Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 05:51, контрольная работа
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития ребенка в современном обществе является его хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально с раннего возраста заботиться о своевременном формировании речи детей, стимулировать речевое развитие.
Т.Н. Ушакова отмечает: "С психологической точки зрения речь - средство общения, включенное в коммуникативный контур и состоящее в передаче смысла".
В последние десятилетия
Укрепилось и международное сотрудничество в области исследования детской речи, главным образом благодаря усилиям Международной Ассоциации по изучению детской речи (IASCL), объединяющей ученых из разных стран. Однако подлинный расцвет науки, изучающей детскую речь еще впереди.
В психолингвистике речь изучается как поток из сигналов и знаков, в котором каждый партнер по общению черпает их содержание. Иначе - в ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает в себя процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
В научной литературе
Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты. Он считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг учителя - научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли. Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.
Для развития "дара слова" Ушинский предлагал разного рода упражнения: они должны быть самостоятельными, чтобы ребенок сам выбирал тему изложения своего сочинения; систематическими, чтобы находиться "в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперед"; логическими, чтобы находить главную мысль и "схватить самую систему изложения". При этом предлагалось давать темы для описательных и повествовательных рассказов. А чтобы ребенок понял, что "каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа", необходимо также знакомить его с грамматикой, которая является логикой языка. При всей важности работы над пониманием значения слова Ушинский подчеркивал и роль работы над синтаксисом. Сначала ребенок учится извлекать из запаса слов требуемое слово и нужную форму (для него это "нечто вроде игры в слова"), а затем у него вырабатывается навык точного употребления слова, на этой основе складывается стройная логическая система, "чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания". Большинство этих положений легло в основу педагогических исследований разных сторон речевого развития ребенка.
Современные исследования по вопросам развития речи детей легли в основу "Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду", разработанной на основе результатов исследований, проведенных в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В программе представлены теоретические основы: результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, их взгляды на природу языковых способностей, рассмотрение обучения языку не только в лингвистической, но и в коммуникативной сфере. Основные направления работы по развитию речи рассматриваются по задачам: развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Затем все эти задачи даются в возрастном аспекте, начиная со 2-й младшей группы. Программа не охватывает все многообразие вопросов развития речи дошкольников, но включает те новые направления, которые были разработаны в лаборатории развития речи.
М.И. Лисина считает, что важнейшим
средством развития речи является общение.
Общение взаимодействие двух (и более)
людей, направленное на согласование и
объединение их усилий с целью
налаживания отношений и достиж
В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.
"Развитие общения в качестве
целостной деятельности
Проблемы речевого развития
дошкольников в игровой
На современном этапе развития
нашего общества возникла острая потребность
в определении путей
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Л. С. Выготский указывал: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи" (1).
Многочисленные психолого-
Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне, чем это было принято раньше, с учетом возросших потенциальных интеллектуальных возможностей детей. Опираясь на богатый опыт исследований, проведенных выдающимися педагогами и психологами, мы можем утверждать, что, прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому в центре внимания педагогов с целью развития детской речи должна быть организация игровой деятельности. Игра должна быть в первую очередь использована с целью создания наиболее оптимальных условий для речевого развития детей и овладения ими родным языком.
3.Игра-первая ступень воспитания.
Игра — первая ступень воспитания, она представляет исключи-тельно благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Ее характером определяются речевые функции, содержания и средства общения. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Для речевого развития дошкольника используются все виды игровой деятельности. В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи.
В ней совершенствуется диалогическая речь, возникают потребности в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей функций речи. Д. Б. Эльконин указывал: "Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. В результате чего речь становится более связной" (2).
Играющий ребенок непрерывно говорит, он говорит в том случае, если играет один, манипулируя предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных и людей. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Е. И. Тихеева указывала: "Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове" (3).
Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра, хотя и активизирует речь, не всегда способствует овладению знанием слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Учитывая это, можно сделать следующие выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет "переучивание", нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения в самостоятельную игру детей.
Заключение
Таким образом, проблема развития речи средствами игровой деятельности актуальна и по сей день, она требует расширения, дополнения и обогащения теоретических и практических рекомендаций по организации игровой деятельности дошкольников в ДОУ с целью речевого развития детей и овладения ими родным языком.
Литература
1. Яшина, В. Речевая среда и дети / В. Яшина // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. С. 111.
2. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. М. : АПН РСФСР, 1958.
3. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф.А. Сохина. М. : Просвещение, 1981.
Информация о работе Контрольная работа по "Деской психологии"