Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:32, контрольная работа
Практически все, о чем говорилось до сих пор, представляет собой общие правила, универсальные закономерности формирования и проявления индивидуальных различий. Сравнивая группы людей, можно выяснить, например, с какими психологическими особенностями связан, в среднем, социально-экономический статус. Сопоставляя психологические и психофизиологические характеристики, можно определить, как, в среднем, взаимодействуют особенности, относящиеся к разным уровням в иерархии психологических свойств. Исследуя соотношения между, чертами личности, различающимися по уровню обобщенности, можно выстроить структуру этих черт, которая, в среднем, характеризует личностную сферу человека.
Введение
1. Методы идеографического исследования индивидуальности
2. Понятие и характеристика интраиндивидуальной вариативности
3. Ситуативности как проявление интраиндивидуальной вариативности
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
______________________________
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа
по дисциплине «Дифференциальная психология» (вариант 9)
ВЫПОЛНИЛ: слушатель группы
ПРОВЕРИЛ:
к.пс.н., доцент
Ульяновск - 2012
План:
Введение
1. Методы идеографического исследования индивидуальности
2. Понятие и
характеристика
3. Ситуативности
как проявление
Заключение
Список литературы
Введение
Практически все, о чем говорилось до сих пор, представляет собой общие правила, универсальные закономерности формирования и проявления индивидуальных различий. Сравнивая группы людей, можно выяснить, например, с какими психологическими особенностями связан, в среднем, социально-экономический статус. Сопоставляя психологические и психофизиологические характеристики, можно определить, как, в среднем, взаимодействуют особенности, относящиеся к разным уровням в иерархии психологических свойств. Исследуя соотношения между, чертами личности, различающимися по уровню обобщенности, можно выстроить структуру этих черт, которая, в среднем, характеризует личностную сферу человека.
Исследование общих закономерностей и их вариаций является главной задачей традиционных экспериментальных исследований и представляет собой так называемый номотетический подход, название которого происходит от греческого слова „номос", означающего „закон" („номо-тетео" - устанавливать законы).
Другим подходом
или, вернее, другой традицией
исследования индивидуальности
является идиографический
Два этих ракурса рассмотрения индивидуальных различий были обозначены, фактически, в самых первых работах, посвященных проблемам изучения различий между людьми - в статье „О психологии индивидуальных различий" (1900) и в книге „Дифференциальная психология"(1911) Вильяма Штерна. Однако вплоть до сегодняшнего дня право идиографического подхода как научного метода познания не является общепризнанным, а соотношение номотетического и идиографического подходов описывается в терминах, подчеркивающих их различие.
Методы идеографического исследования индивидуальности
Как уже говорилось,
большинство исследований, проводимых
идиографическим методом, содержат
в себе хотя бы элементы номотетического
анализа, которые заключаются либо
в использовании
Рассмотрим их более подробно.
АНАЛИЗ ПРОФИЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ
Анализ профилей
психологических черт как один
из вариантов идиографического
метода предложен Штерном и
используется для анализа
1) для выяснения
индивидуальной структуры
2) для сопоставления
индивидуальных и групповых (
3) для установления изменений, происходящих в процессе развития.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Биографический
метод, как и анализ профилей,
был назван Штерном, в числе
способов, наиболее соответствующих
целям идиографического
Варианты
биографического метода включаю
1) ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности, проводимое на основании сведений, почерпнутых из документальных источников;
2) длительные лонгитюдные исследования, предоставляющие экспериментальные данные для биографического анализа;
3) каузометрический анализ, устанавливающий связи между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого.
ОБОБЩЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Этот подход, как и биографический метод, основан на сборе и анализе информации, относящейся к разным периодам жизни, и к событиям, наиболее значимым с точки зрения тех психологических особенностей, которые являются предметом психологического анализа. Однако в отличие от биографического подхода результатом такой работы является не описание конкретного жизненного пути, а обобщенный психологический портрет людей, выбранных на основании некоторого априорного сходства.
ЭТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Этологический подход,
представляющий собой
Постановка гипотезы
исследования и отбор
Материалы исследования представляют собой детальное описание реакций и действий каждого конкретного индивида. Учитывая то, что современные этологнческие исследования обычно используют видеоаппаратуру, эти описания могут содержать в себе как легко замечаемые особенности поведения, так и едва уловимые нюансы, например, тончайшие изменения мимики.
