Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Предметом философии оказывается поиск абсолютных, вневременных норм, идеальных стандартов таких типов. И. Кант предложил несколько основных философских вопросов, в своей совокупности составляющих предмет философского знания:
1) что я могу знать?
2) на что я могу надеяться?
3) что я должен делать?
4) что такое человек?

Содержание работы

1. Предмет философии
2. Герменевтика
3. Философское учение о бытии
4. Проблема оптимизма и пессимизма в гносеологии
5. Трудности решения проблемы сознания
6. Бренность и бессмертие человека
7. Понятие «общество»
8. Информационно-техническое общество: проблемы и перспективы
9. Интеллектуальная интуиция
10. Культура
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контр.по философии Андросова Н.О 2курс IV сем.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:  «Философия»

 

Тема: Контрольная работа № 1

                                      

 

 

 

 

 

                               Выполнила

Студентка II курса, IV семестр

Андросова Нелли Олеговна

 

 

 

 

Тюмень, 2013

 

 

Содержание

1. Предмет философии         

2. Герменевтика           

3. Философское  учение о бытии        

4. Проблема  оптимизма и пессимизма в гносеологии    

5. Трудности  решения проблемы сознания      

6. Бренность  и бессмертие человека       

7. Понятие «общество»         

8. Информационно-техническое общество: проблемы и перспективы

9. Интеллектуальная  интуиция         

10. Культура            

Список использованной литературы       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет философии

Предметом философии  оказывается поиск абсолютных, вневременных норм, идеальных стандартов таких типов. И. Кант предложил несколько основных философских вопросов, в своей совокупности составляющих предмет философского знания:

1) что я могу знать? 

2) на что я могу  надеяться? 

3) что я должен делать?

4) что такое человек?

Причем четвертый вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в  себя содержание всех предшествующих. Для Канта, человек -  это существо, способное к познанию, вере в Бога и нравственному поведению. Загадка  здесь в том, что эти способности  исключают друг друга, и поэтому необходимо выяснить, каким образом эти конфликтующие способности соединяются в человеческом сознании, какова их иерархия?

Существует и другая система  философских вопросов, имеющая широкое  распространение. Эти вопросы таковы. Базовый вопрос  - “как соотносятся мышление и материя?” – разделяется на два относительно самостоятельных: “что первично – материя или сознание?” и “как соотносится познающее мышление к миру вне нас?”. Принято считать, что эти вопросы суть выражение на языке философии наиважнейших для человека проблем: “как соотносятся душа и тело?”, “есть ли жизнь после смерти?”, “возможно ли совпадение целей и результатов человеческой деятельности?”

Философия, как тип  духовной деятельности существует, как  уже сказано, около трех тысячелетий. И во все времена не было недостатка в людях, отрицавших ее общественную значимость. Обвиняли философов по разному, но суть обвинений была неизменна: они не приносят прямой пользы обществу. Отчасти такие обвинения следует признать справедливыми. “Потребляет” философское знание сравнительно малый круг людей, обладающих высоким образованием и причастных к принятию решений. Иными словами, философия обращается к интеллектуальной и политической элите. Или, как ядовито сказал Вольтер: “Философия – это не для сапожников”.

Ясно, что философии  принадлежит особая роль в жизни  общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и  главная функция философии – исследование предельных оснований человеческой деятельности. “Предельными основаниями” обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но тем не менее обуславливающие их сознание. “Предельные основания” определяют стратегию деятельности, иначе говоря, “смысл жизни”. 

Раскрытие специфики  философии как формы общественного  сознания предполагает необходимость  раскрытия и ее социальных функций, той роли, какую она играет в  жизнедеятельности общества и личности. К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная, практически-деятельная. Рассмотрим подробнее методологическую и мировоззренческую функции.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания, выступая как осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы действительности, представляет собой отражение именно этой определенной стороны человеческого бытия. Философия же, рассматривая в самой обобщенной форме отношение человека к миру и к самому себе, рассматривает не отдельные сферы бытия человека как таковые, а их взаимосвязь через призму раскрытия природы и сущности мира, природы и сущности человека и их взаимосвязи. Поэтому основные положения философии являются общезначимыми, имеют методологическое значение для каждой из форм общественного сознания в процессе осознания человеком своего отношения ко всем сферам действительности и к самому себе.

Под методологией следует  понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода  к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключают в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях  их бытия, об отношении человека к миру и к себе. Конечно, в различных философских системах интерпретация этих исходных принципов различная. Тем не менее, в этих интерпретациях просматривается стремление к уяснению специфики именно философского осмысления действительности и места в ней человека. Таким образом, методологическая функция философии дает для всех форм общественного сознания, для теоретической и практической деятельности человека исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и сущности мира и человека, предельных оснований  их бытия, осознания человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Герменевтика

Герменевтика (греч. hermeneutike - толкование) - направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. В узком смысле - совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания - филологии, юриспруденции, богословии и др.

