Содержание
Задание 1 |
3 |
Задание 2 |
5 |
Задание 3 |
10 |
Задание 4 |
15 |
Список использованных источников |
17 |
|
|
Задание 1. Понятия
“общение”, “коммуникация”, “речевая
деятельность”. Биологические, социальные,
этнические, психологические факторы
коммуникации.
Обще́ние — «передача информации
от человека к человеку» , сложный многоплановый процесс
установления и развития контактов между
людьми (межличностное общение) и группами
(межгрупповое общение), порождаемый потребностями
совместной деятельности и включающий
в себя как минимум три различных процесса:
коммуникацию (обмен информацией), интеракцию
(обмен действиями) и социальную перцепцию
(восприятие и понимание партнера). Вне
общения невозможна человеческая деятельност.
Психологическая специфика процессов
общения, рассматриваемых под углом зрения
взаимоотношений личности и общества,
изучается в рамках психологии общения; использование
общения в деятельности изучается социологией.
Коммуникация - (от лат. commuriicatio —
сообщение, передача), общение, обмен
мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача
того или иного содержания от одного сознания (коллективного или
индивидуального) к другому посредством
знаков, зафиксированных на материальных
носителях. Как науч. К., так и
К. в др. сферах (напр., в искусстве,
литературе, бытовых или производств.
отношениях) представляет собой социальный процесс, отражающий обществ.
структуру и выполняющий в ней связующую
функцию.
Речевая деятельность - взаимосвязанные
речевые действия, направленные на достижение
одной цели. Речевая деятельность подразделяется
на письмо, чтение, говорение, перевод
и т.д.
Биологические факторы коммуникации-
это те факторы, которые используются
в основном в разделе этологии(наука о
поведении животных в естественной среде
обитания), при исследовании сигнальных
способов связи у животных, птиц, насекомых.
Так как изначально человек общался при
помощи жестов и звуков, то необходимо
рассматривать этот фактор, чтобы изучить
происхождение коммуникативных процессов
у разных культур. Так же к биологическим
факторам можно отнести различия по иерархии.
Социальные факторы-
это факторы, относящиеся к коммуникативной
деятельность людей в социальной среде,
формирующее социальные отношения, обусловленные
социальными нормами и оценками. Социальная
коммуникация — это взаимодействие людей,
обусловленная целым рядом социально
значимых оценок, конкретных ситуаций,
коммуникативных сфер и норм общения,
принятых в обществе, в данном социуме.
Этничские Факторы – к этим
факторам относятся категории, специфические
для различных этнических групп. По различию
этнических факторов выделяются присущие
народу признаки культуры, включающие
особенности материального производства,
человеческого воспроизводства и быта
(демографическая структура, структура
семьи, общественные структуры и др.), духовного
воспроизводства (мировоззрение, методы
социализации детей и подростков, верования,
культурные традиции, социально-правовые
и морально-этические нормы), коммуникации
(особенности общения индивидов, наиболее
характерные методы общения и др.).
Психологические факторы- это
те факторы, изучением которых занимается
психология(это область научного знания,
исследующая особенности и закономерности
возникновения, формирования и развития
(изменения) психических процессов (ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение),
психических состояний (напряжённость,
мотивация, фрустрация, эмоции, чувства)
и психических свойств (направленность,
способности, задатки, характер, темперамент)
человека)).То есть к псхилогическим факторам
относятся восприятие человека чего-либо,
его эмоциональное состояние, уровень
его развития, характер, темперамент и
прочее.
Задание2.Природа
невербальной коммуникации. Невербальные
средства коммуникации. Типология коммуникативных
единиц невербальной коммуникации.
Каждый человек участвует в
социальной жизни общества. Любой акт
коммуникации способствует достижению
той или иной цели, наладив контакт с собеседником:
получить нужную информацию, побудить
собеседника к действию, удовлетворить
психическую потребность в общении и т.д.
Коммуникация представляет собой процесс
обмена информации для эффективного общения.
Невербальная коммуникация, происходящая
без слов составляет больший процент общения.
Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует
об эмоциональных состояниях и характере
взаимодействия общающихся личностей.
Невербальные средства коммуникации выражаются
в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих
человека предметах. Распознание и понятие
подобного поведения способствует достижению
наивысшей степени взаимопонимания. Подобная
информация позволяет понять настроение,
переживания, ожидания, чувства, намерения,
а также морально-личностные качества
общающихся людей.
Роль невербальной
коммуникации современного человека.
Как показали проведенные исследования,
современный человек за день произносит
более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными
действиями. Кроме языка существует огромное
множество способов общения, служащих
средством получения и сообщения информации.
В каждой культуре за каждым знаком и символом
закреплено собственное обозначение,
которое понятно окружающим, либо группе
посвященных лиц.
