Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:47, контрольная работа
Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависят от целей, которые стоят перед ним, от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только лишь специалистами в области психологии (например, при проведении судебно-психологической экспертизы).
1. Методы изучения личности в юридической психологии. Методы психологической диагностики и их классификация……………………3
2. Психология судебной деятельности (по уголовным делам)………….12
3. Задача……………………………………………………………………..17
Библиографический список……………………………………………..19
Выбор краткого ответа на какой-либо вопрос зависит от степени выраженности того или иного свойства у испытуемого. Благодаря этому лицо, подвергающееся тестированию, сообщает о себе такие сведения, анализируя которые можно довольно точно определить свойства его характера, некоторые способности, ведущие мотивы поведения, направленность личности. Среди данной группы методов исследования личности большое распространение получили: Миннесотский многопрофильный личностный опросник в виде двух адаптированных к нашей социокультурной среде вариантов: СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности Л.Н. Собчик) и ММИЛ (методика многостороннего исследования личности Ф.Б. Березина), 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэттелла, опросник Г. Айзенка, патохарактерологический диагностический опросник для подростков А.Е. Личко и некоторые другие.
Названные методики отличаются
своей надежностью, практичностью,
высоким уровнем достоверности.
Поэтому их используют не только при
проведении судебно-психологической
экспертизы, но и при проведении
профессионального
Четвертая группа. Проективные тесты, в основе построения которых лежит механизм проекции. В психологии проекция - это психический процесс бессознательного перенесения, приписывания субъектом другим людям своих собственных качеств, состояний, взглядов, идей, доминирующих потребностей, мотивов, «значащих переживаний», «личностных смыслов». 3 Проекция может также выражаться в неправильных, ошибочных умозаключениях, принимаемых решениях, обусловленных каким-то прежним, ранее усвоенным, иногда негативным опытом. Эти психические явления в виде стимулов, побуждений бывают настолько скрыты, что часто не отражаются в сознании человека, хотя их влияние на его поведение чрезвычайно велико. Поэтому, чтобы глубоко разобраться, почему человек поступил так, а не иначе, нужно выявить эти проекции, а за ними и его скрытые побуждения, импульсы, чувства, состояния.
Этой цели служат различные проективные вербальные и невербальные (рисуночные, цветовые) методы (тесты).
В практике проведения судебно-психологических экспертиз по уголовным делам среди данной группы тестов наибольшее распространение получили: тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика изучения фрустрационных реакций человека С. Розенцвейга, методика чернильных пятен Г. Роршаха, цветовой тест Люшера и некоторые другие методики.
2.Психология судебной деятельности
Психологическая структура судебной деятельности складывается из познавательной, конструктивной и воспитательной деятельности суда.
Основной и определяющей становиться конструктивная деятельность суда, но она может осуществляться только после познавательной, которая включает всестороннюю оценку и проверку предоставленных в суд доказательств, путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а так же установления их источников.4
Особенность познавательной деятельности в суде прежде всего заключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают ему уже готовую модель подлежащего исследованию события, действий и взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Предварительное следствие берет на себя всю поисковую часть познавательной деятельности, производит отбор и систематизацию информации, что существенно облегчает познание судом обстоятельств дела.
Вся необходимая информация уже предварительно собрана, упорядочена и сконцентрирована таким образом, чтобы существенно облегчить деятельность суда первоначально по восприятию уже собранной информации, а затем и по ее исследованию. Наличие уже восстановленной модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех фактов, их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию ее судом в каждом отдельной элементе. Оценка доказательств по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью закреплено законодательно в ст.17 УПК РФ.5 Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осуществления правосудия, производится с полным соблюдением принципов гласности, устности, непосредственности судебного разбирательства, которые закреплены в ст.240, ст.241 УПК РФ.6
Особенность познавательной деятельности суда заключается в том, что процесс опосредованного познания фактов здесь занимает еще большее место, чем в деятельности следователя. Это определяется еще большим удалением суда по времени от совершения преступления, а краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это достигается строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и процессуальный принцип непрерывности судебного разбирательства.
В ходе судебного заседания процесс познания включает в себя и сравнительное исследование модели события и конкретного закона. В материалах следствия уже имеется указание на определенную норму уголовного закона, которой, по мнению следователя, соответствует данное событие, деятельность, поведение. Однако суд имеет возможность тщательно проверить правильность проведенного предварительного расследования. В уголовном процессе суд обязан вновь воспроизвести и сопоставить события преступления со всеми иными сходными нормами закона. Мысленное сравнение обстоятельств дела с различными нормами закона обязательно на всем протяжении деятельности суда при рассмотрении дела, но этот процесс окончательно должен быть завершен в совещательной комнате.
