Контрольная работа по "Деской психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 05:51, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития ребенка в современном обществе является его хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально с раннего возраста заботиться о своевременном формировании речи детей, стимулировать речевое развитие.

Файлы: 1 файл

контр раб по тим развитие речи.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 

Т.Н. Ушакова отмечает: "С психологической  точки зрения речь - средство общения, включенное в коммуникативный контур и состоящее в передаче смысла".

 

В последние десятилетия изучением  речи ребенка в нашей стране плодотворно занимаются А.М. Шахнарович, Е.С. Кубрякова, Е.И. Исенина, Е.Ю. Протасова, В.К. Харченко и многие другие. Большой вклад в изучение речи ребенка внесен Н.И. Лепской и И.Н. Гореловым.

 

Укрепилось и международное  сотрудничество в области исследования детской речи, главным образом благодаря усилиям Международной Ассоциации по изучению детской речи (IASCL), объединяющей ученых из разных стран. Однако подлинный расцвет науки, изучающей детскую речь еще впереди.

 

В психолингвистике речь изучается как поток из сигналов и знаков, в котором каждый партнер по общению черпает их содержание. Иначе - в ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает в себя процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

 В научной литературе существует  ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию  речи детей авторов А.М. Бородич,  Л.Н. Ефименкова, В.И. Селеверстова, Г.М. Лямина, Т.Б. Филичева, Г.В.  Чиркина, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, М.А. Поваляева и др.

 

Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль  о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты. Он считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг учителя - научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли. Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.

 

Для развития "дара слова" Ушинский предлагал разного рода упражнения: они должны быть самостоятельными, чтобы ребенок сам выбирал тему изложения своего сочинения; систематическими, чтобы находиться "в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперед"; логическими, чтобы находить главную мысль и "схватить самую систему изложения". При этом предлагалось давать темы для описательных и повествовательных рассказов. А чтобы ребенок понял, что "каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа", необходимо также знакомить его с грамматикой, которая является логикой языка. При всей важности работы над пониманием значения слова Ушинский подчеркивал и роль работы над синтаксисом. Сначала ребенок учится извлекать из запаса слов требуемое слово и нужную форму (для него это "нечто вроде игры в слова"), а затем у него вырабатывается навык точного употребления слова, на этой основе складывается стройная логическая система, "чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания". Большинство этих положений легло в основу педагогических исследований разных сторон речевого развития ребенка.

 

Современные исследования по вопросам развития речи детей легли в основу "Программы развития речи детей  дошкольного возраста в детском  саду", разработанной на основе результатов исследований, проведенных в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В программе представлены теоретические основы: результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, их взгляды на природу языковых способностей, рассмотрение обучения языку не только в лингвистической, но и в коммуникативной сфере. Основные направления работы по развитию речи рассматриваются по задачам: развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Затем все эти задачи даются в возрастном аспекте, начиная со 2-й младшей группы. Программа не охватывает все многообразие вопросов развития речи дошкольников, но включает те новые направления, которые были разработаны в лаборатории развития речи.

 

М.И. Лисина считает, что важнейшим  средством развития речи является общение. Общение взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и  объединение их усилий с целью  налаживания отношений и достижения общего результата. Общение сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б.Ф. Парыгин, В.Н. Панферов, Б.Ф. Бодалев, А.А. Леонтьев и др.).

 

В отечественной психологии общение  рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.

 

"Развитие общения в качестве  целостной деятельности рассматривается  нами как смена качественно  своеобразных форм, характеризующихся  особым содержанием потребности  ребенка в общении со взрослым, характером ведущего мотива и  преобладающими средствами общения, а также датой возникновения на протяжении дошкольного возраста и местом в системе жизнедеятельности ребенка. В возрасте от рождения до семи лет у детей выделяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное".

 

  Проблемы речевого развития  дошкольников в игровой деятельности (Т. А. Гуркина)

 

На современном этапе развития нашего общества возникла острая потребность  в определении путей максимального  повышения развиваю-щего эффекта дошкольного обучения. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, и в свою очередь представляет большие возможности для решения многих задач всестороннего воспитания и развития личности ребенка в целом. В концепции дошкольного воспитания значится, что овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

 

Развитие речи самым тесным образом  связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием  личности в целом. Л. С. Выготский  указывал: "Есть все фактические  и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи" (1).

 

Многочисленные психолого-педагогические исследования доказали, что дошкольное детство — наиболее сенситивный период для развития речи и овладения родным языком. Поэтому очень важно, чтобы к старшему дошкольному возрасту дети овладели не только правильной, но и хорошей речью. Следовательно, развитие речи — одна из важнейших задач системы дошкольного образования.

 

Исследования последних лет  показали, что речевая работа с  дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне, чем это  было принято раньше, с учетом возросших  потенциальных интеллектуальных возможностей детей. Опираясь на богатый опыт исследований, проведенных выдающимися педагогами и психологами, мы можем утверждать, что, прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому в центре внимания педагогов с целью развития детской речи должна быть организация игровой деятельности. Игра должна быть в первую очередь использована с целью создания наиболее оптимальных условий для речевого развития детей и овладения ими родным языком.

 

3.Игра-первая ступень воспитания.

 

Игра — первая ступень воспитания, она представляет исключи-тельно благоприятные  условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Ее характером определяются речевые функции, содержания и средства общения. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

 

Для речевого развития дошкольника  используются все виды игровой деятельности. В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи.

 

В ней совершенствуется диалогическая  речь, возникают потребности в  связной монологической речи. Ролевая  игра способствует становлению и  развитию регулирующей функций речи. Д. Б. Эльконин указывал: "Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. В результате чего речь становится более связной" (2).

 

Играющий ребенок непрерывно говорит, он говорит в том случае, если играет один, манипулируя предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных и людей. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Е. И. Тихеева указывала: "Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове" (3).

 

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, это  должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра, хотя и активизирует речь, не всегда способствует овладению  знанием слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Учитывая это, можно сделать следующие выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет "переучивание", нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения в самостоятельную игру детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, проблема развития речи средствами игровой деятельности актуальна  и по сей день, она требует расширения, дополнения и обогащения теоретических и практических рекомендаций по организации игровой деятельности дошкольников в ДОУ с целью речевого развития детей и овладения ими родным языком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Яшина, В. Речевая среда и  дети / В. Яшина // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. С. 111.

 

2. Эльконин, Д. Б. Развитие речи  в дошкольном возрасте / Д. Б.  Эльконин. М. : АПН РСФСР, 1958.

 

3. Тихеева, Е. И. Развитие речи  детей / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф.А. Сохина. М. : Просвещение, 1981.




Информация о работе Контрольная работа по "Деской психологии"