и тестов было выявлено следующее:

      • В сфере познавательных функций конформисты обнаруживают менее развитый интеллект, чем независимые; для них характерна негибкость мыслительных процессов и бедность идей.
      • В сфере мотивации и эмоциональных функций конформисты обнаруживают меньшую силу характера, меньшую способность владеть собой в напряженных условиях; для них характерна большая эмоциональная скованность, подавленные импульсы, склонность к беспокойству.
      • В сфере самосознания конформисты склонны к явно выраженным чувствам личной неполноценности и неудачи. Им не хватает веры в себя. Их представление о самих себе более поверхностно и менее реалистично, чем у независимых.
      • В сфере межличных отношений для конформистов типична повышенная озабоченность мнением о них других людей. В своих отношениях с людьми они обнаруживают большую пассивность, внушаемость, зависимость от других. В то же время их отношения к другим людям характеризуются недоверчивостью и настороженностью, а способность правильно судить другого человека ниже, чем у независимого субъекта.

Личные установки и  ценности конформиста характеризуются  большей обыденностью, тяготением к  морализованию, нетерпимостью ко всему, что кажется ему "отклонением от нормы".

Таким образом, высокая степень  конформизма оказывается связанной  с общим догматизмом, авторитарностью, стереотипностью мышления.

Однако ни догматизм мышления, ни склонность к конформизму не являются прирожденными свойствами личности. Они формируются в процессе воспитания и социального общения.

Таким образом степень выраженности конформизма различна в разных культурах. В американской и европейской культуре поощряется индивидуализм: «Ты сам отвечаешь за себя. Следуй своим собственным желаниям». В азиатской культуре поощряется коллективизм: «Твоя семья отвечает за всех ее членов. Действия одного означают позор или славу для всех». Люди в индивидуалистских странах менее восприимчивы к влиянию других, чем жители коллективистских стран.

 

4. Три причины конформного  поведения

 

Следуя из всего этого, можно выделить три причины конформного  поведения:

        • Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения.

 

        • Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание.

 

        • В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, становятся определенными и ясными источниками информации.

 

Таким образом в групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положение личности в коллективе зависит от ее индивидуального социального  опыта. То, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Человек меняет поведение, если того требует общество. Или, человек, изначально не согласный с мнением других, изменяет свое убеждение и принимает чужую точку зрения. Бывает наоборот, высказав свое мнение, уже от него не отступит, даже если другие считают иначе.

Такое поведение объясняется  способностью к конформизму (Конформизм – изменение поведения или  убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение).

Конформизм проявляется  в форме уступчивости и в форме  одобрения. Уступчивость — это внешнее  следование требованиям группы при  внутреннем неприятии их. Одобрение  — это сочетание поведения, соответствующего социальному давлению, и внутреннего  согласия с требованиями последнего.

Экспериментальное изучение конформизма позволило ученым выявить  условия, при которых он проявляется, включая и особо благоприятствующие ему обстоятельства. Так, конформизм зависит от особенностей группы: в  наибольшей мере он проявляется в  присутствии трех или более человек, единодушных в своих суждениях  и имеющих высокий социальный статус. Аналогичное влияние на конформизм оказывает и необходимость давать ответы публично (в присутствии группы), а также в тех случаях, когда  человек еще не успел предать  огласке свое мнение.

Окончательных ответов на вопрос «Кто проявляет конформизм?»  не так уж много. Результаты тестирования с использованием ряда личностных тестов не дают возможности прогнозировать конкретные акты проявления конформизма, но больше подходят для прогноза склонности к нему (и другим формам социального  поведения) в повседневной жизни. Влияние  личностных качеств на конформизм сильнее  проявляется в «слабых» ситуациях, в которых социальные силы не настолько  велики, чтобы «перебить» индивидуальные различия. Хотя предрасположенность  к конформизму и подчинению —  универсальное качество, присущее всем людям без исключения, восприимчивость  к социальному влиянию у представителей разных культур различна.

Информация о работе Конформизм и нонконформизм