Многообразие психических отношений, их острота приводят в заседании суда по рассмотрению уголовного дела к тому, что здесь в значительно большей степени воссоздается вся картина прошлого преступного события. Это в свою очередь приводит к сильному переживанию прошлого свидетелями, потерпевшими, обвиняемыми. Такая особенность судопроизводства всегда создает условия для выявления действительных психических качеств каждой личности, действительного отношения к событию, фактам, другим лицам. Эмоциональные переживания сторон судебного заседания, иногда, могут и повлиять на общий итог. Так, например, в Буйском районном суде рассматривалось уголовное дело о проникновении в жилище с целью хищения имущества. « В ходе судебного заседания установлено, что подсудимым К. совершено впервые одно преступление, предусмотренное ч.1 ст.158 УК РФ, относящееся к категории НЕБОЛЬШОЙ тяжести, вину в совершении которого он признал полностью и в содеянном раскаялся, в настоящее время примирился с потерпевшим Д., поскольку попросил у него прощения, и тот его простил, в течение двух недель обязуется возместить потерпевшему деньги в сумме 450 рублей - стоимость не возвращенной электрической машинки для стрижки волос. Уголовное дело в отношении К. , обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ, прекратили по ст.25 УПК РФ и на основании ст.76 УК РФ (за примирением с потерпевшим)».7
Сущность конструктивной деятельности в суде — это вынесение приговора по рассматриваемому уголовному делу. Все остальные виды деятельности подчинены этой задаче.
К специальным условиям конструктивной деятельности следует отнести: вынесение приговора коллегиально, членами суда, обеспечение невмешательства в его принятии, законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащее в основе каждого вынесенного приговора, требование непрерывности рассмотрения уголовного дела.
Такая особенность судопроизводства всегда создает условия для выявления действительных психических качеств каждой личности, действительного отношения к событию, фактам, другим лицам.
В некоторых случаях суду приходится принимать решения о производстве таких действий, которые на предварительном следствии не проводились (вызов новых свидетелей, экспертов и т. д.). И здесь конструктивная деятельность суда получает еще одно направление: обеспечение процесса познания, оценки всех фактов, как собранных в период следствия, так и тех, необходимость которых выявилась уже при рассмотрении уголовного дела.
Конструктивная деятельность суда должна быть направлена и на реализацию, обеспечение и проверку выполнения вынесенного этим судом приговора в отношении подсудимого. Конструктивная деятельность — это не только обеспечение процесса познания и вынесения приговора по уголовному делу, но и обеспечение реальности исполнения вынесенного приговора по делу.
Отдельно можно выделить воспитательное воздействие суда, которое уже заложено в специфической форме его деятельности: полном, объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела. Именно поэтому сам процесс судопроизводства оказывает огромное воспитательное воздействие на всех присутствующих в зале судебного заседания, в том числе и на подсудимого.
Эффективность воспитательного воздействия процесса судебного заседания заключается в предельной наглядности, конкретности при восприятии фактов всеми присутствующими независимо от того, положительные или отрицательные эмоции возбуждает каждый отдельно взятый факт. Судебное заседание оказывает более целенаправленное воспитательное воздействие на коллектив, где было совершено преступление. Огромное воспитательное воздействие имеет и оглашение приговора. Здесь следует учитывать, чтобы приговор был справедливым, отвечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести совершенного преступления к личности подсудимого, был предельно четким, ясным, конкретным и доходчивым для всех присутствующих в зале судебного заседания.
Воспитательное воздействие суда может продолжаться и после вынесения приговора, а также при стадии его исполнения. Суд реализует воспитательную функцию и в деятельности по наиболее полному собиранию, анализу и направлению в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.
Каждый судья является воспитателем значительного количества людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность, за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.8
ЗАДАЧА
В одном из областных центров совершились изнасилования и неоднократные покушения на него. В процессе расследования были приблизительно установлены возраст, «словесный портрет» правонарушителя, наиболее вероятные дни недели и время, район где совершались нападения, категория потерпевших (блондинки 15-20 лет). Был установлен типичный способ совершения преступлений: преступник знакомился с жертвой в магазине или на автобусной остановке, где он уступал очередь или помогал сесть в автобус. Затем ненавязчиво заводил разговор, рассказывал о себе, просил разрешения проводить домой, «сыпал» комплементами. По дороге к месту жительства находил темное место и под угрозой ножа совершал преступление.
С целью задержания и изобличения преступника была создана специальная группа, в которую входило несколько женщин похожих на подвергавшихся нападению (сотрудники милиции или дружинники). Операция проводилась в вечернее время. В районе проведения операции были предприняты меры по устранению потенциальных жертв с тем, чтобы остались лишь специально подготовленные и надежно «прикрытые» женщины. На второй день операции преступник был задержан.
В чем сущность метода рефлексивного управления поведения правонарушителя? Каковы возможные пути осуществления рефлексивного управления поведением правонарушителя по данной ситуации?
РЕШЕНИЕ:
Под рефлексивным управлением понимают навязывание управляемому определенной стратегии поведения за счет передачи ему логически выстраиваемых оснований, с учетом которых он логически формирует «свое» решение, предопределенное управляющим. Чтобы картина ситуации могла быть принята в качестве основания для принятия решения, она должна стать приемлемой, «нормальной» для лица, принимающего решение.
В данной ситуации преступнику не навязывали рефлексивное поведение, а просто создали привычные условия, обезопасив потенциальных жертв, и ждали.
Возможен следующий путь рефлексивного управления поведением преступника:
В районе совершения преступлений распространить ложное сообщение (СМИ, расклеить объявления) о проводимом конкурсе красоты среди девушек, проживающих в этом районе. Условие конкурса: блондинки 15-20 лет. Указать информацию о том, что награждение участниц будет проходить в ближайшем, к району преступлений, доме культуры, указав время и день недели в которые обычно совершалось насилие. Участницы конкурса – специально подготовленные сотрудники милиции, внешне подходящие под описание.
Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"