Невербальные средства коммуникации
могут передавать огромную информацию.
В частности это может касаться и личности
коммуникатора: его эмоционального состояния,
темперамента, личностных качеств и свойств,
социальный статус, коммуникативную компетентность,
а также самооценке. Главная роль невербальной
коммуникации заключается в получении
самой разнообразной информации о человеке.
Подобную информацию мы можем получить
через жесты, мимику и интонации, поскольку
они способны выразить и корректно интерпретировать
душевную энергию человека, симптомы и
движения.
Особенности невербальной коммуникации
заключаются в их зависимости от ситуации,
поскольку позволяют понять состояние
всех участников коммуникации в реальном
времени. Однако невозможно получить информацию
о предметах или лицах, отсутствующих
в данный момент или вовсе не существующих.
Невербальная коммуникация спонтанна
и непроизвольна. Она практически не поддается
контролю, поэтому так просто выявить
истину при вербальном общении. Как говорится,
от правды не уйдешь.
Невербальные средства коммуникации
усваиваются людьми только в естественных
условиях при наблюдении, подражании или
копировании. Они имеют следующие источники:
врожденный или приобретенный при социальном
развитии человека, биологический и социальный.
Невербальная коммуникация может быть
разделена на три условных типа:
Поведенческие знаки – имеют
физиологические реакции, такие как покраснение,
побледнение, волнение, дрожь и т.д.
Ненамеренные знаки – использование
подобных знаков связано непосредственно
с привычками человека, такими как покусывание
губ, качание ногой без явных на то причин,
почесывание носа.
Собственно коммуникативные
знаки – представляют собой конкретные
сигналы, способные передавать конкретную
информацию о событиях, объектах или состоянии
человека.
Основные
виды невербальной коммуникации.
Зная виды невербальной коммуникации,
можно лучше понять способы их выражения,
поскольку коммуникация данного типа
осуществляется всеми органами чувств,
из которых собственно и формируется коммуникативный
канал.
Рассмотрим основные виды невербальной
коммуникации:
Кинесика – данный элемент
представляет совокупность телодвижений,
жестов и поз, применяющийся для дополнения
выразительных средств коммуникации.
Главными элементами кинесики являются
мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие
физиологическое или социокультурное
происхождение. Применяемые жесты должны
пониматься однозначно, поскольку при
неправильном толковании жестов могут
возникнуть неприятные обстоятельства;
Тактильное поведение – было
установлено, что при общении все люди
используют разнообразные типы прикосновений
к тем собеседникам, которые находятся
в непосредственной близости. Различные
виды прикосновений носят разный характер
и имеют различную, отличную от прочих
эффективность и значимость. Тактильное
поведение условно может делиться на следующие
типы: профессиональные, ритуальные, дружеские
и любовные. Каждый тип прикосновения
необходим человеку для ослабления или
усиления процесса коммуникативной связи.
Однако имеется ряд факторов, которые
несомненно стоит учитывать, поскольку
в разнообразных культурах невербальные
элементы имеют различные обозначения;
Сенсорика – является одним
из видов невербальной коммуникации, в
основе которого лежит чувственное восприятие
всеми культурами. Отношение к партнеру
складывается на ощущении органов чувств:
запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых
и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника
и тепла, исходящего от него. Благодаря
всему этому и сроится невербальная коммуникация
с данным партнером;
Проксемика – вид невербальной
коммуникации, основанный на использовании
пространственных отношений. Данный вид
коммуникации подразумевает непосредственное
влияние расстояний и территорий на проявление
межличностных отношений между людьми.
В результате проведения некоторых исследований
были выявлены четыре зоны невербальной
коммуникации пространственного типа:
интимную, личную, социальную и публичную;
Хронемика – данный вид подразумевает
использование времени при невербальной
коммуникации;
Паравербальная коммуникация
– смысл коммуникации зависитот проявления
уровня ритма, интонации и тембра голоса,
которые используются для непосредственной
передачи высказывания.
Язык мимики и жестов в деловой коммуникации.
Понятие жестов и их классификация. Факторы,
влияющие на интерпретацию невербальных
сигналов в процессе общения. Зоны и дистанции
в деловой коммуникации. Организация пространственной
среды в деловой коммуникации.
Визуальная (невербальная)
коммуникация – передача информации посредством
невербальных средств общения (жестов,
мимики, телодвижений, цвета, пространственной
среды и т.д.). Визуальный облик задается
временем и господствующими в этот период
тенденциями. Спортивные тенденции нашего
века диктуют образ делового человека.