Философская герменевтика видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга. Исторические разновидности герменевтики: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) и диалог (формирование нового смысла - и субъективности - в соотношении с существующим). Первый этап исторической эволюции герменевтики - искусство толкования воли богов или божественного намерения - античность (толкование знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания). Понимание как реконструкция преобладает, начиная с эпохи Возрождения, в виде филологической герменевтики. В протестантской культуре оно накладывается на религиозную герменевтику - проекты отделения в Писании божественного от привнесенного человеком. Техники реконструкции были наиболее развиты Шлейермахером: целью работы герменевта является вживание во внутренний мир автора - через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии - вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли. В традиции историцизма применительно к проблемному полю герменевтики, Дильтей настаивал на дополнении этого метода исторической реконструкцией ситуации возникновения текста (как выражения события жизни). Кроме того, Дильтей выдвинул идею понимания как метода наук о духе, в отличие от присущего наукам о природе объяснения. Он рассматривает как базис герменевтики описательную психологию, а приоритетной наукой, в которой раскрывается герменевтика, - историю. До Дильтея герменевтика рассматривалась как вспомогательная дисциплина, набор техник оперирования с текстом, после - как философская, цель которой - задать возможность гуманитарного исследования. Совершенно оригинален подход Хайдеггера, который рассматривает понимание (себя) как характеристику бытия, без которой оно скатывается в позицию неподлинности. Такое понимание служит основой всякого последующего истолкования: и того что есть, и возможностей. Понимание Г. как порождения новых смыслов в диалоге традиций (Рикер) с традицией (Гадамер, Хабермас) преобладает в философии 20 в. (вероятно, именно такой образ Г. привел к "герменевтическому буму"). Гадамер, интерпретируя Хайдеггера, отмечал, что бытие само себя понимает через конкретных людей и события - такое бытие есть язык, традиция. Цель работы герменевта - наиболее полно выявить механизмы формирования своего опыта (предрассудки), которыми наделяет его традиция. Выявление происходит через практику работы с текстами, через соотнесение их содержания с опытом "современности". Это - диалог, посредством которого рождается новый смысл - этап жизни традиции и самого текста. Хабермас видит герменевтику как рефлексивное средство критики и преодоления традиционной "извращенной коммуникации", приводящей к современному уродливому сознанию. Рикер рассматривает гносеологическую сторону герменевтики - в семантическом, рефлексивном и экзистенциальном аспектах. Семантика - изучение смысла, скрытого за очевидным - коррелирует с психоанализом, структурализмом и аналитической философией, а также экзегезой. Рефлексия как самопознание должна опровергнуть иллюзию "чистоты" рефлексирующего и обосновать необходимость познания рефлексирующего через его объективации. Экзистенциальный план подразумевает распознание за различными образами интерпретации разные способы бытия - при проблематичности нахождения их единства. герменевтики для Рикера необходимо связана с философией. Она должна ограничить сферы применимости каждого из этих методов. В противоположность этому Э. Бетти выступает за сохранение герменевтики как независимого от философии метода гуманитарных наук. В то же время Г. в 20 в. стала большим, чем просто конкретной теорией или наукой, - она стала принципом философского подхода к действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Философское  учение о бытии

Вопрос понимания бытия  и соотношение с сознанием  определяет решение основного вопроса  философии. Для рассмотрения этого  вопроса обратимся  к истории  развития философии.

Бытие является философской  категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие  налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия  претерпело сложное развитие. Его  общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Можно вычленить несколько  периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с  рассмотрением бытия «самого  по себе» (натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается  как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной  философии делается попытка переосмыслить  онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

Существо развития научного и философского знания заключается  в том, что человек все более  сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей  социальной жизни и форм культуры.

В истории философии  первую концепцию бытия дали древнегреческие  философы 6 – 4 веков до нашей эры  – десократики. Для них бытие  совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблема  оптимизма и пессимизма в гносеологии

Гносеология – (от греч. gnosis – познание и logos – учение) учение о познании. Раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания. Хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании стало разрабатываться со времен античности. Как философское учение, теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к специфике этой деятельности. Специфичность того или иного вида познания интересует гносеологию лишь с мировоззренческой стороны и в плане достижения и существования истины.

Главной проблемой в  гносеологии является  проблема истины, все остальные проблемы, так или иначе, рассматриваются через призму данной проблемы: что такое истина? Возможно ли достижение истинного знания? Каковы механизмы и способы достижения истинного знания? Существуют ли границы познавательных возможностей человека?

Гносеология внутренне  связана с онтологической и аксиологической  проблематикой. Онтология, с одной  стороны, как общее учение о бытии, выступает и как предпосылка  теории познания (все понятия гносеологии  имеют онтологическое обоснование и в этом смысле обладают и онтологическим содержанием). Так, решение проблемы истины неминуемо начинается с определения онтологического статуса категории «истина»: возможно ли существование истинного знания, что следует понимать под словом «истина»? С другой стороны, само онтологическое содержание категорий и проблем гносеологии устанавливается в процессе познания и гносеологической рефлексии. Примерно так же обстоит дело с единством гносеологии и аксиологии. Постигая мир, человек  одновременно  оценивает его, «примеряет» к себе, строит ту или иную систему ценностей, определяющих поведение человека в этом мире. В то же время, само познание является определенной ценностью человеческого бытия, и само направляется и развивается согласно тем или иным личностным или общественным установкам.

Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет. Вариантов оптимистической гносеологии достаточно много, различаются и их онтологические основания. В учении  Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и идеальных сущностей в некоем месте обитания занебесной области, в которой души созерцают идеальный мир. После вселения в человеческие тела души забывают то, что они видели в иной действительности. Суть же теории познания Платона заключается в тезисе «Знание – это припоминание», то есть души припоминают то, что видели прежде, но забыли в земном существовании. Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации. В учениях Г.Гегеля и К.Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалистическому, а второе – к материалистическому направлениям, онтологической основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности (т.е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, то есть разумом.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"