Контрольная работа по «Дифференциальная психология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Практически все, о чем говорилось до сих пор, представляет собой общие правила, универсальные закономерности формирования и проявления индивидуальных различий. Сравнивая группы людей, можно выяснить, например, с какими психологическими особенностями связан, в среднем, социально-экономический статус. Сопоставляя психологические и психофизиологические характеристики, можно определить, как, в среднем, взаимодействуют особенности, относящиеся к разным уровням в иерархии психологических свойств. Исследуя соотношения между, чертами личности, различающимися по уровню обобщенности, можно выстроить структуру этих черт, которая, в среднем, характеризует личностную сферу человека.

Содержание работы

Введение
1. Методы идеографического исследования индивидуальности
2. Понятие и характеристика интраиндивидуальной вариативности
3. Ситуативности как проявление интраиндивидуальной вариативности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дифференциальная.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

__________________________________________________________________

 

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Дифференциальная  психология» (вариант 9)

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ: слушатель  группы

                                                              ПС-ВВз-12/1, Еремина А.А.

                                      ПРОВЕРИЛ:

                                          к.пс.н., доцент

                                               Бородулина Н.Ф.

 

 

Ульяновск  - 2012

План:

Введение

1. Методы идеографического  исследования индивидуальности

2. Понятие и  характеристика интраиндивидуальной  вариативности

3. Ситуативности  как проявление интраиндивидуальной  вариативности

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Практически все, о чем говорилось до сих пор, представляет собой общие правила, универсальные закономерности формирования и проявления индивидуальных различий. Сравнивая группы людей, можно выяснить, например, с какими психологическими особенностями связан, в среднем, социально-экономический статус. Сопоставляя психологические и психофизиологические характеристики, можно определить, как, в среднем, взаимодействуют особенности, относящиеся к разным уровням в иерархии психологических свойств. Исследуя соотношения между, чертами личности, различающимися по уровню обобщенности, можно выстроить структуру этих черт, которая, в среднем, характеризует личностную сферу человека.

Исследование  общих закономерностей и их вариаций является главной задачей традиционных экспериментальных исследований и  представляет собой так называемый номотетический подход, название которого происходит от греческого слова „номос", означающего „закон" („номо-тетео" - устанавливать законы).

 Другим подходом  или, вернее, другой традицией  исследования индивидуальности  является идиографический анализ, цель которого состоит в описании особенностей конкретного человека (греческое слово „идиос", от которого происходит название этого подхода, означает „своеобразное", „принадлежащее кому-то, а слово „идиографический" - „описывающий своеобразие, особенности").

Два этих ракурса рассмотрения индивидуальных различий были обозначены, фактически, в самых первых работах, посвященных проблемам изучения различий между людьми - в статье „О психологии индивидуальных различий" (1900) и в книге „Дифференциальная психология"(1911) Вильяма Штерна. Однако вплоть до сегодняшнего дня право идиографического подхода как научного метода познания не является общепризнанным, а соотношение номотетического и идиографического подходов описывается в терминах, подчеркивающих их различие.

 

 

 

 

Методы идеографического исследования индивидуальности

Как уже говорилось, большинство исследований, проводимых идиографическим методом, содержат в себе хотя бы элементы номотетического  анализа, которые заключаются либо в использовании психологических  показателей, выделенных в номотетическом исследовании, либо в явном или имплицитном определении места индивида среди других людей по изучаемой психологической переменной, либо в обобщении данных идиографического анализа. В связи с этим отнесение методов исследования к идиографическим не предполагает, что эти методы полностью ограничены лишь рассмотрением конкретных индивидов. Под названием „идиографические" объединяются те методы, которые в той или иной степени содержат анализ конкретных случаев, методы, в которых основным объектом анализа является индивидуальность, а не группа, не совокупность людей. Такие методы как:

  • Анализ профилей психологических черт
  • Биографический метод
  • Обобщение документальных материалов
  • Этологическое исследование
  • Феноменологические методы оценивания индивидуальности

Рассмотрим  их более подробно.