Чтобы человека не воспринимали отрицательно,
он обязательно должен выдавать определенную
информацию невербальным способом. По
невербальному поведению партнера по
коммуникации мы можем определить его
установку на общение. Различают следующие
установки: доминирование – равенство
- подчинение; заинтересованность – незаинтересованность;
официальность – доверительность; закрытость
– открытость. Наиболее ярко эти установки
проявляются в стиле приветствия: установка
на преводсходство – человек с такой установкой
подает руку для приветствия ладонью вниз;
установка на подчинение – ладонь вверх;
установка на равенство – ладонь перпендикулярно
полу. Если Вам протянули руку ладонью
вниз, пожимая ее, шагните вперед – ладони
выровняются.
Э.Сэмпсон предлагает таблицу
положительных и отрицательных сигналов,
встречающихся при невербальной коммуникации.
Положительные сигналы |
Отрицательные сигналы |
Человек, выступая с докладом |
Использует пространство |
Не использует пространство |
Демонстрирует спокойствие |
Демонстрирует нервозность |
Удобно стоит |
Крутит какие-то предметы |
Имеет контакт глазами с аудиторией |
Дотрагивается до лица |
Держит ладони открытыми |
Сжимает кулаки |
Рис.1. Положительных и отрицательных
сигналов, встречающихся при невербальной
коммуникации.
Существуют различные зоны
визуальной коммуникации: 1. Интимная зона
(15-45 см) – допускаются только самые близкие
люди. В каждой культуре свой размер интимной
зоны. 2. Личная зона (45-120 см) – общение
деловых партнеров. 3. Социальная зона
(120-350 см) – общение в малой группе (10-15
чел.). Пресс-конференции, круглый стол,
семинар и т.д.. 4. Публичная зона (от 350 см)
– общение с большой группой людей, массовой
аудиторией. Соблюдение зон и границ взаимодействия
является элементом делового этикета.
Знание зон позволит правильно построить
коммуникацию и достичь наибольшего эффекта.
Задание 3. Национальный
характер и его отражение в коммуникации.
Под коммуникативным
поведением мы понимаем совокупность
норм и традиций общения народа. Национальное
коммуникативное поведение - совокупность
норм и традиций общения определенной
лингвокультурной общности. Сам термин
`коммуникативное поведение' в этом смысле
впервые был использован И.А.Стерниным
в работе «О понятии коммуникативного
поведения» и относился к национальному
коммуникативному поведению. (В теоретическом
плане в настоящее время можно говорить
о трех разновидностях коммуникативного
поведения: национальном, групповом и
личностном.). Задача современной лингвистики,
и, в частности, специалистов в области
исследований по межкультурной коммуникации,
заключается прежде всего в том, чтобы
сформировать научные представления о
коммуникативном поведении народа как
о компоненте его культуры. К тому же научный
подход требует создания собственного
терминологического аппарата описания,
использование определенных методов и
приемов, разработку моделей описания
коммуникативного поведения.
О нормах коммуникативного
поведения можно говорить в четырех аспектах:
общекультурные нормы, групповые нормы,
ситуативные нормы и индивидуальные нормы.
Общекультурные нормы коммуникативного
поведения характерны для всей лингвокультурной
общности и в значительной степени отражают
принятые правила этикета, вежливого общения.
Они связаны с ситуациями самого общего
плана, возникающими между людьми вне
зависимости от сферы общения, возраста,
статуса, сферы деятельности и т.д. Это
такие ситуации, как привлечение внимания,
обращение, знакомство, приветствие, прощание,
извинение, комплимент, разговор по телефону,
письменное сообщение, поздравление, благодарность,
пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование.
Это - стандартные ситуации. Общекультурные
нормы общения национально специфичны.
Так, у немцев и американцев при приветствии
обязательна улыбка, а у русских - нет.
Благодарность за услугу обязательна
у русских, но не нужна в китайском общении,
если собеседник - ваш друг или родственник.
При приветствии коллег у немцев принято
рукопожатие, а у русских оно не обязательно
и т.д.
Ситуативные нормы
обнаруживаются в случаях, когда общение
определяется конкретной экстралингвистической
ситуацией. Такие ограничения могут быть
различны по характеру. Так, ограничения
по статусу общающихся позволяют говорить
о двух разновидностях коммуникативного
поведения - вертикальном (вышестоящий
- нижестоящий) и горизонтальном (равный
- равный). Граница между различными типами
подвижна, она может нарушаться. Кроме
того, здесь также наблюдается национальная
специфика: так, общение мужчины и женщины
в русской культурной традиции выступает
как горизонтальное, а в мусульманской
- как вертикальное; общение старшего с
младшим у мусульман гораздо более вертикально,
чем у русских. Групповые нормы отражают
особенности общения, закрепленные культурой
для определенных профессиональных, гендерных,
социальных и возрастных групп. Есть особенности
коммуникативного поведения мужчин, женщин,
юристов, врачей, детей.Индивидуальные
нормы коммуникативного поведения отражают
индивидуальную культуру и коммуникативный
опыт индивида и представляют собой личностное
преломление общекультурных и ситуативных
коммуникативных норм в языковой личности.
