Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависят от целей, которые стоят перед ним, от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только лишь специалистами в области психологии (например, при проведении судебно-психологической экспертизы).

Содержание работы

1. Методы изучения личности в юридической психологии. Методы психологической диагностики и их классификация……………………3
2. Психология судебной деятельности (по уголовным делам)………….12
3. Задача……………………………………………………………………..17
Библиографический список……………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Юридическая психология.docx

— 47.67 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ

ВАРИАНТ №3

 

 

 

Выполнил:                                                               Воробьёва (Хлебникова) О.А.

группа 08-ЗЮ-233

 

 

Проверил:                                                                                    Кузьмина Н.В

 

 

 

 

Кострома 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Методы изучения личности в юридической психологии. Методы психологической диагностики и их классификация……………………3
  2. Психология судебной деятельности (по уголовным делам)………….12
  3. Задача……………………………………………………………………..17

Библиографический список……………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы изучения личности в юридической психологии. Методы психологической диагностики и их классификация

 

Изучение личности человека, как впрочем, и познание человека в целом никогда не будет статичным и консервативным, хотя бы потому, что само понятие личности динамично и не может подчиняться каким либо константам.

Существует много подходов к познанию личности, некоторые из них требуют лишь непосредственного  наблюдения человека за собственными психическими процессами – это субъективная оценка. Однако, в вопросах юридической практики на субъективную оценку исследуемой личности просто нельзя положиться и принять ее за достоверную, поэтому самонаблюдение не может быть основным методом изучения личности, его нужно рассматривать как вспомогательный к основному – объективному методу.

Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависят от целей, которые стоят перед ним, от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только лишь специалистами в области психологии (например, при проведении судебно-психологической экспертизы).

Можно выделить основную группу методов, которыми широко пользуются не только психологи в своих исследованиях, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе исследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде.

Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.

Во время беседы юристу следует произвести благоприятное  впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес  к обсуждаемым вопросам, желание  отвечать на них и участвовать  в диалоге. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать.

Вопросы, относящиеся непосредственно  к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом  ее начале. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и не включенное (со стороны) наблюдение.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в  познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь  использует информацию и от опосредованного  наблюдения. Сопоставление результатов  непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

В ходе наблюдения юрист  может столкнуться и с наиболее распространенными ошибками (так  называемый гала-эффект, или эффект ореола), приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых им фактов, с «ошибками усреднения», с ошибками, возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления.1

В целях повышения достоверности  наблюдения, нейтрализации ошибочных  суждений необходимо строже относиться к своим выводам, объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлениях.

Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод возник на рубеже XIX—XX вв. Он состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста, как уже упоминалось ранее,  самонаблюдение носит вспомогательный характер.

Самонаблюдение может  использоваться юристом как метод  самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше  контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками.

«Биографический»  метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, во время бесед с ним выясняются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д.

Метод обобщения  независимых характеристик. Перечисленные выше методы существенно дополняются методом обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Так, например, чтобы наиболее полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характеристики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его родных, знакомых. И хотя в каждой из этих характеристик могут содержаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение.

Анализ результатов  деятельности. Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыскиваемых преступников. Например, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, интеллекте, психическом состоянии, в котором мог находиться обвиняемый в момент совершения преступления, о мотивах преступления.

В качестве разновидности данного метода стал применяться метод составления психологического портрета преступника, с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в себя не только его психологические, но и поведенческие и даже чисто внешние, физические признаки.

Экспериментальный метод. В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также и по некоторым другим опросам.

Широко используется экспериментальный  метод при проведении судебно-психологической  экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания.

С помощью специально разработанных  экспериментально-психологических  методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических процессов.

Весьма эффективным методом  изучения личности является судебно-психологическая экспертиза - это система психологических исследований личности и деятельности подследственного и осужденного для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых.2 Cудебно-психологическая экспертиза осуществляется специалистами-психологами. Основная задача судебно-психологической экспертизы сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, являющихся составным элементом гражданско-правовых споров, а также в исследовании психологического содержания целого ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе.

Понятие  «психологическая диагностика» означает постановку психологического диагноза относительно психических особенностей, свойств, состояний человека специалистом-психологом с использованием различных психологических, тестовых методик (тестов). Применение методов психодиагностики требует от специалиста психологического образования и соответствующей подготовки.

В настоящее время известно большое число тестовых методик, но далеко не все они широко применяются  в юридической практике. Однако, сотрудничая со специалистами-психологами, юристам также необходимо, хотя бы в общих чертах иметь об этом представление.

Условно существующие тесты  и прежде всего те из них, которыми пользуются специалисты (эксперты) психологи  в сфере правоохранительной деятельности, условно можно разбить на четыре большие группы.

Первая группа. Психофизиологические методы диагностики функциональных состояний индивида. С их помощью исследуются разнообразные показатели работы центральной, вегетативной нервной системы человека-оператора.

  К ним относятся  электрофизиологические показатели: электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция, электрокардиограмма. В эту же группу можно также включить методики, фиксирующие биохимические изменения в организме при различных экстремальных состояниях психики.

Например, в качестве информативных  признаков при диагностике стресса  выявляют повышенное содержание в крови  и моче так называемых гормонов стресса  — адреналина и норадреналина.

Указанные психофизиологические методы чаще применяются при проведении судебно-психологической экспертизы по уголовным делам о нарушениях правил эксплуатации каких-либо сложных технических устройств, транспортных средств и т.п., когда решается вопрос о том, соответствовал ли по своим психофизиологическим качествам управлявший ими оператор экстремальным условиям деятельности или нервно-психическим перегрузкам, т.е., в конечном итоге, когда стоит вопрос о виновном либо невиновном причинении вреда.

Вторая группа. Интеллектуальные психологические тесты, с помощью которых исследуется интеллектуальный уровень развития человека. К этой же группе можно отнести методики, позволяющие оценивать сформированность у испытуемого познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также развитие речи, его отдельные навыки, умения, способности.

Интеллект относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, отождествляемая со стилем его мышления, стратегией принимаемых  решений в проблемных ситуациях, требующих от субъекта нестандартного подхода, высокого уровня познавательной активности.

Среди различных тестовых методик, следует прежде всего назвать тест американского клинического психолога Д. Векслера «Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых». Другим хорошо известным тестом, позволяющим устанавливать коэффициент интеллекта, является Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена. Тест разработан в Англии в 30—40-е гг. и получил широкое распространение благодаря тому, что не зависит от образовательного, культурного уровня испытуемых, их национальной принадлежности и т.п.

Третья группа включает личностные, так называемые анкетные тесты в виде опросников, предназначенных для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности путем получения от испытуемого односложных ответов (типа верно - неверно или да - нет - не уверен) на строго определенные вопросы-утверждения. В подобных случаях испытуемый лишен возможности давать произвольные ответы. Поэтому подобного рода опросники (вопросы) называются закрытыми.

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"