При анализе результатов учитывается, что ситуация, в которой происходит наблюдение, не остается неизменной, а потому и конкретные особенности поведения получают разную интерпретацию в зависимости от контекста.
Но самое главное - это то, что обобщение результатов этологического исследования позволяет не только вывести общие закономерности, но и проанализировать „нетипичные", „не классифицируемые" случаи, которые теряются при стандартном номотетическом анализе. Как следствие этого результаты, полученные благодаря этологическим исследованиям, легче применить к конкретному индивиду, например, в педагогической или консультационной практике. Кроме того, анализ индивидуальных случаев позволяет расширить представления о вариантах психологических закономерностей.
Этологический подход дает интересную информацию при исследовании самых разных популяций, но, поскольку реализация этого подхода является крайне трудоемкой, его предпочитают использовать тогда, когда иные психологические методы не срабатывают. В результате этого чаще всего он используется при изучении наиболее ранних периодов онтогенеза, преимущественно психологического развития ребенка в первый год жизни.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Для феноменологической психологии, ориентированной по своей сути на идиографический анализ индивидуальности, наиболее надежным источником информации о человеке является та, которая получена от него самого: если хочешь узнать, что думает человек и как он себя чувствует, нет ничего проще, чем спросить об этом у него самого. В связи с этим в исследованиях, проводимых в контексте этого направления, часто используются интервью. Что же касается собственно экспериментальных методов в арсенале феноменологической психологии, то они основаны преимущественно на самооценках человека.
Приведенные методы, разумеется, далеко не исчерпывают способов, используемых при анализе индивидуальности. Например, здесь не были описаны методы, разработанные в клинической психологии и ориентированные непосредственно на установление индивидуального диагноза (в частности, проективные техники). Но именно представленные здесь методические процедуры являются специфичными для идирграфического подхода. Они были разработаны в рамках этого подхода и для его целей.
ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ
Самый очевидный
факт, обнаруживаемый при исследовании
любой психологической
Таблица 1 Различия между типами вариативности
Вид вариативности |
Характеристика изменения |
Класс характеристик |
Интраиндивидуальная вариативность |
Относительно быстрое, обратимое |
Состояние |
Интраиндивидуальное изменение |
Относительно медленное, является результатом процессов развития и обучения |
Изменение черты |
Интериндивидуальная вариативность |
Высокая стабильность на длительных отрезках времени |
Черта |
Интериндивидуальная вариативность, т.е. индивидуальные различия между людьми („интер-" означает „между"), представляет собой изменчивость некоторой характеристики в популяции, т.е. у совокупности людей. Одни люди обладают более высоким интеллектом, чем другие, особенности личности оказываются разительно не схожими у разных людей и т.д. Используя номотетические методы анализа, например, сравнивая между собой группы людей, мы получаем данные именно об этом виде вариативности.
Но изменчивость
некоторой психологической
Однако изменчивость психологических характеристик проявляется не только на больших временных промежутках. Наблюдая за человеком в течение всего нескольких дней, можно заметить, что в зависимости от ситуации меняется степень его общительности, а его настроение далеко не всегда бывает одинаковым.
Такие колебания
психологических особенностей
СИТУАТИВНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВАРИАТИВНОСТИ
Интраиндивидуальная
вариативность может до некоторой
степени искажать результаты группового
анализа (смешиваться с
Эта проблема - соотношение между характеристикой, рассматриваемой психологами как стабильная черта, и проявлениями этой черты в разных ситуациях - обсуждается в психологии на протяжении нескольких десятилетий. Она касается разных психологических особенностей, но наиболее разносторонние исследования этой проблемы были проведены при изучении личностной сферы.
Ситуативность проявления стабильных личностных черт, была продемонстрирована в исследованиях, проведенных еще в 20-е годы. Американские психологи Хартшорн и Мэй изучали проявления разных особенностей - правдивости, альтруизма, самоконтроля - у школьников разного возраста. Они создавали такие ситуации, в которых у детей была возможность солгать, сделать что-то, что не получило бы одобрения окружающих, и при этом не попасться, не быть разоблаченными. Обследовав более 10 тысяч детей, исследователи заключили, что, например, такое свойство, как правдивость, абсолютно не имеет кросс-ситуативной стабильности: корреляции между проявлениями этого свойства в различных ситуациях оказались на уровне 0,20.
Обобщив
многолетние данные таких
Информация о работе Контрольная работа по «Дифференциальная психология»