АНАЛИЗ  ПРОФИЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ

 Анализ профилей  психологических черт как один  из вариантов идиографического  метода предложен Штерном и  используется для анализа индивидуальности  с тех пор, как появилась психология индивидуальных различий. В современных работах этот метод применяется:

1) для выяснения  индивидуальной структуры психологических  черт;

2) для сопоставления  индивидуальных и групповых (усредненных)  профилей;

3) для установления  изменений, происходящих в процессе развития.

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ  МЕТОД

 Биографический  метод, как и анализ профилей, был назван Штерном, в числе  способов, наиболее соответствующих  целям идиографического описания  индивидуальности.

 Варианты  биографического метода включают:

1) ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности, проводимое на основании сведений, почерпнутых из документальных источников;

2) длительные  лонгитюдные исследования, предоставляющие  экспериментальные данные для  биографического анализа; 

3) каузометрический анализ, устанавливающий связи между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого.

ОБОБЩЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 Этот подход, как и  биографический метод, основан  на сборе и анализе информации, относящейся к разным периодам жизни, и к событиям, наиболее значимым с точки зрения тех психологических особенностей, которые являются предметом психологического анализа. Однако в отличие от биографического подхода результатом такой работы является не описание конкретного жизненного пути, а обобщенный психологический портрет людей, выбранных на основании некоторого априорного сходства.

ЭТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 Этологический подход, представляющий собой наблюдение  за поведением человека в реальной  ситуации, включают в себя (или, по меньшей мере, позволяют включить) компоненты иднографического анализа на всех стадиях исследования.

 Постановка гипотезы  исследования и отбор показателей,  т.е. выбор параметров, по которым  будет вестись структурированное  наблюдение, как правило, учитывают широту различий индивидуальных реакций и разную субъективную значимость, разный психологический смысл одних и тех же поведенческих проявлений.

 Материалы исследования  представляют собой детальное  описание реакций и действий  каждого конкретного индивида. Учитывая то, что современные этологнческие исследования обычно используют видеоаппаратуру, эти описания могут содержать в себе как легко замечаемые особенности поведения, так и едва уловимые нюансы, например, тончайшие изменения мимики.

 При анализе результатов учитывается, что ситуация, в которой происходит наблюдение, не остается неизменной, а потому и конкретные особенности поведения получают разную интерпретацию в зависимости от контекста.

 Но самое главное  - это то, что обобщение результатов  этологического исследования позволяет не только вывести общие закономерности, но и проанализировать „нетипичные", „не классифицируемые" случаи, которые теряются при стандартном номотетическом анализе. Как следствие этого результаты, полученные благодаря этологическим исследованиям, легче применить к конкретному индивиду, например, в педагогической или консультационной практике. Кроме того, анализ индивидуальных случаев позволяет расширить представления о вариантах психологических закономерностей.

 Этологический подход дает интересную информацию при исследовании самых разных популяций, но, поскольку реализация этого подхода является крайне трудоемкой, его предпочитают использовать тогда, когда иные психологические методы не срабатывают. В результате этого чаще всего он используется при изучении наиболее ранних периодов онтогенеза, преимущественно психологического развития ребенка в первый год жизни.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 Для феноменологической  психологии, ориентированной по  своей сути на идиографический анализ индивидуальности, наиболее надежным источником информации о человеке является та, которая получена от него самого: если хочешь узнать, что думает человек и как он себя чувствует, нет ничего проще, чем спросить об этом у него самого. В связи с этим в исследованиях, проводимых в контексте этого направ­ления, часто используются интервью. Что же касается собственно экспериментальных методов в арсенале феноменологической психологии, то они основаны преимущественно на самооценках человека.