Подлежат описанию также нарушения общих
и групповых норм, характерные для индивида.
К коммуникативному поведению примыкает
социально- и коммуникативно-значимое
бытовое поведение - совокупность предметно-бытовых
действий людей, получающих в данном обществе,
в данной лингвокультурной общности смысловую
интерпретацию и тем самым включающихся
в общий коммуникативный процесс и влияющих
на поведение и общение людей. Это своеобразный
`язык повседневного поведения' или социальный символизм. Социальный символизм
- это отражение в сознании людей семиотической
функции, которую приобретает в той или
иной культуре определенное действие,
факт, событие, поступок, тот или иной элемент
предметного мира. Все эти явления приобретают
в сознании народа и определенный символический
смысл, характерный и единый для всего
данного социума или для какой-то определенной
социальной группы. Социальный символизм
является компонентом национальной культуры. Социальный символизм
зачастую не замечается членами социума,
хотя довольно строго `соблюдается' - то
есть используется, интерпретируется
в межличностных отношениях. Символический
смысл того или иного явления может быть
совершенно не воспринят в другой культуре,
не понят, а может и получить там самую
неожиданную интерпретацию, что может
привести инокультурного человека к прямому
конфликту с представителями `домашней'
культуры. Необходимо также остановиться
на соотношении понятий коммуникативное
поведение и речевой этикет. Коммуникативное
поведение - более широкое понятие, чем
речевой этикет. Последний связан, в основном,
со стандартными речевыми формулами в
стандартных коммуникативных ситуациях,
отражающими категорию вежливости, а коммуникативное
поведение описывает тематику общения,
восприятие тех или иных коммуникативных
действий носителями языка, особенности
общения в больших коммуникативных сферах
типа семья, коллектив, иностранцы, знакомые,
незнакомые и многих других. Коммуникативное
поведение описывает не только вежливое,
эталонное общение, но и реальную коммуникативную
практику. Коммуникативное поведение
включает речевой этикет как составную
часть.
В целом, национальная
специфика коммуникативного поведения
позволяет интерпретировать ее описание
как описание одного из аспектов - коммуникативного
аспекта - национальной языковой личности.
Что такое национальный
характер? Существует ли он вообще? Насколь-ко
правомерно обобщение типичных черт в
масштабе целого народа, когда хорошо
известно, что все люди -- разные? Английская
послови-ца на эту тему гласит: It takes all sorts to make a world [Мир составляют люди
разного сорта]. Можно ли сказать, что It
takes one sort to make a nation, то есть что народ составляют
люди одного сорта? Или под на-циональным
характером подразумевается стереотипный
набор ка-честв, приписанных одному народу
другими, часто не вполне друже-ственными? По мнению Д. Б. Парыгина,
„не вызывает сомнения факт существо-вания
психологических особенностей у различных
социальных групп, слоев и классов общества,
а также наций и народов". Из аналогичного взгляда
исходит и Н. Джандильдин, который определяет
национальный характер как „совокупность
специфических психологических черт,
став-ших в большей или меньшей степени
свойственными той или иной со-циально-этнической
общности в конкретных экономических,
культур-ных и природных условиях ее развития".
С. М. Арутюнян, который
так-же признает существование национального
характера, или „психоло-гического склада
нации", определяет его как „своеобразный
нацио-нальный колорит чувств и эмоций,
образа мыслей и действий, устойчи-вые
и национальные черты привычек и традиций,
формирующихся под влиянием условий материальной
жизни, особенностей исторического развития
данной нации и проявляющихся в специфике
ее националь-ной культуры". Довольно распространенным
является мнение о национальном ха-рактере,
согласно которому это не совокупность
специфических, свое-образных, присущих
только данному народу черт, но своеобразный
на-бор универсальных общечеловеческих
черт.
В научной литературе
можно проследить две точки зрения на
проблему соотношения социального и биологического
в национальном характере: согласно первой
национальный характер не наследуется
от предков, а приобретается в процессе
воспитания, согласно второй основу национального
характера составляют психофизиологические
особенности нации, обусловленные ее генофондом. Правомерность той
или иной точки зрения можно лишь утверждать,
ссылаясь на выводы авторов о существовании
«некоего ядра», «психофизической константы».
По мнению Барулина В.С., менталитет человека
характеризуется целостностью, наличием
определенного качественного ядра. Этим
«неизменным ядром» в национальном характере
являются глубинные слои психики, характерные
для данного этноса, и являющиеся ничем
иным как константной основой национального
характера. «В основе национального характера
лежат привычные нормы взаимодействия
людей, обусловленные типом общества,
в котором живет нация. Тогда национальный
характер предстает как социальное явление».