Приведенные методы, разумеется, далеко не исчерпывают способов, используемых при анализе индивидуальности. Например, здесь не были описаны методы, разработанные в клинической психологии и ориентированные непосредственно на установление индивидуального диагноза (в частности, проективные техники). Но именно представленные здесь методические процедуры являются специфичными для идирграфического подхода. Они были разработаны в рамках этого подхода и для его целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ

Самый очевидный  факт, обнаруживаемый при исследовании любой психологической характеристики, состоит в том, что она проявляется  по-разному у разных людей и имеет некоторые (а у некоторых характе­ристик-значительные) вариации у каждого конкретного человека. Эта особенность психологических характеристик- их изменчивость  имеет три формы проявления (см.таблицу 1).

Таблица 1 Различия между типами вариативности

Вид вариативности

Характеристика  изменения

Класс характеристик

Интраиндивидуальная вариативность

Относительно  быстрое, обратимое

Состояние

Интраиндивидуальное изменение

Относительно  медленное, является результатом процессов  развития и обучения

Изменение черты

Интериндивидуальная вариативность

Высокая стабильность на длительных отрезках времени

Черта


 

Интериндивидуальная вариативность, т.е. индивидуальные различия между людьми („интер-" означает „между"), представляет собой изменчивость некоторой характеристики в популяции, т.е. у совокупности людей. Одни люди обладают более высоким интеллектом, чем другие, особенности личности оказываются разительно не схожими у разных людей и т.д. Используя номотетические методы анализа, например, сравнивая между собой группы людей, мы получаем данные именно об этом виде вариативности.

 Но изменчивость  некоторой психологической характеристики  можно обнаружить, используя идиографический  анализ, и у одного человека, т.е.  интраиндивидуально („интра-" означает  „внутри").

Однако изменчивость психологических характеристик  проявляется не только на больших  временных промежутках. Наблюдая за человеком в течение всего  нескольких дней, можно заметить, что  в зависимости от ситуации меняется степень его общительности, а  его настроение далеко не всегда бывает одинаковым.

 Такие колебания  психологических особенностей одного  и того же человека (наблюдаемые  на коротких временных отрезках  и обратимые) называются интраиндивидуальной  вариативностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИТУАТИВНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВАРИАТИВНОСТИ

Интраиндивидуальная вариативность может до некоторой  степени искажать результаты группового анализа (смешиваться с интериндивидуальной  вариативностью). Измеряя в экспериментальном  исследовании психологическую характеристику у группы испытуемых, мы никогда не застрахованы от того, что кто-то из членов этой группы не продемонстрирует не самый обычный для себя образ поведения и, таким образом, изменит средне групповые показатели.

 Эта проблема - соотношение между характеристикой, рассматриваемой психологами как стабильная черта, и проявлениями этой черты в разных ситуациях - обсуждается в психологии на протяжении нескольких десятилетий. Она касается разных психологических особенностей, но наиболее разносторонние исследования этой проблемы были проведены при изучении личностной сферы.

Ситуативность проявления стабильных личностных черт, была продемонстрирована в исследованиях, проведенных еще в 20-е годы. Американские психологи Хартшорн и Мэй изучали  проявления разных особенностей - правдивости, альтруизма, самоконтроля - у школьников разного возраста. Они создавали такие ситуации, в которых у детей была возможность солгать, сделать что-то, что не получило бы одобрения окружающих, и при этом не попасться, не быть разоблаченными. Обследовав более 10 тысяч детей, исследователи заключили, что, например, такое свойство, как правдивость, абсолютно не имеет кросс-ситуативной стабильности: корреляции между проявлениями этого свойства в различных ситуациях оказались на уровне 0,20.

 Обобщив  многолетние данные таких исследований  и проведя свои собственные  экспериментальные работы, Уолтер  Мишел (Mischel W., 1968) пришел к выводу, что связи между личностными  проявлениями, диагностированными  в разных ситуациях, редко оказываются выше 0,30. Но это означает, что прогностическая валидность стабильных черт личности также оказывается невысокой: определив с помощью психологических методик некоторую черту личности, мы можем достаточно надежно судить о том, как эта черта будет проявляться „обычно", „в среднем", но окажемся беспомощными при предсказании любого конкретного случая.

Информация о работе Контрольная работа по «Дифференциальная психология»